01 Азы философии

Виктор Корнилов
Виктор Корнилов


АЗЫ ФИЛОСОФИИ
(венки сонетов)


г.Махачкала 2020

   *    *    *

Оглавление:

Азы философии 01
Алтарь 02
Арканы Таро 03
Бегония 04
Битва монстров 05
Венеры любящей визит 06
Виа Долороза 07
Время сочинять 08
Вымпел 09
Яга- Гармония 10
Гейзер 11
Грааль 12
Интернет 13
Ксивв богу 14
Легенда о Забуне 15
Лик 16
Любви пароль 17
Любви тональность 18
Любовь венок 19
Менестрель венок 20
Мираж венок 21
Нить венок 22
Плазма души венок 23
Портал романтики венок 24
Поэт венок 25
Принцип венок 26
Резон венок 27
Рябина-1 венок 28
Рябина-2 венок 29
Славян не победить венок 30
Субстанция души венок 31
Удел венок 32
Фемида венок 33
Эхо венок 34
Я вижу гения венок 35
Язвы Руси венок 36
Ярила перст венок 37
Ярила свет венок 38
   *    *    *

АЗЫ ФИЛОСОФИИ
(венок сонетов 01)

Оглавление:

1920 Азы философии пролог
1921 Демосфен сонет 1
1922 Два крыла личности 2
1923 Дилема Теофраста 3
1924 Парадокс места 4
1925 Стоя 5
1926 Высший закон сонет 6
1927 Мировое яйцо 7
1928 Собачья философия 8
1929 Священная бедность Диона 9
1930 Синтез Плотина 10
1931 Эдикт о веротерпимости 11
1932 Лапы сатиры 12
1933 Догмат веры 13
1934 Примат веры 14
1938 Винтик государства эпилог

   *    *    *

Азы философии пролог

О БОГЕ И О РЕЛИГИИ...
=====================
1.Бог желает предотвратить зло, но не может?
Значит он не всесилен.

2.Может, но не желает?
Значит он жесток.

3.Может и желает?
Тогда откуда возникает зло?

4.Не может и не желает?
Тогда за что называть его Богом?
(Андрей Куценко)

"Как медленно душа взрослеет!
Хотя прошла немалый путь.
Она всё также тихо млеет,
Не постигая жизни суть..."
(Нина Карпунина)

Философы на веру не берут
Ничто из арсенала истин ветхих,
Но с давних пор теологи всем врут
Об откровеньях избранным и редких.

О Боге размышляли Ксенофан,
Платон, Зенон и Аристотель даже
Без догмы веры, если не профан,
И не схоласт- фанатик в буйства раже.

Поэтому теологи слегка
Смогли помочь зачахнуть той науке
И превратили в Средние века
В служанку теологии от скуки:

Безверие немыслимо совсем,
Инакомыслие- вид нигилизма.
Немыслимы в науке  (ясно всем)
Коварство и жестокость фанатизма.

Коль философия- культуры часть,
Поэты и философы- владыки:
Меняют времена, народы, власть,
Шлифуя междуклассовые стыки.

   *    *    *

1921 Демосфен сонет 1

Я не имею права на любовь!
"Филиппиками" призывал сограждан
Бороться. Демосфен всегда готов:
- Македоняне, ведь не греки даже!

И дергая плечом и хмуря бровь,
Учил он афинянина отважно:
- Царю Филиппу ты всегда .злословь.
Что варвар он, то знает каждый.

В Беотии при Херонее он
Бежал! Там Александр пробил заслон-
Фиванский полк. Афины гордо пали-

Эпохи демократии заход,
От государства отлучен народ,
Поднявшийся над смертными грехами.

   *    *    *

1922 Два крыла личности 2

Поднявшийся над смертными грехами
В монархии был превращен в рабов:
Монарх жестоко управлял верхами-
Вся власть в руках чиновников жлобов.

Свобода и ответственность крылами
Служили личностям из городов.
Но в гнусном монархическом бедламе
В космополитов превращен, в кротов.

Патриотизм индивидуалиста
Порастерялся средь осенних листьев:
Гражданственность сменила рабства новь.

Чтоб обрести спокойствие от власти,
Подрезав крылья, подавив все страсти,
Неси страданий крест- не прекословь!

   *    *    *

1923 Дилема Теофраста 3

Неси страданий крест- не прекословь:
Есть целесообразность и случайность.
И часто факт нас бьёт не в глаз, а в бровь
И нарушает жизни актуальность.

Так Феофраст* касается основ,
Даёт нам в "Метафизике" реальность:
Все сущее в мирах не для ослов
Иль просто тривиальная банальность?

Ради чего задуман этот мир?
Иль может быть случайно, как кумир,
Возник когда со всеми потрохами?

Как объяснить, не будучи при сём,
Отсутствие гармонии во всём?
Искус сумей преодолеть стихами!

*- имя Тиртам (372- 287 до н.э.). Прозвище "Богоречивый" дал Аристотель.

   *    *    *

1924 Парадокс места 4

Искус сумей преодолеть стихами,
Определяя место, как рубеж*
Объёма тела. Точно знаем сами:
У места тоже место есть- коттедж!

