Луис Карлос Фреитас. Стихотворения в прозе

Андрей Козыревъ
Луис Карлос Фреитас родился в 1955 году в городе Пелотас-Риу-Гранде-де-Сул, Бразилия. Журналист и писатель. Из бедной семьи, начал работать очень молодым, освоил самые разнообразные профессии, прежде чем начал работать в области журналистики. Был репортером, редактором и главным редактором газеты "Жэньминь жибао" в Пелотасе.
Он рано почувствовал очарование детских книг и никогда не переставал их читать. "Это была любовь с первого взгляда, я был заражен вирусом, который умрет со мной", – говорит он. В возрасте 13 лет Луис начал писать рассказы и повести, в17 завершил первый роман "Плод чрева твоего». С тех пор прошло более 40 лет, в течение которых Фреитас опубликовал восемь книг. Его произведения неоднократно издавались в Испании и Италии, но до сих пор неизвестны в России.
По мнению Луиса Фреитаса, литература – это путь для униженных и оскорбленных. Его книги часто полны мятежных героев, размышляющих и ищущих перемен. Писатель пытается изобразить жизнь, как она есть, и указать на возможность более справедливого, братского мира. Ненасытный читатель, Фреитас пытается продолжать традиции великих классиков литературы. Он специализируется на жизни и творчестве русского писателя Достоевского, в котором находит источник вдохновения.
Недавно, в 2011 году, врачи объявили Фрейтасу диагноз: рак желудка. Эта болезнь была наследственной в роду писателя: его отец, дед и дяди умерли от этой болезни. Луису сделали операцию и вырезали опухоль вместе с частью желудка Семь месяцев спустя рак вернулся, охватив желудок, поджелудочную железу и селезенку . В 2012 г. была сделана еще одна операция. В больнице в послеоперационный период писатель заразился внутрибольничной инфекцией, которая оставила его на 15 дней в коме. Врачи отказались бороться за его жизнь. Он выжил. И продолжает писать, как никогда, цепляясь за жизнь с упорством и неуемным желанием не покидать сцены этого мира до тех пор, пока не воплотит в жизнь свои мечты и замыслы. Фреитас считает, что писатель должен жить, пока любит жизнь, людей и природу.
Предлагаем читателю перевод трех его стихотворений в прозе, выполненный Андреем Козыревым.

