Смысл

Валерий Винарский 2
СМЫСЛ

Бывает, что смысла и света
напрасно мы ищем в словах
по умыслу злому поэта,
чей замысел замысловат.

Брось домыслы в поисках смысла.
О вымысле не суесловь
и знай, что убожество мысли –
источник обилия слов.
***

Хочу на неизвестный мыс,
в туманную страну.
Но все, что обретает смысл,
теряет новизну.
***

Я – математика

Решенье сходится с ответом.
Я – математика сама.
Но, может, чтобы стать поэтом,
сойти мне следует с ума,

чтоб, как туманность Андромеды,
где ни созвездия, ни зги,
я был гипнотизер и медиум
и компостировал мозги?

Нет, не аморфной, а амфорной
пусть ляжет мысль в квадрат листа.
Милей мне формул красота,
чем бред под маской хлороформной.
***

Тела и души исход летальный.
В вечность не спеши, в ком нету тайны.
Знаешь, что сказал березе ясень? –
Как напрасен тот, что прост и ясен.
***

Всі поети куці або ниці,
де нема якоїсь таємниці.
Недарма – де темно і таємно
нам стає і млосно, і приємно.
***

Себе перечу часто я, однако
свободен от канонов и оков.
А тот, кто постоянно одинаков,
всегда и однозначно – никаков.
***

Не теоретик

Предпочитал бы я анапест.
Анапест – это что за напасть.
Писал бы только ямбом я б,
когда бы знал, что значит ямб.

Пусть я в теории не брахман
И не знаком мне амфибрахий,
в теории поднаторев,
я перешел бы и хорей.

Не теоретик я, а практик,
но до неведомых галактик,
дай бог, чтоб кто-то их достиг,
летит практический мой стих.
***

Все творцы

Все творцы от медитаций оборзели –
видят вещи не такими, как на деле.
Слишком пошло все у трезвых реалистов,
а у них туманно, сумрачно и мглисто.

П у них все эфемерно, как у Шнитке.
А у них все зыбко, как у Мандельштама.
Их метафоры, как спутанные нитки.
Их гиперболы, как сны гиппопотама.

Смысла здравого из песен вышибалы,
полоскать мозги они поднаторели,
но никто из них не прыгнет выше Баха,
не взметнется круче фресок Рафаэля.
***

Невнятно

Поговорить хотел бы я невнятно,
чтоб хоть чуть-чуть прослыть мне непонятным.
А то во мне все просто так и ясно,
что хоть неси мои поэмы в ясли.

Вот у иных так смутно и подспудно,
что разобраться в их твореньях трудно.
Зато уж если вникнешь в рассужденья,
такое испытаешь наслажденье!

Прочтешь сегодня, а догонишь завтра
и думаешь – я не глупей, чем автор.
Я не "сапог", не "валенок", не "чайник",
напротив – я сотворчества участник.

А не поймешь – проймешься уваженьем,
что с некоторым вкупе раздраженьем,
и, как ребенок, думаешь о взрослом, –
наверно до поэта не дорос я.

Неважно, что не творческие муки
его рукою правили, а глюки.
И, чтоб создать творенье золотое,
объелся этот автор наркотою.
***

Прохиндеи

Давно от них мне скверненько и тошненько –
от прохиндеев, жуликов отпетых,
художников, что пишут для художников.
Поэтов, что слагают для поэтов.

Не в силах мысль свою разумно выразить,
они в толпе юродивых играют.
Нет, я не предлагаю всех их вырезать.
Но, люди, будьте бдительны, вас грабят!

Безумие трактуя даром божьим,
они творят, чем архиненормальней,
тем славословий и почета больше им,
тем "офигенней", тем "конгениальней".

Да, не быть мне в искусстве этом вехою.
Из века их, как чоп из бочки, вынут.
Обидно мне, что "крыша" не "поехала"
и стыдно, что "по фазе" я не "сдвинут".
***

Крона клена

Сравни я крону клена с кринолином
или маслины приобщи к Муслиму,
какой же бы догадливый павлин
вник нынче в то, что значит кринолин.

Он книгу бы закрыл, не понимая,
что мною упомянут Магомаев
и что с холодной водкою маслины –
излюбленное блюдо у Муслима.

Нет, наш народ не носит шляп из фетра.
Ему плевать на Клеопатру с Федрой.
И он твердит – поменьше ерунди там
за право называться эрудитом.

