Проза жизни на этот раз только про вас

Захаживаю в последнее время на Стихи.ру (на детскую её площадку, имеется в виду) и теряюсь: куда-то подевались многие, я бы сказал – очень многие, знакомые фамилии. Те, к кому за 6,5 лет моего читательского стажа на этом ресурсе как-то уже успел привыкнуть, чьи портреты, хоть и с разной степенью детализации, но успели нарисоваться в моей голове. И я, в принципе, по многим из них мог с достаточно большой степенью вероятия предрекать, чего от них можно ожидать в творческом плане. А сейчас как ни заглянешь в ленту произведений стихов для детей – засилье новых, неизвестных личностей. Кого читать, за кем следить – вопрос, виснущий без ответа. Простой случайный тык никакой картины сложить не позволяет, а на сколь-нибудь внимательное прочтение всего подряд никакой жизни не хватит, однако.
И решил я недавно чуть детальнее поисследовать этот «первозданный хаос» нынешнего авторства стихов для детей: кто находится там, в этой terra incognita, и что за душой у этого самого «кто».

Поскольку стороннего заказчика на такую работу у меня не было и технического задания на неё мне никто не выдавал, а работа такая – весьма и весьма трудозатратна, я решил не делать глубоких и масштабных исследований: посмотрел динамику человеческого ресурса в пределах трёх дней с 29.06.15 по 01.07.15 (около сотни авторов ежедневно) и пощупал-оценил примерно по пятёрочке стишочков у каждого из авторов, сделавших свои публикации 29 июня сего года. Результатам моих наблюдений и оценок и посвящён настоящий текст. Возможно, что кому-то из читателей-авторов он покажется интересным, а может быть, даже в чём-то и полезным.

Итак, что мы имеем по личному составу на 29 июня. Всего проявилось детских авторов в этот день 96 человек с общим количеством произведений 130 (за исключением непонятно почему возникших повторов, которых я насчитал 5).
На момент начала анализа из этой без малого сотни авторов я был в той или иной степени знаком с творениями, насколько могу упомнить, 27-30 человек, из которых отчётливо запомнились 11 авторов произведений, ранее вызвавших у меня как позитивные эмоции (какие-то из этих 11 авторов), так и несколько «скребущие» чувства (другая часть 11-ти). Остальные имена, а это 66-69 человек, что составляет около 68% списка по рассматриваемому дню, мне не говорили ничего. Получается, что при весьма «мимолётном» двухминутном знакомстве с каждым из этих незнакомцев мне на всех про всех новых для меня авторов нужно потратить в день около 2,5 часов на непрерывное чтиво незнамо какого качества! А если там никакого качества? Получается, что впустую будет потрачен значительный кусок жизни. Жа-а-алко себя бедненького, однако.
Остаётся надежда, что в последующие дни число незнакомцев значительно ужмётся. Проверим, так ли это.

На 30 июня в ленте произведений «стихи для детей» зафиксировались 93 автора со 135 (за вычетом повторов) произведениями. Здесь так же, как и в предыдущий день, было 5 непонятных повторов, которые я из подсчёта выкинул. А среди 93 авторов всего 22 «вчерашних» человека повторилось да плюс к ним ещё 12 моих «ранешних» знакомцев. Таким образом, абсолютно новых для меня авторов во второй анализируемый день было 59 человек или ~63,44% от полного списка за день. То есть значительного уменьшения количества «неофитов» не наблюдается.

Третий день, 1 июля: 99 авторов и 136 неповторяющихся произведений. Из этих 99 авторов 13 «являются постоянными членами клуба» – они засветились во все три дня. Из тех, кто опубликовал свои «нетленки» только в первый анализируемый день, в третий повторилось 8 человек, а из второго соответственно – 5. К тому же из моих старинных знакомцев в третий день было 16 участников. Итого в третий день знакомых мне авторов – 42, абсолютно новеньких для меня – 57 (~57,58%), что тоже достаточно много, на мой взгляд.

