Чтение маха-мантры

Станислав Тарашкевич
     Человек задает себе вопрос: «Кто я?». Подумайте, являетесь ли вы телом. Этот палец вы? Нет, это ваш палец. Посмотрев на свою ногу, вы говорите – это моя нога. И вы понимаете, что все тело принадлежит вам. Но а кто же тогда вы? Все это мое, но где же я и кто я? Поиски своего «я» и есть медитация. Человек должен овладеть своими чувствами, а это очень трудно. Чувства рвутся во внешний мир, а их надо запереть в себе и заняться самоанализом. Для того и предназначена система йоги, которая состоит из нескольких этапов.
1. Овладение чувствами с помощью регулирующих принципов.
2. Сидячая поза, помогает сосредоточить ум.
3. Сидеть нужно только прямо.
4. Овладеть дыханием.
5. Овладеть медитацией.
6. Самадхи.
Однако в наше время должным образом выполнять это очень трудно. Утеряна методика, поэтому достичь хороших и быстрых результатов за нашу сознательную короткую жизнь невозможно.
Маха-мантра –  это великая песнь освобождения. Мантра – это многократно повторяющееся за-клинание, которое гипнотизирует того, кто ее повторяет. Это форма ухода от жизни, это подлинная медитация. Вначале человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза, который проявляется в следующих формах:
–потеря дара речи,
–испарина,
–волосы на теле встают дыбом,
–дрожание голоса,
–озноб,
–побледнение кожи,
–плач в экстазе,
–транс.
И нет сомнения в том, что тот, кто повторяет мантру, сразу поднимается на духовный уровень, а первый признак этого желания – танцевать во время пения мантры. Это духовный призыв к Господу и его энергии. Процесс повторения мантры – это процесс очищения. Преданные говорят, что во вре-мя повторения мантры они ощущают экстаз. Шрила Прабхупада говорит, что эту аскезу (повторение маха-мантры) мы должны совершать  добровольно, если же мы её не совершаем добровольно, то бу-дем вынуждены совершать ту или иную аскезу против своей воли.  Произнося слова мантры «Харе Кришна», человек непосредственно контактирует с самим Богом, повторяя эти слова, даже не подоз-ревая этого, человек очень сильно  очищается и это спасет его от многих бед. Веды говорят, что за одну жизнь, ежедневно повторяя слова маха-мантры, человек может полностью очистить свое сердце от накопившейся грязи за многие и многие циклы рождений. Мантра очищает и освобождает ум от повседневных материальных мыслей, погони за удовольствиями и приводит человека на путь бхакти-йоги. Бхакти-йога означает преданное служение Верховной Личности Бога Кришне. Благочестивая деятельность человека помогает ему жить для других людей в этом материальном мире и быть счастливее других, но она не может застраховать его от греховной деятельности. Многие занимаются благочестивой деятельностью тысячи и тысячи лет, но все время рождаются в материальном мире. Человек может попадать даже на райские планеты, но, исчерпав запас своей благочестивой деятельности, он опять возвращается на Землю и так никогда не может вырваться из круга рождений и смерти. Господь Шива говорит, что благочестивая деятельность не освобождает человека от влияния гун материальной  природы и не приводит человека в духовный мир к Кришне. К Кришне приводит только один путь – это путь бахти-йога, или преданное служение. Преданное служение передается и накапливается из жизни в жизнь, не исчезает и не расходуется как благочестивая деятельность. 
Для тех, кто хочет  освободиться  из круга рождений и смерти, чтение маха-мантры представляет важный аспект деятельности. Читать мантру – это великая наука, которая передавалась по цепи ду-ховных учителей, но с течением времени прервалась, и знание в его первоначальном виде было утрачено. Веды утверждают, что если вы получили мантру не от представителя ученической преемственности, она не будет иметь силы. Она должна исходить от изначального Верховного Абсолюта и передаваться по цепи ученической преемственности, только тогда она окажет воздействие. Имеются четыре канала передачи мантры: первый берет начало от Господа Шивы, второй от богини Лакшми, третий от Господа Брахмы и четвертый от четырех кумаров. Если вы получили мантру не от представителей этих каналов, она не будет работать и не принесет ре-зультатов, ибо  не может быть по-настоящему духовной.
