Бог и ребенок

Наталья Карпова 7
Расскажу историю, которая произошла в семье наших соседей. Несколько лет назад эта многодетная семья (тогда у них было 5 детей) решила усыновить слепого мальчика из детского дома. Мальчика зовут Глеб. Егор (отец) забрал ребенка из детдома, привез к себе. На первых порах
Мальчика предоставили самому себе, чтобы он как-то освоился, а новые родители лучше поняли, как помочь ему адаптироваться. Глебу показали его постель, семья поужинала и Глеб, зажав в руках несколько ломтиков хлеба, лег на постель и отвернулся к стене. Две девочки, его новые сестренки примерно одного с ним возраста, стали звать его поиграть. Но он оттолкнул их и сказал : «Моя мама скоро приедет за мной и заберет меня отсюда к себе. Девочки сказали : «Твоя и наша общая мама здесь, она с папой уже забрали тебя.»..Глеб не соглашался – «У меня другая мама, она меня отсюда заберет» И снова отвернулся к стене. Так продолжалось несколько дней. Мальчик отталкивал новых сестренок, вставал с постели только чтобы поесть и все время говорил, что приедет его мама и заберет его. Потом постепенно привык к новой своей семье, освоился и перестал говорить о своей маме. Егор и Настя ( Мои соседи – многодетные родители) связали всю свою жизнь с детьми. Настя разрабатывает программы помощи детству и материнству. Соседи очень хорошо знают, все, что связано с детскими домами. Егор рассказал мне, что то, что творилось с маленьким Глебом, характерно для большинства детдомовских детей. Они, как и Глеб, рассказывают, что к ним приедет мама (или – мама и папа) и заберет их к себе, подарит игрушки, накормит вкусной едой, накажет обидчиков, словом – устроит их жизнь, как надо. Как правило эти дети никогда в жизни ни маму, ни папу не видели (Глеб –тоже) Если кто-то пытается разубедить ребенка в том, что добрая мама заберет его, ребенок категорически не соглашается – он либо плачет, либо сердится, словом – выходит из себя, потом – переключается на что-то другое, а потом – снова обретает уверенность в приезде чудесной мамы.
Мои знакомые психологи говорили мне, что для того, чтобы ребенок нормально рос и развивался, учился, играл, общался, он должен быть уверен в том, что в окружающем мире существуют добрые силы, которые его обязательно защитят от зла, что добро всегда победит. Это – основная идея сказок, которые рассказывают детям на ночь. Иван – царевич побеждает Кащея, и.т.д.  В мире взрослых однозначно добрая сила, обязательно побеждающая зло,
Тоже известна. Ее называют Богом. Я подумала, что, может быть, дети, которым необходимо знать, что добрая сила их спасет, говоря, что эта добрая сила – мама (или – мама и папа), имеют ввиду именно Бога. Просто они подбирают, говоря об этой силе тот термин, который известен всем в мире людей, самый близкий – конечно, «Мама» (или – мама и папа). Тогда их поймут все – и взрослые тоже. Маленькому ребенку, возможно, даже никто не говорил о Боге, и он даже слова такого не знает. Вот и подменяет одно другим. Думаю, что суть детского существа и Бога – неразрывны. Разум и душа ребенка – у Бога, от Бога он к нам приходит – появляется на свет его биологический организм (похожий на организмы других живых существ), к которому  непонятным мне образом присоединяется от Бога разум и душа. С течением жизни ребенка воспитывают – приспосабливают его существо к условиям жизни в мире взрослых людей. При этом «божественная « часть ребенка теряет многие свои качества, маленький человек – ангел ломается, чтобы жить, как все взрослые. Как правило, сильно нарушается связь  с Богом. Взрослым же, если вдуматься, ребенок кажется сумасшедшим – ведь он, например, считает куклу живой, хотя «очевидно», что кукла сделана из тряпок, и.т.д. ( А, может, ребенок – прав?) У Православных христиан (не знаю, как в других конфессиях) самой сильной молитвой считается детская молитва. Конечно- детская, ведь ребенок – еще «в Боге». И только на втором месте – молитвы великих святых. Христос говорил: «Будьте, как дети». Что значат эти слова?
Думаю,то, что в первую очередь, надо стараться вновь найти Царство Божие, откуда мы все вышли, и попытаться, хотя бы немножко, устроить его в нашем мире. Мне кажется, что на этом пути мы многому будем учиться у детей. Сейчас мы еще только начинаем познавать мир и менять его. Часто – не в лучшую сторону…Ребенок, встречая на своем пути какой-то предмет, часто не знает, что это, и как бы открывает его для себя. Взрослые же, присвоившие предметам названия, знают, зачем, для чего сделаны эти предметы, что от них ждать, и не вдумываясь, используют их, как положено. При этом они упускают из виду многое, могут не заметить (и – не замечают) какие-то неизвестные доныне качества этого предмета – навесили ярлык, и – думать не надо… Ребенок же делает открытия на каждом шагу, просто чаще всего, он не может рассказать, что он открыл – еще нет адекватных терминов, да, и – времени нет – надо исследовать следующий предмет. Очень хорошо этот процесс детского познания показан у А.Платонова Помните : «Ты – кто?» - спросил Егор у жука. Жук молчал…
 Я написала все это для того, чтобы пригласить вас к размышлению о связи детского, взрослого миров и Бога.