Стихи поэты пишут нынче разно –
кто – звездочкою, кто – крестообразно.
А мне, признаюсь, больше по душе
стихи, что не для глаз, а для ушей.
***

         Поэме А. Вознесенского

«Треугольные ваши груши»
наш народ не желает кушать.
Не заумствуя, не наглея,
дайте пищу ему круглее.

Дайте плод вы ему попроще,
чтобы «схавала» его площадь.
Раскусила – не подавилась,
проглотила и удивилась –

Да, на свете есть кроме хлеба
ломоть облака, студень неба.
И докажешь тогда – поэзия
тоже очень еда полезная.
***

Усложни

Хочешь мудрым слыть? – Усложни
свои мысли, а также чувства.
Искриви свое русло, жни
злак мистического искусства.

И в начале не знай конца
своих выспренных словобдений.
Знает Бог пусть о том. Он царь
провидений и побуждений.

Слово пусть тебя в путь ведет.
Перво-наперво было Слово.
И кривая не подведет –
Слово – яви и снов основа.

Это выучи, как азы,
словоблудя стихом про Слово,
и всяк сущий тебя язык
переводом своим прославит.
***

У поэзии есть условие.
Подношу вам его на блюде я –
Словоблудие – многословие.
Многословие – словоблудие.
***

Намек на вещи

Ты станешь вестью вещей.
Вещай и предвещай.
Твой стих – намек на вещи.
В нем нет самих вещей.

Уставшие приматы
(от матриц и систем)
желают не предмета.
Намек им дай на тень.

В расплывчатых пенатах
туман где, а не штамп,
ищи себе поэта,
который Мандельштам.

Чтоб не было ни меры,
ни веса и ни форм,
тогда ты непременно
создашь такой офорт,

Который потрясает
как белый воск перин.
А сам ты над Россией,
как знамя, воспаришь.
***

Нимб

Над головою этого еврея
плешивый нимб (от святости) маячит.
Я не умру, пока не расшифрую,
зачем и чем он головы морочит.

Спиной дуги угодливо магнитной
над феррумом – над ним. Гони перо мне!
Моя вражда к нему, как лучик нимба
над головой ее потусторонней.

Я на чужом пиру его сравнений
обгрызенной селедкою горюю.
Я голой себя чувствую равниной
Он надо мной возвысился горою.

Никто судьбу себе не выбирает.
Он жертва ненасытного Гулага.
Голгофа б показалась ему раем.
Печальней не придумать эпилога.

Удачливее жить бы не смогли вы –
настойкой вдохновенья на страданьи.
Никто не знает, где его могила.
Земля – его прописка в мирозданьи.
***

Мандельштаму

Одним по праздникам – маца.
а мы, бывало, сало ели.
Пусть будет Мандельштам – МоцАрт,
а я побыть хочу Сальери.

Пусть в наших жилах кровь одна –
далекой знойной Иудеи.
Придется одному из нас
стать жертвой или не у дела.

Пигмей я или великан –
хочу быть выше, а не рядом,
и мертвому, ему в стакан
готов подсыпать дозу яда.

Пускай непризнанным живу,
он мне и приговор и плаха.
Хочу на тризне у него
плясать от счастья, а не плакать.
***

                И. Бродскому

Его голос монотонен.
В нем один всего лишь тон.
Он не низок и не тонок.
То ли стон, то ли бетон.

Он читает, как мечтает,
как черпает водоем,
и, покуда он мечтает,
каждый может о своем –

кто – о бане, кто – об Анне,
кто – об адовом огне.
Кто – о дряни, кто – о грани,
о герани на окне.

И душой созвучны мы с ним,
сладкозвучны и нежны.
Не следим за ходом мысли,
так как мысли не нужны.

Переполнив душу чувством,
как медуза за бортом,
то ли мчусь, то ли лечусь я.
Он – и нимфа и фантом.

Словно звездное теченье,
искрометна речь его.
Он закончил – и от чтенья
не осталось ничего.
***

                И. Бродскому

Образ броский. Не брошь ли брошена?
Серебро или золотник?
Это Бродским слова обронены
и броженье умов от них.

Многомерна многозначительность.
Эфемерно наличье черт.
Непременно в нем различить бы нам –
соразмерна ли чину честь?

Правомерен ли выбор Нобеля
И, на лезвии у времен,
верно то, что перпетум мобиле
от поэзии – это он?
***

                И. Бродскому

Тунеядец он! Отщепенец он! –
Пеной пенится лик суда.
Непрощенец он! Неотмщенец, но
возвращенец ли он сюда?

Ведь хрустальная течь российская
его речью замутнена.
И из пушек картечь расистская:
–    Он предтеча, да. Но не наш.