 Шрила Прабхупада был учеником  Шри Чайтаньи Махапрабху и  смиренно выполнял Его   на-каз, милосердно распространил Маха-мантру «Харе Кришна» по всему миру и спас западный мир от имперсонализма и учений о пустоте. За это мы перед ним в вечном долгу. Святое имя Кришны явля-ется трансцендентным и не считается материальным звуком, это не сочетание мирских букв или сло-гов – это вечно блаженное сознание. Святое имя Господа произносить чисто могут только чистые свободные души. Порабощенные души не способны повторять чистое имя.
«Харе Кришна» можно без устали повторять круглые сутки, такова его природа. Имя Кришны, слова Кришны, качества Кришны, развлечения Кришны, все это – Сам Кришна. В духовном мире нет разницы между названием объекта и самим объектом, то есть между именем личности и самой личностью. Святое имя Кришны дарует всем духовные благословения, ток как оно – Сам Кришна.
Однажды ученик спросил у своего учителя, в чем ценность повторения Святого имени? На что получил ответ, что самый сокровенный секрет в том, чтобы его всегда повторять. Выйдя от учителя, ученик услышал, что Святое имя повторяют и мужчины-прачки, стирающие одежду, и маленькие де-вочки, которые играли и собирали коровий навоз, и даже извозчик, которого он нанял. На другой день ученик спросил у учителя, что это за тайны Святого имени, если его повторяют все. Вместо объяснения учитель дал ученику драгоценный камень и сказал, чтобы он предложил его всем тем, кто повторяет   святое имя. Когда ученик предложил этот драгоценный камень, всем повторяющим святое имя, его никто не взял,  так как никто не знал его истинной ценности. Учитель объяснил уче-нику, что именно так же большинство людей не могут понять ценности святого имени, вот поэтому им и неинтересно его повторять. Святое имя – это открытая тайна, в то же время она открывается только достойным. Шестнадцать имен «Харе Кришна» уничтожают все грехи, освобождают душу от шестнадцати материальных покрытий. Каждый вайшнав, повторяющий «Харе Кришна», несомнен-но, достигнет обители Кришны. Чтение мантры не простое дело, иначе достигнуть Всевышнего было бы очень просто, к сожалению, никто не может достичь Всевышнего полностью. Наши материальные знания далеки от совершенства, наши чувства не позволяют нам этого сделать. Но мы должны стараться и постигать. Чтение, или повторение  Святых имен Бога, избавляет нас от тревог, успокаивает наш беспокойный ум, оказывает очищающее воздействие и позволяет человеку подняться до духовного уровня. В Индии на протяжении тысячелетий повторяют имена Господа  в форме мантр.  Мантра – это комбинация трансцендентных звуков, освобождающих ум от тревог.  Маха-мантра – это великая мантра в эпоху  Кали-юги. Она состоит из  шестнадцати слов: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна  Кришна,   Харе Харе,  Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Оно успокаивает наш ум в этот век раздоров, тревог, лицемерия. Имя Кришны означает «все привлекающий», Рама – «все радующий», Харе – это  обращение к энергии преданного служения Кришне.  Все звучит так: «О, все привлекающий, о, все радующий Господь, о, энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе». Для воспевания мантры нет строгих правил. Её можно читать везде, в метро, на работе, дома и даже за рулем автомобиля. Если вы читаете мантру индивидуально, то лучше иметь четки. И вы их обязательно найдете сами.
Мантры также читаются в коллективе. В этом случае ведущий читает, а другие повторяют за ним. Здесь мантру обычно поют.
При индивидуальном чтении четки очень важны, так как они помогают лучше сосредоточиваться на звуках в процессе осязания самих бусинок. Читать  нужно начинать с одного круга и доводить  до 16 кругов ежедневно. Можно читать  громко, тихо или шепотом. Ваш ум  будет уходить от вас, возвращайте его, заставляя вслушиваться в звуки мантры. Читать мантру лучше утром в одно и то же время.
