Для чего властям поэты и чего власть опасается

Григорий Варшавский
Уважаемые читатели! Меня вдруг потянуло на рассуждения о поэзии ( см. http://www.stihi.ru/2014/10/29/7070 ). Вчера я попытался ответить, в том числе и себе, как появляются стихи и почему они такие разные. А сегодня хочу порассуждать на тему: "Для чего нужны поэты и их поэтические произведения власти, и чего ,при этом власти опасаются?"

                В первой моей статье (http:.....7070) я пытался поделиться с Вами рассуждениями о звуке, слове, языке и о зарождении поэтики в человеке. Теперь же я хочу поговорить о том, что сам себе сформулировал в виде следующего:
               
                1. Поэзия- наиболее лаконичный и яркий жанр литературы;

                2. Поэзия всегда служанка власти или её противница;

                3. Поэзия всегда хозяйка определённой части общества  и

                служанка другой определённой его части         

            Попробуем разобраться в этих трёх предложенных мною постулатах. Итак, постулат первый- "Поэзия-наиболее лаконичный и яркий жанр литературы. Мне кажется, что здесь и спорить не о чем. Ни проза, ни критика, ни журналистика с её публицистической направленностью, ни прочие литературные жанры не могут сравниться с поэзией по лаконичности, по яркости(метафоричности в частности). И главное, что поэзия легко запоминается читателями и слушателями в силу ритмичности и музыкальности рифмы. 

            Теперь несложно понять, что роль поэзии в обществе, включая и властные структуры, во все обозримые исторические времена(по крайней мере в христианское время) была достаточно значительной, и начиная с Библии(вспомните "Песнь песней"), поэзия уже не расставалась с человечеством. Хотя Гомер с его "Илиадой" и "Одиссеей" и "Рамаяна", как и ряд других произведений, имеют ещё более древнее происхождение. А поняв и приняв эти рассуждения, пора перейти ко второму постулату- " Поэзия всегда служанка власти или её противница".

             Итак, значительная роль поэзии, вызванная вышеуказанными причинами, а ещё и таким не менее важным обстоятельством, как неграмотность значительной части общества в прежние времена, предопределили отношение власти к поэзии и поэзии к власти. Вся история христианского времени показывает непрерывную обоюдную связь поэзии и поэтов с властью. При этом, возможны лишь два вида этой связи:  поэзия - служанка власти и поэзия-её противница. Третьего не дано, и это подтверждено всем опытом развития человечества. Мне могут возразить и привести в пример представителей так называемого "чистого искусства", поклонников "слоновой башни" и любителей-"сделайте мне красиво". Да, безусловно в поэзии, как и в других литературных жанрах есть эти авторы и их последователи и читатели, но...Эти направления в якобы нейтральной поэзии возникают именно на стыке противоречий общества и власти и явно как отрицательный ответ властям. Поэт не может согласиться с действиями властей, с тем образом жизни, который ему предлагают или навязывают власти, и уходит из современной ему действительности в мир грёз, фантазий, и прочая. Этот уход поэта-его протест властям. Власти поняли роль поэзии ещё в древности во времена Гомера, а со времен средневековья с их трубадурами и бардами- власти осознали это и начали подкармливать одних поэтов и гнобить или гробить других. И это тоже факт, не требующий в моей статье подтверждения. Особенно это характерно для тиранических, деспотических и авторитарных государств. Именно поэтому, в этих государствах родилась, действовала, действует и будет действовать такая часть культуры, как цензура. И именно потому, что в обозримом будущем не предвидится общемировой демократии, тем более её не предвидится в нашей стране, поэзия ещё долго будет служить властям или противиться им. Кстати, именно об этом и свидетельствует усиление запретительных мер со стороны модераторов на сайтах Интернета, в том числе и на сайте "Стихи.ру". Странных иногда мер надо сказать. Впрочем, цензура всегда бывала странной особой, но об этом не здесь и в другое время. Я хочу только заметить, что не считаю, будто при демократии нет цензуры. Конечно есть, но её роль значительно ослаблена.

             И о последнем- третьем постулате-"Поэзия всегда- служанка одной части общества и хозяйка другой его части". И это тоже не требует на мой взгляд доказательств, за исключением  случаев конформизма, хотя последний - всего лишь способ выжить в нашем мире, и "рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше". А поэт-в первую очередь человек мыслящий с его достоинствами и недостатками , да и не одной поэзией жив и просто человек и человек, обладающий поэтическим даром. Много ещё что нужно людям, населяющим нашу Землю.