И, если тело движется веками,
Места переместятся, как кортеж.
А там, где раньше место было с нами,
Сияет пустота. Такой финтеж!

Теперь учтем, что мир наш не объемлет
Ничто! Иное разум не приемлет,
Поскольку места нет для нас как кров.

И значит, в мире мы не существуем
И с вами в иллюзорности ликуем
Вот почему душою вновь и вновь.

*- по Аристотелю.

   *    *    *

1925 Стоя 5

"Ты, как летящая стрела,
Здесь или там?
Все Мнемосина сберегла,
Хоть счёта нет летам..."
(апория Зенона)

Вот почему душою вновь и вновь
Всегда стремлюсь в афинский портик- стоа*,
Где враг поэтов* киприот Зенон
Беседовал с учениками стоя.

Материальное значенье слов
Для стоика важнейшее, как Троя,
И "логика"- первейшая любовь,
Риторики и диалектик кроя.

Второю частью "физика" была:
В ней объективны были лишь тела
И "логос"- разум мировой, как в храме.

А третья "этика" учила, в мире зло
Нужно, чтобы сказать всему назло:
-Лечу к тебе в трагедии иль в драме!

*- крытая галерея с колоннами (греч.)
 - Зенон считал: ничто не делает человека столь непригодным для знаний, как поэзия.

   *    *    *

1926 Высший закон сонет 6

"Мне говорил однажды Цицерон:
Народа благо- высший есть закон!"
(Венок сонетов "Фемида")

Лечу к тебе в трагедии иль в драме,
Создатель "Цицерона языка".
Предвидел зло в распущенном тиране-
Убили в заговоре, как быка.

"- Доколе, Катилина!"- дОлжно в раме
Перед ораторами, как река,
Сиять словами, будто в храме,-
Пример гражданственности на века!

"Добра и зла предел" без кривотолка
Певец- философ культа чести, долга
Перед Отчизной указал нам вновь:

Дает всёсокрушающая воля
Презренье к боли, к смерти, как Сцеволе,
Раздув огонь в груди и вспенив кровь.

   *    *    *

1927 Мировое яйцо 7

Раздув огонь в груди и вспенив кровь,
Пифагорейцы сОздали МОНАДУ*-
Единую божественную новь,
Из Космоса дуальную шараду.

В ней десять Аристотельных основ*
Из противоположностей преграду*,
Где ХрОнос породил эфир- хаОс
С ЯЙЦОМ внутри как светлое, награду.

Снаружи ПУСТОТА (иль тьма и зло)
Как женское начало. Повезло
Орфический ФАНЕС сварганить!

Вдыхаемая МИРОВЫМ ЯЙЦОМ,
Та ПУСТОТА зародыш даст венцом,
Любимая, как будто бы на саммит.

*- обозначала единицу /фаллос/, мужское начало

 - таблицу пифагорейцев противоположностей сохранил Аристотель:
предел - беспредел,
чётное - нечётное,
единое - многое,
правое - левое,
мужское - женское,
покой - движение,
прямое - кривое,
свет - тьма,
хорошее - дурное,
квадратное - прямоугольное

 - БИНЕР /см. 174 Бинер и 1195 Парадокс бинера/

   *    *    *

1928 Собачья философия 8

Любимая, как будто бы на саммит,
В плаще на голом теле, босиком
Шёл Диоген Синопский* в зной, снегами,
Жил в глиняном сосуде остряком.

С самим собой беседовал часами,
Не сожалея в жизни ни о ком,
О бедности, подаренной богами,
Труду лишь отдаваясь целиком.

И нигилизм к ученью, нравах, знаньям,
Отринув физику и логику познанья,
Чтобы не смог философ низко пасть.

Цинизм к законам, праву государства,
Что искушает личность (пик дикарства!),
Подсунув славу, золото иль власть.

*- представитель киникизма, основанного Антисфеном- преподавателя гимнасии КИНОСАРГ /Зоркий пес/ для социально ущемленных детей, вне стен Афин в храме Геракла. Унизительную кличку "собака" воспринимал как предмет гордости.

   *    *    *

1929 Священная бедность Диона 9

Подсунув славу, золото иль власть,
В рабов Фортуна превращает алчных!
Дион* писал: тиран боится пасть
И жизнь его- одна из самых мрачных,

Коль собственник рабом быть благ горазд,
Земли и денег, достояний злачных.
Священна бедность: безопасность даст-
Кто будет грабить нищих, неудачных?

Так восхищался киник Диогеном-
Кумиром, как царем средь нищих, пленом
Сумевшим победить грех, жадность, страсть.

Когда ж Траян* пригрел слегка Диона,
Стал восхвалять ревнителя закона,
Томленье, грусть и чувственную сласть.

*- Дион Хрисостом /Златоуст/ (ок.40- ок.120 гг.)- ритор, последователь Диогена Синопского.
- император Рима (114- 117 гг.)

   *    *    *

1930 Синтез Плотина 10

Томленье, грусть иль чувственную сласть,
Сверхразум воспевал неоплатоник:
Мистический экстаз имеет власть,
Как средство достижения гармоник!