Чтение и пение мантры приносит  ощущение духовного подъема, которое все больше усиливает-ся. Звук имени Кришна трансцендентен, его хочется повторять  снова и снова, человеку становится  намного легче отказаться от дурных привычек, мешающих духовному развитию.      
Все люди в материальном мире сознательно или неосознанно ищут Кришну и считаются правед-ными, если помнят о Боге. К ним относятся те, кто страдает, кто ищет богатства, кто любопытен и мудр. Мудрые люди стоят на самой высокой ступеньке, они знают о Боге и душе, читают Священное писание, живут просто и довольствуются тем, что им послал Бог. Им помогает в этом Сверхдуша, она направляет к ним преданных, книги и другие священные знания, наконец, помогает найти духовного учителя, но не все ищущие, а только искренние, к которым благоволит Сам Господь Кришна.
Если такой искренний человек встретился с книгами Шрилы Прабхупады и начал следовать на-ставлениям чистых преданных, он становится учеником. Если человек изучает Библию и живет по заповедям Иисуса Христа, он становится преданным Господа через Иисуса Христа. Через служение духовному учителю ученик прогрессирует духовно. Таков процесс бхакти-йоги.
Веды называют мантру «Харе Кришна» великой и она  особенно рекомендуется в эпоху Кали-юга, эпоху ссор, тревог, лицемерия. Эта эпоха, в которой живем мы. Великий преданный Кришны Харидас Тхакур повторял на четках святое имя Кришны 300 тысяч раз (192 круга). Это примерно бо-лее полусуток ежедневно. Святое имя не теряет своей трансцендентной силы, даже когда его произ-носят, не призывая Господа. Человек, повторяющий мантру, начинает соблюдать четыре регули-рующих принципа, которые очищают его ум и сердце. Повторять мантру нужно вслух, кто повторяет мантру про себя, спасает только себя, кто повторяет вслух, спасает и того, кто слышит. Такой человек в тысячу раз благочестивей того, кто повторяет про себя, ибо он дарует освобождение еще многим живым существам, слышащим его. Если вы ежедневно повторяете мантру, вы с Богом в душе. Это поможет вам помнить о Боге во время смерти, а это значит, что у вас есть шанс достичь цели человеческой жизни, вырваться из материального мира.    Те живые существа, которые не признают Бога то ли по невежеству, то ли по  собственному выбору, являются демоничными и попадают всецело под влияние гун материальной природы, которые причиняют человеку очень много  неприятностей. Однако такой человек все же думает, что  он обязательно будет счастливым, вот только  решит эту последнюю проблему. Это и есть иллюзия. Он как тот осел, запряженный в телегу, а перед его  мордой несут пучок травы, и он думает: «Вот еще шаг, другой и я схвачу траву, наемся и буду счастлив». Но пучок все время в метре от его морды, а он  просто тащит телегу. 
     Все, кто начинает читать мантру, вначале не все у них получается. Они не могут сконцентри-ровать свой ум. Они думают о разных житейских проблемах, о доме, о машине, о детях, о недостатке денег и т.д. Повторяя слова, они  часто их пропускают, неправильно произносят, а иногда просто ус-тают и оставляют чтение. Эти оскорбления мантры Святых имен Бога замедляют наш духовный рост. Для этого  нужен духовный  учитель, встречи с преданными, которые помогут вам вырваться из круга неблагочестивых сил, который не хочет вас отпускать. Вы должны  контролировать свой вечно блуждающий ум и чувства, которые склонны сбивать вас с правильного пути. Вам нужно  постоянно помнить о Боге, и Он поможет Вам. Не занимайтесь другими делами во время повторения мантры, повторяйте в одно и  тоже время. Если вас что-то беспокоит, отметите все беспокойства на эти два часа, забудьте все, помните только Бога, сосредоточиваясь на звуках мантры. Если это у вас не получается, просите Бога, чтобы Он помог вам сосредоточиться. Откажитесь от всех чувственных удовольствий и материальных привязанностей, отрешитесь от всего, что вас окружает, сосредоточьтесь  на повторении Святых имен и на четках.
