из сирийского дневника

Ида Рапайкова
11 июня 2013

Я перескажу несколько историй, что происходят сегодня в Жидайдо Фазла, небольшом городке неподалеку от Дамаска.

Умм Яхья -  женщина  около шестидесяти лет. Оба её сна в Освободительной армии. До сих пор у неё не от них вестей.

Когда я встретила ее в первый раз, мне было затруднительно глядеть ей в лицо, так как ожог совершенно извратил часть от нижней губы до шеи.  Но когда моя новая знакомая  начала говорить, я вообще перестала замечать уродство. Этот человек обладает исключительным красноречием: рассудительность и мудрость убеждает в её недюжинном разуме. Что же касается ожогов, то эта давняя история. Когда мальчики Умм быль достаточно маленькими, то один из них нечаянно опрокинул кастрюлю с кипящим маслом, которая, не заслони мать собой сынишку, обязательно ошпарила бы её второго ребенка. Немаленький объем  масла хлынул, обжигая  руку, шею и нижнюю часть лица.

"Мальчики допустили ошибку нацелившись на Жидайдот, - утверждает она. - Я предупреждала их. Мой сын! Ты маленький человек, ты не сможешь противостоять государственной армии со всеми её видами вооружений. Этот город окружен военными частями и лояльными президенту областями.  Но он молоды, у них достаточно жесткие командиры. "Если вы войдете в город - то они разрушат его вместе с нами". - сказала я им.  ... Но что мы можем сделать, это наша судьба ... "

Дочь Умм Яхья продолжила: "Мы так и не покинули дома... Моя мама приводила со своей соседкой беженцев в свой дом... Армия наступала с севера. Революционеры заминировали все подступы. Однако соглядатай выдвинулся  перед солдатами и четко проинформировал  о местоположении каждой мины.  Собака! он ходил, даже не скрывая своего лица! несколько  месяцев он утверждал, что такой же революционер, как и все они. Ему были известны все планы защитников, о чем этот человек не преминул сообщить  службе безопасности. Здесь было всего триста молодых людей с небольшим арсеналом оружия. Они были всего триста молодых людей с небольшим оружия! Как бы их задержали? "

Я смотрю на мать, которая собирается перебить дочь, у неё такое же молодое лицо, как и у дочери, полное любви.  "Они рассчитывали только на свою волю, дочь моя.  Их воля была сильна. И они смогли бы сохранить за собой город, если бы Кунейтра и Хан-аль-Шейх выстояли. Говорили, что в их рады проникли переодетые агенты безопасности, когда армия вошла в город - революционеров казнили. "

- "Это ложь, никто не проникал", - возражает  девушка.

Мать возвращается к прерванной мысли:

- "Муж нашей соседки тоже в Освободительной Армии. Когда регулярная армия атаковала район, он бежал с теми, кто остался. А они вошли в его дом и забрали  его молодую жену. Женщина вернулась через несколько дней. Выражение её  лица стало  неузнаваем. Не поддается описанию, что она  пережила. Из её рассказа ясно, что доставили соседку  в близлежащие казармы. "Поверните голову к стене." Обернувшись женщина  увидела кусочки человеческой плоти висящие  на стене, Она почувствовала - её сейчас  вырвет, но испугавшись что солдаты тут же пристрелят женщина силилась подавить в себе позывы на рвоту.  Не сказано, при каких обстоятельствах её всё ж таки отпустили. Но она полностью уничтожена. Говорят, что они изнасиловали ее, продержав в таком ужасе  целую неделю ".

"Как видите, наши дома построены без разрешений, слипшись друг с другом, а ведь большинство из нас вытеснены сюда  с Голанских высот. Когда мы покинули Голанские высоты, я была малышкой.  Помню мама сказала, что мы уходим не очень  далеко, чтобы нам было проще возвратиться  в нашу деревню в ближайшее время. Здесь была  алавитская окрестность побережья, однако все алавиты сбежали, когда армия объявила, что Освободительная Армия выдвигается в этот  регион. Сочувствовавшие  армии Свободы наделали ходов в стенах, чтобы облегчить побег из дома в дом в случае атаки освободителей.  Когда охранники увидели это, их обуял  безумный гнев. Они обязались снести  стены всех домов, которые будут замечены в таких лазах ... "

"Посмотрите на кухне .. Когда они попытались войти - то шли не в дверь. Они проделали  дыру в стене!" - посмеиваясь,  Умм Яхья показывает мне отверстие в стене кухни, которое прикрывает кусок ткани.

"Но не все такие уж  плохие из солдат регулярной армии. Как-то я отправилась к соседям, случайно наш путь совпал с одним из их солдат, неожиданно тот сказал мне: " Хаджжи*, следует держаться  ближе к стене, тогда они не будут стрелять в тебя ... "  Представьте! этот человек пришел  с армией, чтобы убить моих детей, и все же, когда его никто не видит, он мне дает советы, как остаться в живых,  он заботится обо мне."

"Как-то мой сосед рассказал тоже удивительную историю. Они пришли к нему с обыском. Потихоньку один солдат попросил  его: " Пожалуйста, я позвольте мне позвонить  моей жене в палату. Это займет пару минут только лишь. Но мне нужно регулярно узнавать про её состояние. Два дня назад я отвез её рожать, теперь хочу первым узнать эту новость."  Наш сосед дал ему свой телефон, и тот прикрылся в углу, чтобы их  никто не подслушал.  Вернулся солдат улыбающимся:  " У меня - мальчик."... "Пожалуйста, не говорите другим я позвонил с вашего  сотового телефона!" "Да возьмите ноутбук и поговорите со своей женой сколько пожелаете!" - ответил на эту новость сосед.  "Я не могу! Заберите назад! Если они узнают, что я пользовался телефоном - меня повесят! "

История Умм Яхья  нет конца. Но у меня на сегодня нет времени передать вам все.  Я вернусь к этому в будущем письме.


* В арабских странах хаджа и хаджжа является уважительным обращением к пожилому человеку, независимо от того совершил этот человек паломничество или нет.