Так к чему все эти выкладки-рассуждалки подводят?
Первое. Стороннему случайному читателю ни за что в жизни не сориентироваться в этакой кутерьме, а значит, имеется вероятность, близкая к 1, что второго захода сюда со стороны такого читателя с целью найти для своего ребёнка что-нибудь новенькое-интересненькое не будет, самоиздающиеся авторы должны читать себя сами, ну, плюс несколько ближайших, как они представляются, друзей-подружек (таких же бесчитательных местных авторов).
Второе. Когда среди нескончаемого потока серой авторской массы проскакивает золотиночка, она, к величайшему сожалению, тоже остаётся практически бесчитательной.

И тут самое время для перехода ко второму вопросу настоящего прощупывания стихирского стихопроизводства для детей: а чего нам пишут-то?

В поисках ответа на это я прочёл по несколько стихов для детей у каждого из 96 авторов, обнародовавших свои стихи для детей 29 июня. Я стремился прочесть по 5 стишков, ближайших к этой дате, если такое было возможно. Прочитывая стихи, я знакомился с резюме автора, некоторыми рецензиями в его сторону и его собственными репликами, чтобы как можно полнее представить себе, кто там, за стеклом монитора напротив меня.
В процессе такого ознакомления с «однодневным» творчеством для детишек я делал для себя некоторые пометки и комментарии, как по авторам, так и по их творениям. И вот что у меня получилось.
Весь представленный авторский коллектив у меня распределился между 7 основными категориями.

Категория намбер раз. Бывает, что человек пишет давно и много. И может быть, здорово пишет, где-то даже - классно. Но - для взрослых. И тут его - бах! - пробило на детское. Ничего специального по этому поводу (как и что писать для детей) он не изучал, детские стихи, если и читывал, то так давно, что и не помнит уже, что это такое. Ну, вот родилось. Что родилось, автор не понимает и думает, что классно для детишков будет. Да и друзья-стихиряне поддерживают: детишкам обязательно понравится. А на деле часто бывает, что рождено-то не весть что: "не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка". И очень-очень редким случаем выщёлкивается нечто достойное. Ну очччень редким случаем...

Вторая категория. Здесь практически то же, что и в первой категории. Только здесь совсем начинающие стихослагатели, которые творить (независимо от возраста потенциального потребителя их творений) только-только начали. Наваяли такие начинающие стишков разных несколько штук (среди них и детские) и ждут, какие восторги народ читающий им на это источать станет. И источает ведь. Очень часто - напрасно. Не за что.

Категория №3. А бывает плодовитость универсальная: много пишется для всех, и для детей тоже много пишется. Или много пишется исключительно (ну, почти исключительно) для детей. По принципу: ни дня без... Не-не, не без строчки! Ни дня без сказки, поэмки, приличного по объёму сборничка загадок-скороговорок-потешек и прочих творений, творенцев и творюшечек... И должно бы количество преобразовываться в качество. Ну хотя бы изредка… Ан нет! Количество, вернее - гиперколичество, наличествует, а качество даже близко не пробегало. И ведь этот человечек пишущий не понимает давно изреченную истину: лучше меньше, да лучше.

Категория №4. Случается, что пишет человечек не очень много, не фанатеет по объёмам. И старается вроде. Но выходит всё как-то серенько-убогонько. С фантазией, фейерверком - напряг откровенный, акынство преобладает. Серость одним словом. Да и с грамотёшкой не айс, как правило.

Категория №5. А ещё есть авторы, которые пишут для детей в достаточно больших количествах и достаточно грамотно почти во всех смыслах: и с точки зрения правил стихосложения, и с точки зрения правил русского языка. Но как-то всё это банально, не содержится или крайне редко встречается в таких стихах некая чудесенка-интересенка, которая притягивала бы к себе и заставляла вновь и вновь возвращаться к этим стихам, перечитывая их всякий раз с неизменным вниманием и радостью.

Категория №6. А ещё есть категория творцов, которые сотворяют не много и не мало, а как бы в самый раз. И интересно ведь сочиняют, складненько, в общем, достаточно лёгким слогом. Но чего-то до идеала им не хватает: где-то сбойчик, где-то языковый ляпчик, где-то чересчур заумь в содержание включают, которая вроде как и не для детей получается. Но в целом впечатление от их стишков очень и очень позитивное. Только таким творителям крайне необходимо прикладывать силушку для работы над собой и их творениями: выискивать и изничтожать ляпчики, самообразовываться, чтобы ляпчиков впредь было бы минимум миниморум. В общем, править себя правильным правИлом.