      Настоящие преданные настолько сосредоточиваются на повторении Святых имен, то у них слезы начинают литься из глаз, а волосы встают дыбом. Это проявление высшей трансцендентной любви к Богу, подобно тому как вы долго не видели свою родную мать, встретили её, прижались к ней и стали плакать, не замечая  этого, вместе с ней. Это великая искренняя любовь к матери, такой же великой  и искренней любовью должна быть и любовь к Богу. Если же вы не можете так читать мантру, если это вам не под силу, тогда трудитесь бескорыстно, а если не можете трудиться бескоры-стно, тогда ищите знания, развивайте свой разум и просто повторяйте мантру и просите Бога: «Мой дорогой Господь, я неспособен искренне в преданной любви молиться Тебе, пожалуйста, прости ме-ня». Произносите Святое имя, как дитя произносит  имя своей матери и взывает о помощи. Прого-няйте лишние мысли и спокойно размышляйте о Боге. Ваш ум  постоянно занят планами, отложите все планы на два часа для воспевания мантры. Сила дурных привычек ума очень велика, подчините его своему разуму. Повторяйте Святые имена чисто, сохраняйте звуковую вибрацию.
      Иногда наступает момент и вам кажется, что вы не можете идти дальше, вам надоело считать круги, вы спешите скорее, скорее, ведь вас ждут дела. Слава Тебе Господи, я прочел свои круги. К сожалению, это было не настоящее воспевание, вы все время думаете о материальной жизни и бои-тесь от неё отказаться. Это майя, гуны материальной природы, это ложное эго держит вас накрепко в своих объятиях. Помните, Святое имя – это единственный выход из  материального мира в наш век Кали-юга. Когда мы  приближаемся к Богу в форме Святого имени, то все прощается. Однако  если кто-то оскорбляет Святые имена Господа, у него нет шансов на освобождение. Однако  это не озна-чает, что вы должны прекратить повторять. Наоборот, повторяйте и повторяйте, вкладывайте в это больше вашего сознания, и вам удастся приблизиться к Богу и Господь помогает тем, кто помогает себе. Мы не должны наравне с повторением мантры принижать значение её слушания.  Ведь мы слушаем  Имя Кришны. Слушание также неотличимо от повторения. Как во время повторения, так во время  воспевания, мы должны быть смиреннее травы и терпеливее дерева. Гордец тоже может повторять мантру, но он не ощутит вкус слушания, пока не станет смиренным.
      Шрила Прабхупада говорил, что мантру необходимо  повторять постоянно, чтобы мы были в  состоянии помнить Кришну в момент смерти и молить Его об этом. Однако, повторяя Святые имена, мы должны помнить о десяти оскорблениях, которые можно совершить, воспевая «Харе Кришна».
 1. Это неподчинение наставлениям духовного учителя, неуважение к тем, кто посвятил всю свою жизнь Богу, т.е. к таким же преданным, как и мы сами. Мы не должны придираться и критико-вать их, мы должны стремиться  к общению с ними, чтить и уважать преданных. Мы не можем гово-рить, думать и действовать оскорбительно по отношению к тем, кто воспевает Святые имена Бога.
  2. Мы должны признавать Верховной Личностью только Кришну, и не путать его с  полубога-ми, даже такими великими, как Брахма и  Шива. Человек, который смешивает имена полубогов и имена Бога, подобен атеисту. Верховный Бог один. Все полубоги зависят от Кришны. У Кришны нет  соперников. Бог – это Высшая Истина. Все идет от Него.  У Него много имен, но нельзя смеши-вать или ставить Его имена в один ряд с именами обычных полубогов.  Есть много имен Бога в других религиозных системах – Иегова, Аллах, Иисус. Можно воспевать  каждое из этих имен, понимая, что это имя  Верховного Господа. Но считать равным имени Бога любое другое имя – оскорбление. Те, кто  воспевают имя Кришны, являются последователями Господа Чайтаньи, оставившего нам свидетельство, что имя Кришны – это высшее истинное Имя Верховного  Господа.
   3. Нельзя  принижать и недооценивать значение приказаний духовного учителя. Духовный учитель дает  нам Святое имя и высшее учение. Духовный учитель – это внешнее проявление Криш-ны, именно Он назначил нам Его духовным учителем. Таким образом, духовный учитель представ-ляет Бога и мы должны следовать его указаниям.
