кипу Инков

Анфиса Третьякова-Федина
Кипу - «узел», «завязывать узлы», «счёт»; аймара chino — чино) — древняя мнемоническая и счётная система (в связке со счётным устройством юпаной) инков и их предшественников в Андах, своеобразная письменность: представляет собой сложные верёвочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских верблюдовых (альпаки и ламы) либо из хлопка. В кипу может быть от нескольких свисающих нитей до 2000. Она использовалась для передачи сообщений посыльными часки по специально проложенным имперским дорогам, а также в самых разных аспектах общественной жизни (в качестве календаря, топографической системы, для фиксации налогов и законов, и др.). Один из испанских хронистов (Хосе де Акоста) — писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу» и никто не мог избежать тех, кто проводил подсчёты с помощью узлов.
Кипу ВА42527 (Museum f;r V;lkerkunde, Берлин) предколумбовой эпохи Америки, который был ранее уже исследован Профессором Гари Уртон (E: Gary Urton, 2003 г., антрополог из Гарвардского Университета), состоит из четырёх особенных квадрантов ориентированы в виде Z или S. Альберто Саэс Родригес (Исп. Alberto S;ez-Rodr;guez) в своём исследовании провёл статистический анализ данных у этого кипу. Данные узелковых нитей ориентированы в виде «Z» равномерно распределены вдоль горизонтальной оси, а все данные узелковых нитей ориентированы в виде «S» равномерно распределены вдоль вертикальной оси. После проведения анализа статистических данных, то есть, визуально представление семи точек с координатами (х, у) в виде графика, А. Саэс Родригес утверждает, что узелки на нитях Кипу ВА42527 хранят в себе информацию в виде звёздной карты Плеяд. Невооружённым глазом можно видеть шесть самых ярких звёзд скопления Плеяд. Седьмая точка на графике может быть связана с планетой Венера, каторая проходит через Плеяды примерно раз в 8 лет. Для быстрого определения сходства между картой звёздного скопления Плеяд и её графическим изображением, коэффициент линейной корреляции Пирсона (англ. Pearson correlation coefficient) показывает, что между рядами x, y наблюдается сильная корреляционная связь: X position r(7) = 0.73 (df = 5; p < 0.0617) ; Y position r(7) = 0.43 (df = 5; p <0.3397). Это значит, что задолго до Декарта (F: Ren; Descartes, 1596—1650) древние Инки владели умением работать в аналогичной прямоугольной системе координат.
В 1994 году Фрэнк Саломон (Frank Salomon) провёл исследование в перуанской деревне Тупикоча (Tupicocha), где кипу всё ещё является важной частью общественной жизни деревни. На 1994 год это была единственная деревня, где кипу со структурой, подобной доколумбовому кипу, всё ещё использовались для официального местного управленческого ведения записей, и в качестве общественных функций в местном органе власти, хотя сельские жители не связывали свои кипу с артефактами инков (Salomon 2004). Многочисленные и разнообразные кипу в 2005 году в селении Рапас (Перу) были исследованы Фрэнком Саломоном. В Перу в отдалённом селении Куспон в регионе Анкаш 12 сентября 2009 года было проведено интервьюирование составительницы кипу, женщины по имени Грегория «Ликуна» Ривера, так называемой «последней кипукамайок»; было установлено, что она делала кипу только в случае смерти односельчан. Показанное ею кипу было длиной в несколько метров со множеством (похоже, одинаковых) узлов и состояло из голубых и белых нитей. Назначение у этого кипу было ритуальное: им обвязывали усопшего в виде пояса вокруг талии для того, чтобы «он защитил умершего на пути мёртвых при переходе в другой мир». Значение цвета в данном кипу, если использовать список соответствий Антонио да ла Каланчи, может означать «[загробный] мир на небесах»: поскольку голубой цвет означал «Бог, живущий в голубом небе», а белый цвет — «мир».