Долька балканского чеснока

Валерий Буев
                I

Географически эта страна -
пространство с обеих сторон Днестра,
река ни глубока, ни быстра,
младшая сестра Днепра,
раздвигая холмов бока,
облака отражая, течет по стране,
которая мне не чужая,
несчастная только -
долька балканского чеснока,
сначала Трояном надкушенная слегка,
потом османами уже на века
придушенная, но сохранившая душу.
В лучшие свои времена она
не только сушу, но и простор морской
знавала, ее Господарь с тоской
глядя на юг с Троянского вала,
в крепких руках Молдову держал,
которая земли свои простирала
до трансильванских предгорий Карпат.
А позже здесь и для русских солдат,
и их неугомонного генерала
нашлась работёнка - турецких пашей,
выкуривая из крепостей, гнать взашей,
дабы имперским когтем двуглавый
мог и отсюда грозить державам,
между собой мир поделившим
и карту мира уже превратившим
в лоскутное одеяло.
Так было принято в те времена -
чужие знамёна и стремена
саблей наотмашь рубить, ордена
кровью и потом себе добывая,
а для отечества славу.
Да, не паломником русский язык
в степи буджакские тайно проник,
он прошагал тут военной колонной,
чтоб закрепить за российской короной
эти долины на долгие годы,
Пушкина выслать, дабы свободы
дух его выветрился слегка
здесь в переулочках кишиневского далека.
Впрочем, с поэтами сладить не проще,
чем с декабристами, если на площадь
они уже вывели пару полков,
разве на всех хватит оков?
А ведь хватило...
Крепко защелкнув имперский замок,
чтобы никто усомниться не мог
во власти монаршей, а значит, от Бога,
и у народа только одна оставалась дорога.
Не соскочить, как с подножки трамвая,
пока не грянула первая мировая...
Горе большое, конечно, разруха,
голод, на горизонте маячит старуха
с косой, а по рукам гуляют винтовки,
тут уж вовсю разошелся Котовский,
да, знает ли кто-нибудь наверняка,
кем была лошадь этого лысого бандюга,
и поныне торчащего у вокзала:
конем или кобылой? Как мне сказала
баба одна, живущая в доме напротив,
статуе бронзовой (нервные, уши закройте)
яйца крепят под хвост регулярно
и, чтоб новизною не выделялись - малярной
кистью грунтуют слегка под цвет седока,
обычно на день революции или к 1 маю,
а через месяц-другой почему-то снимают...
Вообще-то, тот казус относится к годам
доперестроечным, когда ни мадам,
ни господ еще не бывало,
все назвали друг друга товарищами.
Слава Богу (если угодно - хвала Аллаху):
товарищи сгинули, с ними мы дали маху,
семьдесят лет маршировали, куда? Зачем?
Да хрен его знает, просто со страху,
чекисты кругом недовольных пасут,
в первую очередь - молодежь,
попробуй выйти из строя - живо под суд
из трех человек попадешь,
прошу не путать с судом третейским.
В общем, тогда схлопотать двадцать пять -
было делом житейским.
Терпели, кряхтя, бунтовать не смели,
были и те, что в начальство сумели,
ловко пролезть и рулили вовсю,
то, что позволено щуке,
не дозволено карасю.
Вообще-то свобода стоит недешево,
читали "Гавроша"?
Вряд ли кто по-хорошему
волю народу давать готов.
Но милостью божией ее, как на блюде,
вдруг получили местные люди,
случилось такое, чего не бывало
в истории человечества,
пока над землею солнце вставало.
Ну право, представьте, Конгресс США
делает политический антраша,
заявляя, что сегодняшней ночью
складывает свои полномочия,
мол, больше терпеть нету мочи
угнетенное положение автохтонного населения
и передает территорию в полное распоряжение
оного, то есть, народов населявших ее испокон,
и это последний наш закон.
Плиз, владейте, распоряжайтесь,
стройте вигвамы свои, размножайтесь,
в общем, как говорится, будьте как дома.
Если хотите, смените названия, хотя Оклахома,
вроде бы, не совсем английское слово…
А понаехавшие из Европы… а вот и не угадали,
совсем не туда, а в родимые дали,
дом свой продавши, могут вернуться,
хотя не неволим, пусть остаются
те, кто согласен с паспортом новым
верно служить, укреплять основы
нового демократического государства.
Вот так примерно и в самом деле,
с учетом локальной специфики, шло
восхождение неизвестных доселе
местных элит к власти, но как назло,
взбунтовался левый берег реки,
живо смекнувший, что не с руки
ему будет менять порядки,
нет уж, простите, на нашей грядке
мы сами хотим решать,
кого и за что сажать.
Тем более, справа уже доносились
лозунги мрачные, поговаривали о силе,
которую применить давно бы пора,
и пусть на молдавском теперь детвора
учится в школе, да и родителям тоже
следует знать его, мы поможем.
Это позднее вышел указ,
где нам объяснили, что языка
молдавского просто не существует в природе,
что по-румынски народ говорит,
а то на чем вы общаетесь в огороде -
местный всего лишь его колорит.
Сначала в Тирасполе морщили лбы,
потом весь народ уже встал на дыбы.
"Да-а, непростые денёчки настали,
они в Кишиневе в гробу нас видали,
у них эйфория - мозги в отключке,
буратины, дорвавшиеся до золотого ключика,
на компромисс не пойдут, надежды на это
не больше, чем на морозы летом,
если сейчас мы пойдем на уступки -
то предложения наши порвут и в ступке
в мелкую пыль перетрут, так и знайте,
в общем, ни шагу назад, вступайте
в отряды самообороны, запасайте патроны..."
запахло порохом и войной, в небе вороны
кружились, предчувствуя скорый пир.
Эх, вспомнили б трезвые головы, что мир
худой - доброй ссоры всё-таки лучше,
но таковых не нашлось, и случилось худшее.
Там, где возникли проблемы с законом,
жди казака с иконой и четвертью самогона.
Приедут лампасники и порядки свои
начнут заводить, делить на своих и чужих,
начнутся бои, пожары, обстрелы,
ужас в глазах, да запах горелого...