      Неповиновение духовному учителю на деле и в уме равносильно самоубийству. Этого просто не должно быть – потому что быть не должно. Указания духовного учителя равносильны указаниям Кришны. В «Бхагаватам-гите» говорится, что только великим душам, верящим в Бога и в духовного учителя,  естественным образом открывается смысл ведического знания. Никакое повторение Святых имен Господа не принесет хороших результатов, если мы не будем выполнять указания своего гуру. Повторять мантру и не служить духовному учителю невозможно.  Только духовный учитель вырывает ученика из когтей материи, дает ему инициацию  и возможность петь «Харе Кришна».
  4. Не следует принижать  значение ведических писаний и книг. Писания – это  наш путеводный свет, потому что через писания Кришна разговаривает с нами, мы получаем знания от Самого Кришны, исходящие  из духовного мира. Мы не должны никогда спекулировать  ими и принижать их значения, мы должны их  читать, слушать и смиренно жить по ведическим законам.
   5. Мы не должны считать, что  требования к повторению мантры преувеличены. Постоянное и с любовью повторяемое воспевание мантры приводит к тому, что человек оставляет свою материальную жизнь и обретает любовь Бога и это невозможно преувеличить, это  неоспоримый факт. В «Шри Чайтанья–чаритамрите» описывается такой случай. Однажды между Харидасом Тхакуром и одним невежественном брахманом завязался спор о могуществе Святого имени Кришны. Тхакур сказал: «Если человек повторяет Святое имя Господа без оскорблений, он не только поднимается на духовную ступень, в его сердце еще пробуждается дремавшая любовь к Богу, и он без всяких усилий обретает освобождение». Брахман возразил и сказал, что Святое имя не всесильно. «Отнести спасение можно только, совершая аскезу, и, если это не подтвердится, я тебе отрежу нос». На что Тхакур ответил: «Если повторение мантры «Харе Кришна» помимо прочего не приводит к освобождению, я сам отрежу себе нос». Услышав, как Брахман оскорбил Харидаса Тхакура, собравшиеся пришли в гнев и прогнали брахмана, который вскоре после этого заболел про-казой и у него отвалился нос.
Повторение Святого имени Господа искупает такие грехи, как кража золота, пьянство, преда-тельство, убийство и сожительство с женой своего гуру или любого, кто достоин почитания. Стоит нечестивцу произнести святое имя Господа, как Он заметит его подумает: «Он произнес Мое имя, поэтому Я должен взять его под защиту».
Звук Святого имени напоминает нам о величии Господа, о Его божественных качествах, атрибу-тах, деяниях, побуждает человека к преданному служению, очищает сердце от скверны. Даже на по-роге смерти произнесший Святое имя неосознанно, имея  в виду что-то другое либо в шутку, в ка-кой-нибудь песне или даже с пренебрежением, тотчас же сбрасывает с себя бремя бесчисленных гре-хов. Это признают все знатоки Священных писаний. Если человек произносит Святое имя в момент внезапной смерти, например, упав с высоты и сломав себе шею, или от змеиного укуса, или от удара оружия – все его грехи будит прощены и он не отправится в ад.
Аскезы, жертвоприношения, священные обеты и другие, благочестивые дела не имеют такой си-лы.
 Повторяя мантру в момент смерти, человек спасается от материального мира и попадает прямо к Богу.
  6. Не надо думать, что мантра вызывает какие-то процессы в мозгу или гипнотизирует ум. Не надо изобретать каких-либо своих собственных толкований. Действие мантры хорошо описано в Ве-дических писаниях, в которые необходимо верить, кроме этого духовный учитель дает любые разъ-яснения по этому поводу. В Священных писаниях говорится, что мантра в эпоху Кали-юга предохраняет от порочного влияния, в ней содержатся все другие мантры и ведические ритуалы, которые очищают нас от материальной грязи. Все, что говорят Священные писания, гуру или  садху о Святом имени, авторитетно. Это имя можно понять только в цепи параматры. Не пытайтесь сами истолковывать Святое имя.