Бессонница

День исчез без следа, как и множество предыдущих. Душно. Скучно. Стада возвращаются в загоны квартир – в четыре стены, окружающие наш домашний ад и рай. Настает время для отдыха... Отдыха – и тревоги. Голодающие дети... Теракты – в Ливане? В России? Голод в Африке? Дискриминация женщин и геев?... Война, которая теперь происходит в Сирии, а завтра, может быть, – в Бразилии? Ирак – это уже слишком ... Афганистан… Отвлекусь. Посмотрю программу передач на Globo Television Network – книгу, которой повинуются, как роботы, миллионы людей. Новые репортажи… Войны, грабежи, смерти, голод, страдания... Об этом пишут в национальной газете! А тут еще роман и ... Как здорово! Сегодня по телевидению «Большой Брат»! Завтра – еще лучше! Будут показывать футбол! Завтра, послезавтра, в пятницу, субботу и воскресенье также будет футбол, прежде чем начнется "Билл Мюррей"... Это просто фантастика!
Все. Чувства притупляются, нейронов в мозгу становится меньше, здравый смысл продолжает распадаться… это называется успокоением перед сном! А завтра заново начнется все, все то же самое - жир дней, одутловатое лицо скуки и безнадежности! Что делать?
Спать?
Как раздражает меня этот храп за стеной… И память о долгах наших. Налог на прибыль, на сотовый телефон, налог на имущество, налог на недвижимость, интернет, электричество, кабельное телевидение, плата за обучение... Зарплата ничтожна, чтобы оплатить все это! И это недовольство, разъедающее душу, это ощущение пустоты, чувство тоски и уныния… Бессонница!
Медленно, но неумолимо агония заставляет жаждущую свободы душу поверить, что хаос – рядом. Даже если спрятать реальность под маской, покрыть мир радужной живописью, – стоит осмелиться взглянуть сквозь пелену лжи, и мы въяве сможем увидеть ад, увековеченный Данте. Улыбка, зависшая на тонких губах, охватывающий мир полный боли взгляд, скрывающийся под хмурыми бровями, – морщинистое старческое лицо, отмеченное суровостью жизни… Слова выброшены на ветер. Может быть, они недостойны быть услышанными, потому что вырываются из уст глотками, словно рвота… А совесть настаивает, что искренность и правда жизни важнее! Зачем? Может быть, было бы лучше встать в ряды лицемерия и посредственности?
Чистоте сегодня не найти приюта в мире сем, она – ласточка, летящая вслепую, дрейфующий корабль, без руля и ветрил плывущее судно. Раскрыть истинное лицо маскарада, явить жизнь взорам во всей наготе её... Кто может видеть необычное за завесой тривиального? В конце концов, мы не все отмечены истиной, как раскаленным железом… Нами, как куклами, манипулируют непонятные нам самим желания. Может, лучше забыть главную цель, скрыть правду, рассказать сказку, замять вопрос, отвести взгляд от новой земли, отразившейся в глазах человеческих… нет! Что бы ни говорили, что бы ни делали люди, – единственное, что действительно важно, так это верность – верность совести! Жизнь может быть трудной, очень трудной, грубой, как мачеха, но она способна превращаться в поэзию, поклоняться ценностям, которые считаются устаревшими, но это –единственный известный способ выпить напиток жизни небольшими глотками, опьяняющими, словно стакан ликера.
Радость вытеснила агонию. Радость - это цветок, который распускается в солнечном свете, останавливаясь в росте, когда заходит солнце; радость – это капля дождя, лицо и душу освежающая. Жизнь проходит без спешки; нам к лицу мужество и умение преодолевать страхи и неуверенность; мы еще способны принять ту веру, что может сделать нашу жизнь лучше. Не зная этой помощи, отвернувшись от прощения, радость может превратиться в агонию или – хуже! – в печаль неизбывного одиночества…
И борьба продолжается - НЕЛЬЗЯ мне спать! Полночь, один, два часа ночи ... и ничего! Ум гудит, рождая новые сцены, идеи, события, идет, широко шагая, увлекая за собой тело, усталое - о, как оно хотело спать раньше! И этот капризный и высокомерный босс, который не платит мне! И Алина, горячая секретарша, блондинка, красивая и недостижимая!... И эта женщина из соседнего дома, та, которая храпит, как свинья - толстая, уродливая и сварливая! Вчера был я мальчиком, полным мечтаний; сейчас я – воплощенное издевательство над людьми, несчастными, горькими и печальными, потерянными в этих джунглях, полными недовольства и разочарования...
А завтра? Во что я превращусь завтра? До каких пор можно это терпеть? Было бы разумнее прекратить жизнь сейчас, пока еще есть время!
Но – как? «Имейте мужество, чтобы бросить все это в сторону и начать все сначала?»…
Если только она не храпела так много! Если бы только она не жаловалась так сильно!... Оставьте меня в покое со своими криками и жалобами... Я могу терпеть пытки на работе, чтобы оказать кому-то поддержку; но приходить домой каждую ночь и слышать один и тот же унылый, ворчливый , скучный голос, нытье женщины, крики детей!... Жалобы, жалобы, еще больше жалоб… настоящее испытание! Нет, я не могу это больше терпеть.
Растекаясь мыслью по древу, я думал: сон – вот мои крылья! Птица без крыльев – душа на границе между сном и бодрствованием – приобретает свою собственную жизнь, больше не подчиняется командам мозга и начинает играть - играть словами. Цветок, боль... любовь! Одна привязанность... Птичка! Мечта, лунный свет... любовь! Поверьте, мы теряем… страдаем... может быть, учимся! Одиночество, хлеб, земля – все иллюзия! Любовь, цветок, боль! Любовь, сон... Лунный свет! Мудрость, может быть? Страдаю, теряю... верю! Все – иллюзия, все напрасно, одиночество... хлеб! Бессонница, прощай! Сон выигрывает меня у яви. Наконец–то рельеф моей жизни совпал с миром сновидения. А потом – спать, спать и мечтать; красивы мои мечты! В путь ....
Крик отдается эхом в просторах ночи. Кто будит меня? Что? Нападение ? Убийство ? Стон отчаяния – или только бой часов, может быть? Абсолютная тишина! И опять начинается плавание в глубоком сне, мечты, ночные кошмары, оставляющие горький привкус во рту… полное погружение в вакуум.
Первый свет утра появляется на горизонте. Слабый ветер прогоняет остатки ночи. Глухой кашель за стеной напоминает, что все начинается заново. Снова в бой, добраться до работы...! Победа, поражение, тайная власть ... быть или не быть... понимаешь? Если описать это, может быть, кто-то прочтет. Действие? Жалоба, хлеб ... одиночество! Пытки, бесконечное пространство пыток… Куда, к какой цели стремится это все? Нам сказали: к богатству, долгожданному счастью, душевному спокойствию? Отразить удар бессонницы, все забыть, присоединиться к команде, стрелять в Джона? Нет. Пора бежать ... Но куда? Прочь из этого дома? Может, лучше попытаться достичь лучей лунного света... мечты, мечты! Но теперь в мире царит солнце. Оно сияет, властное, высокомерное, всемогущее, вездесущее! Голубое небо приятно взгляду, но облака, словно кошки, греются на солнце. Респектабельно выглядящие старые господа заняли свои места на скамейках на площади, не глядя на истощенных детей, на одежду их порванную... Хлеб? Мечта? Прощение? А может, вы хотите еще, чтобы я вам спел песню?
Птицы покидают гнезда спокойствия своего. Еще один тяжелый день начался! Это жизнь. Если это – не жизнь, почему мы так живем? Награда – что это такое? Заниматься парусным спортом, видеть сновидения, жевать пищу, которую кто-то подносит тебе ко рту? А мечты – для чего тогда мечтать? Наконец вечно голодный человек земли понял, до чего эта жалкая походка – короткие, поспешные, семенящие шаги – ему к лицу. Утолить бы мне голод… но я знаю, что, ненасытный, он никогда не унимается. Жалюзи скользят и сталкиваются. Начинается новый день...