                II

Родной язык - это твоя кожа,
все другие - одежда, каждый может
себе по вкусу выбрать пальто
и спрятаться в нём, ляпнув что-то не то,
за непонятных слов частоколом.
Мы, русские, всю жизнь ходим голыми,
не все, конечно, но большинство
и ладно бы в собственной спальне...
Ну согласитесь, это ж нормально
язык коренного народа знать,
выучить хотя бы из любопытства:
о чём это разговаривают ватаман
с ворничелом, садясь в шарабан
с кобылой, постукивающей копытцем.
Сам грешен: по-английски, пожалуйста,
а на румынском знаю не больше ста
слов, если и больше, все равно не в состоянии
поддержать разговор или заказать в ресторане
ужин для всей кампании.
Скажут: причем тут ужин?
В ресторане вообще язык не нужен - только
ткни пальцем в меню, и принесут тебе сколько
захочешь: стейк, фрикасе, камамбер, артишок -
насколько вместителен твой кошелек.
А главное дело, ведь все же кругом
прекрасно владеют твоим языком
и отвечают охотно, ну что, разве не так?
Что за химеры, расслабься, чудак.
Да, верно,.... охотно... всё так и есть,
и это бесспорно им делает честь.
Своего рода душевная щедрость народа,
сделавшего нам шаг навстречу,
выучив русский и все его части речи.
Ну, а мы-то что?
Где наш лингвистический алаверды?
То-то... по этой части - ни туды, ни сюды
с …историки лучше знают, в общем,
много с тех пор утекло воды…
Поморщится ученая шишка из академии,
мол, антинаучная точка зрения,
мол, язык - явление социальное, процесс
его развития для умов поэтов и поэтесс
слишком сложен, не забывайте к тому же
о политике русификации...
В таких вопросах комплексный подход нужен,
а вы про ужин...


to be continued


http://www.stihi.ru/diary/libertuscarmina/2015-08-02