И седьмая категория. А кому-то никакой силушки прикладывать не надо – у них классные вещи получаются как бы сами собой. Читаешь такие стихи и – как родниковой водой: пьёшь-пьёшь и не можешь напиться – всё время хочется ещё. Такие вещи хочется перечитывать не по одному разу, а от таких авторов новинок ждёшь с нетерпением. А если в таких стихах и находятся ляпики, то их, в принципе, и замечать-то не появляется желания.

И сразу-то высказать восторги мне хочется именно по 7 категории. У меня в ней всего 3 человека.
Римма Алдонина. Ну, профи, что тут скажешь! Особенно я млею у неё над графско-королевскими и иже с ними историями. Это нечто!
А вообще, скажу откровенно, что перед такими людьми, как Римма Петровна, я готов встать на колени и низко-низко им поклониться: жизнелюбие, ясность мысли и чёткость слога, да что там! – просто красота человеческая, женская красота – вопреки времени. Преклоняюсь.

А ещё в этой категории для меня неожиданно открылись два имени. Против их стихов у меня пометки: «а вот это – классно!» и «хорошо+… готов перечитывать!». Авторы, ранее мне совершенно не знакомые: Ольга Глухарёва и Эдмар. Детских стихов у них, правда, мало – у одной 18, у дрогой и того меньше – 3. Но они стоят того, чтобы ими восхищаться, перечитывать и ждать новенького такого же качества.
Ради таких откровений и стоит процеживать стихиру мелкоячеистым бредешком!

Теперь несколько слов о категориях 5, 6. Здесь у меня комментарии типа «неплохо, но - работать, работать, работать!», «в общем, хорошо», «неплохо+» и даже «хорошо+». Но ни одного из них я перечитывать не готов. Прочитал, внутри себя оценку вывел, отринул и забыл. Возвращаться – ни малейшего желания. Таких авторов я насчитал 17 человек: Виктория Домостой, Геннадий Рябков, Евгений Глебов-Крылов, Елена Ивановна Крылова, Елена Черепанова 4, Лилия Хованская 2, Марина Номоконова, Наташа Корецкая, Светлана Лисиенкова, Степанова Елена Анатольевна, Тамара Карякина, Тётушка Ау, Ткач Елена, Игорь Шандра, Каретникова Наталия, Любовь Сердечная, Наталья Майер-Стогнеева.

В остальных четырёх категориях остальные авторы с их «остальными» творениями. Мои комменты здесь от «капец», «далеко не фонтан» через «весьма посредственно» до «в принципе-то и неплохо, но…» (за этим «но» следует типа «не очень со смыслом и рифмовкой-ритмом», «примитив с разными сбоями-неточностями», «наивно-примитивно-акынисто» или, например, «невнятно»). И среди этих авторов немало таких, которые кичатся своими номинированиями где только ни попадя, членством в РСП, пропечатанными книжками-альманахами и проч. А на поверку-то – пфииии…

Вот сказал, что всех прочтённых в эти семь категорий упихал, а ведь соврал! Двум индивидуумам здесь места нет, потому как у них паталогическое стихоплётство, некатегорируемое заболевание, для людей с нормальной психикой их произведения недоступны для понимания.

Вот как-то так.
То есть из авторов, опубликовавших на Стихи.ру свои творения для детей 29 июня 2015 года, категорически советую читать Римму Алдонину, Ольгу Глухарёву и Эдмар. Думаю, не пожалеете ни разу!
С авторами, перечисленными под категориями 5 и 6, тоже можно познакомиться – для кого-то среди них найдутся родственные души.
К остальным даже заходить не рекомендовал бы – пустая трата жизненных ресурсов.

Со всем моим уважением ко всем,
ДП


Рецензии
Это же целое научное исследование.

Наталия Ядохина   24.04.2019 15:19     Заявить о нарушении
И ученые степени и звания за такое дают, что ли?)))

Пасип, что зашли и прочли)..

Души Писк   24.04.2019 16:55   Заявить о нарушении
Не за что!
Что-нибудь, да и дадут.
Главное - время и место узнать 😊

Наталия Ядохина   24.04.2019 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.