Михаил Лермонтов - Николай Мартынов. Книга вторая

Михаил Анпилогов
МИХАИЛ АНПИЛОГОВ.

        МИХАИЛ
     ЛЕРМОНТОВ –
       НИКОЛАЙ
      МАРТЫНОВ
    (книга вторая).

          ГОРОД ПАВЛОВСК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ. 2013 год.

   К ЧИТАТЕЛЯМ!
   Эта книга – дополнение к первой книге под таким же названием.
   Темы – что и в первой книге.
   Я полемизирую с А. М. Марченко, о которой я упоминал в первой книге.
   Шрифт моих текстов дан курсивом.
   Рекомендую прочитать мою первую книгу.

                МИХАИЛ АНПИЛОГОВ.

   "Алла Максимовна Марченко. “С подорожной по казённой надобности” (Москва. “Книга”. 1984).

   Тело поэта было привезено в Пятигорск в 11 часов вечера.
   17 июля произведен «медицинский осмотр» и составлено надлежа­щее свидетельство:
   «Пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны и при выходе прорезала мягкие части левого плеча; от которой раны поручик Лермонтов мгновенно на месте поединка помер».
   Восстановив, по рассказам свидетелей, обстоятельства дуэли и положение «поединщиков», биографы Лермонтова пришли к заключе­нию, что выстрел Мартынова не мог нанести ранение, описанное в медицинском свидетельстве.
В связи с этим возникла анекдотическая версия, будто Лермонто­ва убил некто, спрятавшийся в придорожных кустах. Кустарник был выше уровня дороги, на которой происходил поединок.
   Куда более убедительной выглядит гипотеза С. Недумова, дол­гие годы бывшего директором лермонтовского музея в Пятигорске.
   Ссора в доме Верзилиных произошла 13 июля. На следующий день Лермонтов, как и собирался, уехал в Железноводск. Здесь, утром 15-го, его и разыскала веселая компания пятигорской молоде­жи, среди которой была и дальняя родственница поэта Катенька Быховец. Разнообразия ради молодые люди решили пообедать в шотландской колонии Каррас. До обеда было еще далеко, и, чтобы скоротать время, отправились в парк.
   «Как приехали на Железные, — рассказывает Быховец, прозванная креолкой (belle noire) за смуглый цвет лица и черные глаза, - ...все там гуляли. Я все с ним (то есть с Лермонтовым. — А. М.) ходила под руку. На мне было бандо. Уж не знаю, какими судьбами коса моя распустилась и бандо свалилось, которое он взял и спрятал в карман».
   Истинность эпизода подтверждают, во-первых, воспоминания Э. Шан-Гирей («М-elle Быховец носила на голове золотой ободок, называвшийся по тогдашней моде bandeau... М. Ю. выпросил у m-elle Быховец ободок и, положив его в боковой карман сюртука, обещал доставить его на другой день»), а во-вторых, свидетельство Н. П. Раевского, присутствовавшего при обряде «положения во гроб»: «И фероньерка belle noire в правом кармане нашлась вся в крови».
   На основании этих данных С. Недумов и высказал предположе­ние, что золотой ободок Быховец сыграл роковую роль в ранении поэта. По его гипотезе, «пуля, встретив на своем пути фероньерку, резко рикошетировала вверх и, как видно из акта осмотра тела, пробила оба легких».
   На основании этих данных С. Недумов и высказал предположе­ние, что золотой ободок Быховец сыграл роковую роль в ранении поэта. По его гипотезе, «пуля, встретив на своем пути фероньерку, резко рикошетировала вверх и, как видно из акта осмотра тела, пробила оба легких».
...Внезапная смерть Лермонтова, смерть в зените славы, и где — на дуэли, от руки человека, который считался его близким другом, к тому же дуэли нелепой, возникшей по какому-то вздорному по­воду, — породила множество толков и кривотолков. Одним виделся заговор, другим — самоубийство; в трагическую случайность трудно, невозможно было поверить".

   Теперь – моё.
   В первой книге я доказывал, что “киллера”, якобы, стрелявшего в Лермонтова во время его дуэли с Мартыновым – не было.
   Вот из статьи Марченко: “Восстановив, по рассказам свидетелей, обстоятельства дуэли и положение «поединщиков», биографы Лермонтова пришли к заключе­нию, что выстрел Мартынова не мог нанести ранение, описанное в медицинском свидетельстве.
В связи с этим возникла анекдотическая версия, будто Лермонто­ва убил некто, спрятавшийся в придорожных кустах. Кустарник был выше уровня дороги, на которой происходил поединок”.
   Данные о том, что “кустарник был выше уровня дороги, на которой происходил поединок” – доказательство того, что киллера не было во время поединка. В первой книге я не стал приводить этот довод, приведя более обширные свои доказательства потому, что, насколько я знаю, до сих пор не известно точное место поединка и точная линия противостояния противников перед командой секундантов: “Сходись!”
   Далее затронут вопрос – почему пуля Мартынова ударила в грудь Лермонтова не прямо, а снизу вверх под определенным углом. Марченко приводит высказывание Недоумова, “… что золотой ободок Быховец сыграл роковую роль в ранении поэта. По его (Недоумова. – М. А.) гипотезе, “пуля, встретив на своем пути фероньерку, резко рикошетировала вверх и, как видно из акта осмотра тела, пробила оба легких”.
   В гипотезе Недоумова – очевидная слабость. Слабость вот в чём. Две нестыковки. Первая. Нет никаких сведений, что на теле Лермонтова остался след от удара ободка, который мгновенно, резко двинулся к телу после получения им энергии от удара пули Мартынова. Вторая. Нет никаких сведений, что на самом ободке имеется метка от удара пули.
   Если даже допустить – ободок был настолько весом, что не нанёс знака на тело, то всё равно, на нём должна была остаться метка от встречи с пулей – от чудовищной энергии – от свинцового пулевого! точечного – мгновенно уплотняющего и сдвигающего удара; но на сей счёт – никаких сведений нет. Если бы метка была, то такие сведения были бы наверняка, ибо даже менее значимый знак – ободок в крови – был замечен. А то, что ободок был в крови, не доказывает встречу его с пулей потому, что всё – и ободок – возле двух пробоин на теле было облито кровью.
   Встречи ободка с пулей – не было.
   P. S. Прочитайте мою первую книгу.    

      МИХАИЛ АНПИЛОГОВ. ГОРОД ПАВЛОВСК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ.

  Автор АНПИЛОГОВ
МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
родился в 1950 году
в городе Павловске
Воронежской области.
В настоящее время
живёт в родном городе.
Направления
в литературном творчестве: поэзия, история,
палеонтология, филология,
литературная критика.

   М. Н. АНПИЛОГОВ.
   Книга “МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ – НИКОЛАЙ МАРТЫНОВ (книга вторая)”.
    Город Павловск. Воронежская область. 06.07. 2013.