Не есенинский! На-кось, выкуси!
А, бесовского привнеся,
мандельштамовско-пастернаковский,
Вознесенского примеся.
***

Царь Петр

Царь Петр окно в Европу прорубил.
(Чего Россия уж не нарубала).
И тем он ей еще любезен был,
что подарил арапа Ганнибала.

И этот эфиопский людоед
стал моряком в российских эполетах,
произведя впоследствии на свет
того, кто произвел затем поэта.

А дело все, видать, в руке Петра.
Метисов ведь у нас теперь сто тысяч,
но не рождает новая пора
строки, чтобы ее на камне высечь.
***

        Шинами обуетесь, мантией почетною,
только не обучитесь безотчетному.
                А. Вознесенский

Мне отчеты, как нож в печенку.
Мне б раскованно, безотчетно.
Не канонов поэз-отрыжкою,
а по-новому, как Андрюшка.

Академия без учености –
эпидемия безотчетности.
Не харчовой переперченностью.
Сыт, еще бы, но безотчетностью.

Я от бед земных в удрученности
в этой песенной безотчетности.
Автор музыки – мессы черной,
почему ее – безотчетно?

Вот бесовщина! Дьявол с чертом спит!
Безотцовщина безотчетности.
Мусульмане, как тати с четками,
тоже манят стать безотчетными.

Сумма встреч и разлук нечетная –
значит счастлив, друг, безотчетно я
Хорошо звездАм крупным счет вести,
если аз воздам безотчетности.

Мне б девчоночку на плече нести,
безотчетночку к безотчетности.
И туманится мир без четкости,
если ранится безотчетностью.

Но прости мне, ведь в безотчетности
не достигнешь рядов сплоченности
Ахинею ты обречен нести,
если в неводе безотчетности.

Чувства стадного удрученности –
тоже в стадии безотчетности.
Как слепых за собой без очей вести –
вечны способы безотчетности.

Как учить летать, а самим ползти,
так ученым стать в безотчетности.

Почему ж мы не обучимся,
дай вот только чуть-чуть набычимся –
и дадим "на гора" в бессчетности
не один Коран безотчетности.
***

Посвящение Ахматовой

      «Когда б вы знали из какого сора
      растут стихи, не ведая стыда». 
               
Нижний зуб мой теперь без дела.
Выпал друг его – верхний зуб.
Словно дух, что лишился тела,
одинок он теперь внизу.

Годы, зубы – сплошная убыль!
Заменил я, смахнув слезу,
выражение – "Чистить зубы"
скорбной фразою – "Чистить зуб".

Для стихов эта тема странная.
Но о чем мне писать теперь?
Путешествую нынче в страны я,
состоящие из потерь.

А куда с этим зубом лезу я?
Дать Ахматовой шах и мат!
Потому что страна – поэзия –
не из сора, а из утрат.
***

До чегот же непохожи

До чего же непохожи
смех гиен и волчий вой.
И проезжим и прохожим –
всем дарован голос свой.

Неуч или академик –
ты от всех отличен тем,
что, не тратя сил и денег,
получил свой личный тембр.

Некрасив или пригож, но
наводя на всех туман,
отчего же так похож на
графомана графоман?

У плохих поэтов рожи
одинаковы всегда,
а хорошие похожи
каждый только на себя.
***

               Б. Ахмадулиной
 
Рептилии кунсткамерный репей
и репы хруст, слащаво-хрящевидный.
Ну, до чего оранжево обидно
жжет левый глаз восточный суховей!

Веди меня, период докембрийский,
в реликтовую хвощевую суть
и за попытку вздыбленного риска
не очерни меня, не обессудь.

А без суда я буду неподсуден
и – на суднО, плывущее в апрель,
где не настигнет день меня, что Суден,
где – колыбель. Где – аквы акварель.

Где поросль лилий, вьющихся запретно.
Из их сетей не выплыть никому.
Где подвергают казни, что конкретно 
Где правит неподвластное уму.
***

Смысл жизни

Озаботьте себя мыслями –
И изгложет вас тоска.
Нет занятия бессмысленней,
Чем у жизни смысл искать.

Зря сожрали продовольствие.
Что искали – не нашли.
Получите удовольствие
От того, что вы пришли.

Вы идеи глупой узники.
Ваше дело – звон пустой.
Осчастливьте себя музыкой.
Насладитесь красотой.

Пляс до головокружения.
Смех от коликов до спазм.
Чтоб не кораблекрушение –
чтоб вся жизнь была – оргазм.
***