К вопросу о высшем, и не только, образовании

Надежда Казакова
Быть успешным и респектабельным - мечта, пожалуй, каждого человека, не лишённого здравых амбиций. И если несколько десятилетий назад диплом о высшем образовании фактически являлся единственным необходимым и достаточным условием продвижения по карьерной лестнице, то сегодня ситуация изменилась. Диплом фактически  обесценился, он уже не свидетельствует о высоком интеллекте и прочном запасе знаний. Причин тому несколько, но первостепенные лежат на поверхности.
В не столь далёком советском прошлом лишь около 20 % выпускников средних  школ выдерживали вступительные испытания в вузы, причём путь от получения студенческого билета до заветного момента вручения ректором  документа об окончании института(университета) могли преодолеть не все: наличие 3-х и более "хвостов" вело к безоговорочному отчислению.
Благодаря высокому качеству образования молодые специалисты той поры были вполне конкурентоспособны: состязаясь в знаниях и умениях как между собой, так и с представителями  старшего поколения, вчерашние студенты становились инициаторами и исполнителями внедрения новых технологий, прогрессивных методов организации труда, масштабных исследовательских проектов. Научившись ещё в студенческие годы добывать и обрабатывать необходимую информацию ( а, как известно, владеющий информацией владеет миром), они к тому же были знатоками отечественной истории, родной и иностранной литературы, музыки, живописи. Именно поэтому молодые инженеры, врачи, офицеры, учителя  формировали костяк интеллектуальной элиты страны. Той самой элиты, которую невозможно не заметить, которую преступно не взращивать и не продвигать.
Таким образом, процесс обретения успешности становился  творческим, и, самое примечательное, - неизбежным  для тех, кто к этому успеху стремился.
Теперь в России более тысячи университетов, академий, институтов. Часть из них имеет статус государственных, другая часть принадлежит к категории коммерческих вузов. Заметим в скобках: нынешняя реальность такова, что практически половина мест в государственных высших учебных заведениях финансируется из средств студентов и/или их родителей. Что это значит? Ответ прост: произошла коммерциализация образования вообще и высшего его звена в частности, в результате чего подавляющее большинство молодых людей просто меняет школьный класс на студенческую аудиторию и через 5-6 лет порой без особых усилий получает желанные "корочки". И тогда мы становимся свидетелями, а подчас  и участниками ( в том или ином контексте) следующего цикла обмена. Зачётная книжка, пестреющая "удочками", как бы автоматически меняется на "синий", то есть "удовлетворительный" диплом, за которым стоят недополученные знания, недозавершённые курсовые проекты,  нецелеустремлённость и инфантильность  мышления обладателей псевдовысшего образования.
Нет, не буду утверждать, что все молодые специалисты сегодня - бездари и лентяи. Это было бы не совсем правдой. Есть среди них и блистательные яппи - те, кто готов учиться и после окончания университета, кто полон идей и желания много и качественно работать, кто подчинён некоей доминанте достижения совершенства в избранной сфере деятельности. Однако преступно отрицать, что "благо" всеобщей доступности высшего образования обернулось для общества бедой: не секрет, что часто на ключевые посты в компаниях назначаются/избираются посредственные специалисты, не обладающие необходимым багажом знаний, широким кругозором и безупречными личностными качествами. Те, кому "по средствам" оказалось получить диплом престижного или не очень вуза.
Да, повышение по службе, как это ни покажется парадоксальным, чаще получают не самые лучшие, а те, кто умело пользуются плодами труда и  творчества пытливых коллег , собственной гибкостью и благосклонностью руководства. Иными словами,  те, кто умело манипулируют сознанием "нужных" людей и оказываются в нужном месте и в нужный час при "раздаче" должностей.
        Девальвация ценностей в самом расцвете.