Корабль дураков

Пьяный корабль, пьяный корабль плывет сквозь бурные воды! Куда? Господа, вы ищете безопасной гавани или предпочитаете отдать судьбу на милость капризам бездонных океанских волн? Одинокий, в окружении опасностей, в воле вихря находящийся, пусть корабль сам выберет путь, ведущий к месту назначения, – куда угодно. Недвижимый, смирившись с судьбой, корабль долго предпринимал титанические усилия в борьбе против неведомых сил, уносивших его в океан, но в конечном счете они оказались безуспешными. Что делать: знать, что в мире нет ничего иного, кроме покорности, смириться с поражением и просить, чтобы ему преподали полезные уроки?
В своем непредсказуемом маршруте, определяемом только ветром, пьяный корабль души приплывает на пустынные пляжи, посещает места, доселе неведомые, видит новых людей... Вот оно – приобретение опыта и мудрости! Но ничто не заполняет пустоту, и вы иногда чувствуете себя ужасно одиноко! Но известно, что это – цена, которую нужно заплатить: никто не может оторваться от стада и уйти невредимым. Вы должны заплатить цену!
Пьяный Корабль, следуйте своей судьбе! Отойдите от реки, где вы скорее всего уйдете под воду, и, взглянув вдаль, вблизи горизонта замететье завихрения, которые могут увлечь вас в бездну. Стоит ли рисковать? Стоит плыть? Вы, только вы, пьяный корабль, вы можете ответить на эти вопросы, когда дойдете до конца пути. Заброшенный корабль дураков – как будто это разумно! Однако, все люди, прихрамывая, закрыв глаза шорами, громко кричат, что их глупость называется свободным течением жизни. Они обвиняют вас, как если бы вы совершили чудовищное преступление. Жаль. Они достойны сожаления! Не знаю, кто они, откуда и куда идут. Мы же, потерпевшие кораблекрушение, цепляемся отчаянно за Невозможное, в тщетной надежде достичь земли…
Между тем, пьяный корабль, корабль наш выплывает в бурное море, и вы будете странствовать в поисках света. Если вы собираетесь найти его, никто не может предсказать вашу судьбу. Но дело в том, что одного поиска – достаточно. Редко встречаются люди, которые, не вынеся жизни в темноте, имеют смелость разомкнуть круг рутины и выйти, глядя вперед, в бесконечно длящийся путь...