Возврат к мифологизму как напасть:
Рождаясь философия Платона,
Чтобы в реальной жизни не пропасть,
Религию изгнала, как Тифона.

Союз наук с религией спокон
Как "отрицанье отрицания" закон
Что вывел уж позднее мудрый Гегель.

От отрицания религии устав,
Философ* синтез создал- прочный сплав-
Душой овладевает Мефистофель.

*- Плотин (ок. 175 по 242 г.) неоплатоников создал синтез философии и мифологии. Бог Плотина сверхразум, т.е. мистика.

   *    *    *

1931 Эдикт о веротерпимости 11

Душой овладевает Мефистофель:
Язычество, его имперский культ
Противоречий не смягчало профиль
Межклассовых, национальных бурь.

Такой идеей общей, как картофель,
С системой ценностей сильнее пуль
Явилось христианство с храмом Софьи,
С единой мерой страха, словно нуль.

Пред Богом все равны: слуга, хозяин,
Будь хоть араб иль римлянин иль эллин-
Иллюзия всеобщих равных прав!

В четвёртом веке* Константина милостью
ПринЯт "Эдикт о веротерпимости",
Чтоб вырваться из цепких его лап.

*- принят в 324 г., уутвердил христианство государственной религией, допуская язычество.

   *    *    *

1932 Лапы сатиры 12

"Ты помнишь, Зевс, насмешник Лукиан
В угоду низшим вкусам афинян
Метал сатиры стрелы на досуге-
Бежали боги от него в испуге."
("Гeнетикa")

Чтоб вырваться из цепких его лап
Сатиры, Зевс грозится уничтожить
Философов, как будто он сатрап
И беспощадно зависть его гложет.

Подумайте: эпикурейцев пакт
Способен удовольствия итожить,
Перипатетиков корысти акт
Лишь спорщиков ряды умножит.

Платоники тщеславны и надменны,
А стоики- жадюги непременно-
Влечёт всех прибыль, славы мира ляп.

Поэтому- то судит их Фемида
С весами и большим мечом для вида,
С повязкой на глазах и вбивши кляп.

   *    *    *


   *    *    *

Догмат веры 13

С повязкой на глазах и вбивши кляп,
Ведут философы борьбу с доктриной
Теологов об общем, как догмат,
И единичном. Грустною картиной

Предстал вопрос, как будто эскулап:
Троичен Бог иль все таки единый?
Он всемогущ иль, может, очень слаб-
Не может камень сотворить рутиной,

Такой, чтобы никак не смог поднять?
И до сих пор не могут то понять
Как существует, где Его обитель?

Схоласт и мистик- крестоносцев рать!
Поэтому, чтоб как- то их разнять,
Придумал кАтарсис мудрейший Аристотель.

   *    *    *

Примат веры 14

"Верю, чтобы понимать!"

Придумал катарсис мудрейший Аристотель:
Страданьем очищенье грешных душ,
О Боге вспомнивших, что Он Создатель
И претворяет СЛОВОМ мысли в тушь.

И слово вызывает чувств обилье,
Воздействует на волю, словно туш.
Через неё, пройдя в души обитель,
Смывает грязь лавиной будто душ.

Для бытия необходимо мыслить
О милосердье в самом лучшем смысле,
В творенья превращать потоки слов.

И, если вдруг накатит вдохновенье,
Без волевого акта на творенье
Я не имею права на любовь!

   *    *    *

Винтик государства эпилог

"Маркс непременно прогонит Бога с небес."
(Георг Юнг)

Ученье Мордехая Леви*
Всесильно, так как верно навсегда!
И никакие дьявольские бредни
Не сокрушат марксистов никогда.

Идеи коммунизма с сотворенья
Заложены Свершителем спокон,
Ведь Маркса- Ленина мировоззренье
Подсунул нам, как яблоко, дракон.

Судите сами: первобытный HOMO*
Общиной добывал- распределял.
И "ранний коммунизм"- икона
Суть для потомков словно, идеал.

Ещё пифагорейцы создавали
Системы общего жилья бобра.
Эпикурейцы также воспевали
Всеобщее деление добра.

Платон сказал, что лучшие законы
Суть те, что закрепляют у друзей
Всеобщих жен, детей, именья, боны-
Не зарятся ни тать, ни ротозей.

А Томас Мор в "Утопии" рисует,
Как государство для своих людей
 Воспроизводит, копит и дарует-
Вот наилучшая из всех затей!

Не зря везде сегодня коммунисты
Признали коммунистом и Христа.
Они теперь во всю идеалисты-
Всё начинают с чистого листа.

Да только вновь идеи извращают
(Хоть на дворе уж двадцать первый век):
Придя во власть, народ порабощают
И "винтик государства" человек-

Не государство служит человеку!
Кредит доверия исчерпан враз:
Кремль превратился в злодеяний Мекку,
А место Иисуса занял Маркс.

*- настоящее имя до крещения  потомка раввинов Карла Генриха Маркса
  - человек (латынь)