Гость Общинный Центр Спас

Андрей Румянцов
Опыт общинной самоорганизации
           (Ратоборцы)

Отрывок

В современную эпоху тотального рационализма и крайнего индивидуализма традиционный подход, основанный на вере, принято считать устаревшим. Веру заменило научное знание, а мгновенный доступ к информации обесценил труд познания. Все можно узнать и присвоить, а надо прожить и овладеть. Критический подход и его плоды – сомнение и индивидуализм, бесконечный анализ разрушают целостность, наносят невосполнимый урон обучению традиции. Вроде все просто: слушай старшего, и делай как он. Это не бездумное копирование, не надо опасаться потерять свое лицо, ты все равно не будешь повторять заданные действия буквально, так как у тебя своя конституция тела, свои способности и возможности. В твоей динамике ты останешься собой, у тебя сохранится свобода творчества. Так как старший показывает правильность движений и действий, перенимая естественно и органично, ты сам начнешь видеть причинно следственные связи. Суть предмета откроется тебе постепенно, по мере правильного продвижения в заданном направлении. Но современный человек нетерпелив. Он требует объяснения и результата здесь и сейчас. У него нет уважения к авторитету вообще. Отсутствие ранга позволяет оставлять последнее слово за собой, он имеет свое собственное мнение во всем, даже в том, чего не знает и не пережил. Дух сегодняшнего времени, дух упрощения и примитивизма, уродливая однобокость развития накладывает отпечаток на всю личность человека и сказывается на его обучении.
Человек не живет глубиной, жизнь, выстроенная в сторону потребления и комфорта опошляет его, делает ненужной потребность задумываться. Недоразвитость чувств человеческой души сегодня поражает.  Неспособность к самопознанию, к изучению собственного духа, движений сердца заставляет его скользить по поверхности, быть хладнокровным в поиске истины. Человек не напрягается, он ленится, чужд вообще какому-либо познанию, не связанному с личным удовольствием. Он тщательно избегает напряжения духовных и физических сил своей личности. Эта комфортность души делает многих неспособными к научению. Личность современного человека разбросана, растрепана, не может собраться в единый сосуд, становится аморфной и бесформенной. Все эти особенности крайне осложняют передачу живого знания,  необходим фундамент – личный духовный опыт обучаемого. Верующему человеку, живущему духовной жизнью, гораздо легче передать свой внутренний опыт, ведь старший должен подобрать ключик к душе младшего, настроить свой «передатчик» на его волну, найти нужные слова и образы. Несмотря на градацию духовного опыта, он должен выйти на тот уровень взаимопонимания, найти тот язык, на котором младший сможет понять его. Сейчас это крайне сложно, и требует большого искусства доверия, но, все же, доверие быстрее возникает между людьми верующими.
Традиция выражается в определенном образе жизни, укладе, который постепенно «вываривается» из соответствующей среды обитания. Сегодня для нас традиция стала экзотикой по причине изменения образа жизни. В процессе обучения постоянно возникают вопросы: почему так, а не иначе? Они оправданы, хотя  не должны превращаться в пустое интересанство, из-за которого теряется суть. Тем не менее, все же приходится слишком много объяснять, – ведь мы люди другой эпохи. Важно определить меру этого  интереса, чтобы он не мешал усвоению. Занятия не должны превращаться в простую лекцию или развлекающее зрелище. С другой стороны, современный человек все воспринимает головой (рассудком), а не сердцем. Поэтому вербальный метод обучения остается очень важным, хотя в ратоборстве обучение происходит не только на словах и наглядном демонстрировании, но и через ощущения, чувства, установки сознания, образы, схожесть внутреннего опыта. Старший во внутреннем опыте ищет общее, и, если находит, то младший понимает, принимает и приобщается. Слова (объяснения) в таком случае могут иметь второстепенное значение, тем более, что сегодня идет повсеместное искажение корневого значения слов, и люди в буквальном смысле перестают понимать друг друга, вкладывая в одно и тоже слово разное содержание. Особенно это касается духовно-нравственных понятий и представлений.
Современный уровень обучаемости вообще очень низкий из-за отсутствия мотивации, познавательного интереса, глубины и постоянства. Трудности в обучении связаны с сегодняшней духовной неустроенностью и недостаточностью. Личность катастрофически перестает быть творческой, творчество замирает в современном человеке, оно угнетено и завалено поведенческими и рассудочными стереотипами, навязанными модой, телевизором, средствами массовой информации, пропагандирующими потребительский образ жизни. Человек мыслит штампами, выдержками из роликов и рекламы. Творческий мыслительный процесс заменяется скачиванием информации и принятием подготовленных чужих решений.
Сегодня сохранить традицию может только вера. Мы, как люди православные, должны изучать воинскую православную традицию. Она заключается не только в изучении и овладении боевого опыта прошлого, но и в служении Богу и людям, а не самому себе. В воинской традиции надо тоже подвизаться, это такой же подвижнический труд. Но это начинают понимать лишь те, кто уже прошел определенный путь. Глубина понимания раскрывается в процессе, надо идти. В жизни важен процесс, движение. Если ты взялся, то неси. Неслучайно воина иногда называли яремник, то есть взявший воинское ярмо. Если воин падает и погибает, в этом нет ничего необычного и удивительного. Это простые понятия  воинской морали, которые перекликаются со словами апостола Павла,   что все мы рабы «неключимые». То есть, что я должен сделать, я сделал, и нет для меня за это никакой награды. Я ступил на путь воинского служения и обязан служить. Что же необычного в простом понятии воинского долга? Я обязан служить верой и правдой, по чести и совести.
Воин в первую очередь предназначен для того, чтобы сохранять бытийность, закон и порядок, данные Богом. Поэтому он страж. Порядок должен сказываться на внутреннем устроении воина, где  все должно быть в гармонии и согласии. Если он приводит в порядок себя, то это изменение сказывается и на окружающем его мире. С приведением в порядок себя воин познает, каким должен быть порядок и вовне. И он должен стремиться к этому. Он не может быть равнодушным. В нем горит воинский дух – дух горения, дух порядка и желания послужить. Сегодня подобные рассуждения  могут показаться недостижимо высоким идеалом, но это ничего не меняет, каждый мужчина  должен к нему стремиться.
Наличие тысячелетнего аскетического опыта православной церкви не позволит нам сойти с ума на этом пути, попасть под власть нечистых духов. Глядя на языческие, оккультные и современные школы боевых искусств, где основной акцент ставится на работу с сознанием, на  развитие экстрасенсорных способностей, выявление  скрытых возможностей человека, мы видим печальные плоды.    Эти люди, не подготовленные духовно, самонадеянно «работают» со своим сознанием. Не зная себя, они взламывают психику другому, стараясь залезть в его душу. Это потенциальные сумасшедшие, духовно погибающие люди. Не сама рукопашка свела их с ума, а неправильная ориентация в выборе духовных начал. Все это можно отнести и к практикующим восточные культы. Люди идут не тем путем, но их можно вернуть, упредить, и вместо боевого восточного ритуала показать свое, здоровое, правильное и духовно полезное. Это ответ и некоторым священникам нашей церкви, которые кидаются в крайность и не благословляют вообще заниматься боевыми искусствами. Не понимая особенностей всего воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки. И наши мальчишки перестают быть мужчинами уже под крылом церкви.

http://mirspas.ru/arhiv