Загадка для более или менее блестящих умов

Когда сто гигантских фавнов затрубили в трубы, деревня всколыхнулась, и люди столпились на площади, напряженно и тяжело дыша. Это был сигнал, что можно услышать еще одно решение Ринуэля Великого. В последнее время, когда он принял на себя командование деревней, люди захотели ежедневно быть в курсе новых законов, определяемых абсолютной властью главы деревни, сверх-человека, а вернее, сверх-кошки, который пришел к власти благодаря тысяче ухищрений… хотя был избран демократически, большинством голосов.
Первое, что было сделано новым лидером, как только он вступил в должность,– это указ об обязательном присутствии своих подчиненных на площади, когда звучат трубы. Исключение делалось только для больных, получивших разрешение, надлежащим образом заверенные. Остальные, в том числе новорожденные ягнята, могли присутствовать на заднем дворе, как только фавны поднимали трубы. Ринуэль Великий прекрасно знал психологию и понимал, что это формирует молодые умы с самого раннего возраста, направляя их к высшим интересам и укрепляя его власть над деревней.
При первых звуках трубы все люди, занятые своими делами, срочно бросили работу направились к площади. Кто посмел бросить вызов приказам Большого Босса, был наказан и отправлен в ссылку в мрачное, опустошенноое месте, называемое краем света, – обиталище зараженных крыс, тараканов, змей, мух, комаров и других асоциальных элементов.
Это было внушающее ужас место, и там точно были все те, кто нарушает законы, продиктованные проницательным умом Ринуэля Великого. Народ деревни жил в ужасе, потому что угнетатель составил многочисленную армию из людей, чья преданность была куплена за золото; также он создал значительный контингент шпионов, которому поручено было обнаружить самые сокровенные тайны сельчан. Ринуэль был амбициозным правителем и создал систему, которая могла бы обеспечить гражданам полное спокойствие.
Низы общества – овцы и другие ручные животные - были постоянно охраняемы и обязаны соблюдать законы. При малейшем нарушении правил гражданина немедленно увольняли, и, как правило, если он был бедным, в конце концов ссылали на край света. Наиболее скромные граждане - подавляющее большинство - страдали; у них не было ни малейшего представления о самой власти, они объединились против тирана и жили в условиях рабства. Они работали от солнца до солнца, особенно рабочие лошадки, получая мизерные зарплаты и не имея доступа к образованию, отдыху, здоровью и другим правам любого гражданина в цивилизованном обществе.
Другая часть общества - лидеры - также подвергалась слежке, хотя они имели привилегии, даруемые Ринуэлем, чтобы привлечь их на своей сторону, как союзников. Эта порода была сформирована из землевладельцев, фабрикантов, торговцев, государственных служащих и других буржуа, которые контолировали оборот капитала в деревне. Судя по всему, полиция защищала достояние правящего класса, но за кулисами была на службе диктатора и слепо следовала его приказам, как бы нелепы они ни были.
Для того, чтобы узаконить абсолютизм, создавая иллюзию, что правительство его – демократическое и народное, Ринуэль Великий, как только овладел властью, приказал свободно и прямо избрать тех, кого он напыщенно назвал Лидерами Народного выбора. Избранные представители населения будут отвечать за надзор за действиями правительства и защиту интересов общества. Любопытно, что с момента первых выборов в числе Лидеров были представители одних и тех же слоев общества.
Школа Лидеров Народа, включающая семь членов, состояла из волка Эслабао, гиены Фернанделя, стервятника Лауриндо, вороны Епитасио, собаки Брандао, лисы Нивальдо и тапира Анибала. До тех пор, пока они составляли большинство, овцы не имели никакого избранного представителя в Школе. Ослы, лошади, воробьи, голуби и другие группы избирателей также в ней отсутствовали. Ребенок никогда не играл в одной группе со своими сверстниками. Причины этого очевидны, если принять во внимание, что Ринуэль также оказал влияние на реформу образования...
Ринуэль Великий, знаменитый и умный, также создал другую власть, отвечающую за соблюдение законов. Когда он назначил членов Совета по прекращению междоусобиц, чтобы преследовать преступников в судебном порядке и назначать им наказания, соответствующие преступлению, люди поняли, что судьи – их было трое: орел, сова и обезьяна - были просто созданы, чтобы служить обществу.
Итак, в миг, когда зазвучали трубы, управляемые сотней гигантских фавнов, лишенных мозга, – люди двинулись к площади. Вскоре улица была полна толпой, молчаливой, угрюмой, запуганной, полной сознания, подобной тени ...
И, когда помост был сооружен, Ринуэль Великий в сопровождении своей свиты совершил триумфальный въезд на квадриге из четырех горилл. Скауты, богато одетые, предшествовали президентскому кортежу, включавшему министров, секретарей и других членов суда деспота, в том числе его двадцати любовников. Помпезные, высокомерные и тщеславные, они шли медленно, наслаждаясь аплодисментами толпы, раньше всех приветствуя президента и его окружение. Как только выпалила пушка в центре площади, дабы должным образом предварить президентскую речь, Ринуэль Великий сел на трон, и сразу наступила тишина.
Большой босс будет говорить!
Когда это произошло, люди перестали шуметь; даже сильно вздыхать было запрещено. И Ринуэль Великий, откашлявшись, проверил голос и торжественно начал свою литию.
И верховный вождь говорил, серьезно, громко, авторитетно... Вдруг что-то произошло, остановив ошеломленную толпу. Ринуэль Великий , могучий повелитель, начал рушиться, как снеговик. Разложение пошло сверху вниз, постепенно и неуклонно. Только у ног оставалась насыпь пепла. Когда ничего не осталось от Ринуэля, даже частицы, было объявлено, что ответственным за произошедшее является ветер. Но что произошло в то же время со всем персоналом, который окружал бывшего государя? Толпа, в ужасе, пораженная, замерла, не зная, какие меры следует принять. Но, как только все дворяне и домовладельцы превратились в пыль, население вышло из транса, повернулось спиной к площади и вернулось к обычным, рутинным делам, как будто ничего не случилось.

©Перевод с португальского Андрея Козырева