   7. Сознательное совершение греховных поступков в момент воспевания «Харе Кришна» явля-ется очень большим оскорблением. Это характерно для многих людей, сначала они получают от-пущение грехов у священника, а затем сразу грешат. Такие люди думают, что  мантра – хорошее средство, так как она очищает от грехов, которые он постоянно совершает. Такое понимание и использование Святого имени  чрезвычайно оскорбительно. Преданные, давшие клятву духовному учителю перед преданными, перед Божествами, не должны даже думать, что иногда они согрешат, но, воспевая Святые имена, будут снова очищены. Такое мышление является серьезной обузой на пути к духовному просвещению. Можно всю жизнь повторять мантру, не  воздерживаясь от оскорблений и остаться в плену материальных гун.
    Преданный должен постоянно думать: «Я не могу нарушить этих правил, мне все равно, что говорят другие». Нанесение  преданным такого оскорбления своему духовному учителю это великий грех. Вы не должны нарушать четырех регулирующих принципов, а потом  петь мантру, причем не намереваясь и впредь отказаться от совершения этих грехов.
     В этом мире мы совершаем много ужасных грехов, даже убиваем, но если раскаиваемся и по-вторяем  Святые имена, то все эти грехи могут прощаться. Но если мы оскорбляем Святое имя, кото-рое является Самим Кришной и предназначено для развития чистой любви, то как же мы сможем ос-вободиться? И только тот, кто научился повторять Святые имена без оскорблений, всегда будет на-ходиться на чистом духовном уровне, и его не коснутся последствия прошлых грехов. Такого совер-шенства нельзя достичь никакими обрядами и покаяниями, предписанными в Ведах. Кто привержен  ведическим ритуалам, но не верит в преданное служение, кто ратует за искупление грехов, но не придает значения Святому имени, тот никогда не достигнет высшего совершенства.
   8. Нельзя считать пение Святых имен  религиозным ритуалом и воспевать их в благочестивых материальных целях. Никто не должен молиться Богу и просить Его избавить от бедности, дать ему деньги, квартиру, улучшение здоровья. Никогда не используйте Святое  имя в качестве такой молит-вы. В молитвах  вы просите Кришну, чтобы Он позволил вам  служить Ему. Повторяйте Святые имена, чтобы стать преданным Господа, а не для получения  материальных благ. Вы обращаетесь к Богу и говорите: «О Кришна, прошу, займи меня в служении Тебе». Цель воспевания – это прославление Бога и служение  Ему. Не просите у Кришны, чтобы Он сделал вам это или дал что-то.
      Господь Чайтанья, будучи чистым преданным, так  воспевал «Харе Кришна»: «Мой дорогой Господь, Ты сможешь делать со мной все, что пожелаешь. Ты можешь разбить мое сердце, бросив меня. Ты можешь грубо небрежно обнять меня. И все же я останусь Твоим слугой навсегда. Только так я хочу петь “Харе Кришна”».    
  9. Нельзя раскрывать славу Святого имени человеку, не имеющему веры. Мы не должны гово-рить о сокровенном великолепии Господа людям, настроенным враждебно, ибо это может привести к новым оскорблениям. Мы не должны проповедовать явным атеистам, которые оскорбляют Святое имя. Иисус Христос говорил: «Не мечите бисер перед свиньями». Поэтому надо идти к людям, кото-рые хотя бы немного расположены к Богу. Фактически никто не может понять сути, пока не станет смиренным и не очистится. Однако к невинным можно обращаться с проповедью.
  10. Нельзя оставаться привязанным к материальным вещам, получив наставления, не иметь ве-ры в воспевание «Харе Кришны» и следовать своим материальным привязанностям. Нельзя иметь ложное материальное представление: «Я – это тело и все, что с ним связано – это мое». Мерилом на-шего прогресса в духовном продвижении является то, насколько мы отказались от этого. Если все материальные привязанности и привычки сохраняются, это значит, что мы не имеем глубокой веры в Святое имя Кришны, и, воспевая святые имена, не поняли, что «Я не есть тело» – воспевание будет оскорбительным.