Что хотят пусть говорят... Часть 14

Светлана Каплун
Шумеры  mаmu  (мечта). Баски  mаmu, mamua  (призрак).

Бенгали  призрак Prеtаtmа. (Prе-tаt-mа). Очевидно, что восходит к Hommo, Аму, Ом.

Шумеры masgi "night-time vision, dream, omen"  (ночное видение, мечта, знак). Баски  a-mets "мечта". Само рус. слово «меч-та».


Рус. «знак», баски – zeinu и бенгали – Cihna.

Сравните с французским словом «мираж» - от se mirer «рассматривать себя, смотреться, отражаться», из лат. mirare, mirari «дивиться, удивляться, восхищаться». Но ведь и греческое mimos  - подражать, изображать!

Греческое mystikоs (скрытый, тайный) тоже от Аму, поскольку мистерии с тайными богослужениями – неотъемлемая часть древних культов.

А вот кто такие славянские мавки? Это прекрасные девы-утопленницы, которые выходят по ночам на берег и очаровывают несчастных, чтобы забрать с собой на дно водоёма. Похоже на объединение в одно и «призрака», и «мечты». Но ведь мавки – они из мира смер-ти.

Вот здесь интересно еврейское «маим, меи» (иврит) в значении «вода». На связь с водой указывают рус. слова «мыть», «мыло», а также «муляка».

Значение муляки определяется разными вариантами значений слова "муть": 1. Ил, илистая грязь, илистая муть в воде, мутная вода. 2. Всякий осадок, грязь. 3. Вино низкого качества. Регион: Украина, Краснодарский край, Ростовская обл. Возможно, шире - Волгоградская обл., Ставропольский край.

Напомню толкование слова «мокрый»: покрытый или пропитанный водой, влажный; перен. связанный с водой (мокрая погода); крим. жарг. связанный с убийством (!).

Связь именно слога Аму с влагой можно проследить и на следующих примерах:  словенск. mоk;r, mоkra, н.-луж. mоksу. Сюда же моча.  Родственно лит. makonе «лужа», maklyne  «грязь», ирл. mоin «болото, топь».

Лужицкое слово mоksу созвучно с санскритской мокшей. Только там Мокша  — освобождение из круговорота рождений и смертей. У славян есть Макошь (Мокошь) -  богиня плодородия и судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы.

Давайте вспомним греческие мифы. Мо-й(е)р-ы – богини судьбы. В конце концов, греки свели их количество к трём: Клото — прядущая нить жизни и поющая о настоящем. Лахесис, также Лахеса (вспоминается тибетская Лхаса?) — определяющая судьбу и поющая о прошлом. Атропос, также Атропа или Айса (холодная?) — неумолимая, неотвратимая участь (смерть); перерезающая нить и поющая о будущем.


На связь с чем указывает мальтийская «вода» - ilma? А по-корейски она же будет mul. Японская «вода» Mizu. На чева (язык африканских племён банту) – madzi.

Баски «вода» ura. А это на что похоже? На лат. ursus «медведь» или «урей» (а ведь это и топоним Урал). Помните Велеса? Он ведь и скотий (туров) бог, и заклинатель змей, и в бурого медведя превращается!

Кстати, мёд не только в славянских языках одинаково звучит: ирл. mid "хмельной мед", д.-в.-н. metu – то же;  фин. mesi, пракитайское *mit, яп. Mitsu. Конечно, всё это от имени Аму. Даже мэны и мужики!

Кстати, медь и мёд чем-то похожи… «Медь» тоже праславянское слово. Сравнивают с др.-в.-нем. smid «кузнец», греч. Smili – нож для вырезания, долото; ирл. mеin «руда, металл»;  хеттск. miti-, mita- «красный». Кстати, Митра – иранский бог солнца. А у нас как? Красно Солнышко!

Забавный вопрос: что в русском языке означает само слово «вода»? А ведь у него есть слово-близнец: вОда (вожак, ведущий, заводила, главный, атаман). Да и сама вода, если плыть по течению, подхватит нас и «направит»…

Еврейская «вода» имеет индо-европейскую аналогию. Море. Ст.-слав. море ,  в.-луж., н.-луж. morjo. Родственно др.-прусск. mary "залив", лтш. mаrе, mar;a – то же, гот. mаrеi "море", д.-в.-н. meri – то же, ирл. muir "море", лат. mаrе, возм., также др.-инд. maryаdа "берег моря"; другая ступень чередования гласного: д.-в.-н. muor "лужа, болото", англос. mor. Древним значением было "болото", ср. др.-фриз. mar "пруд, ров", англ. marsh, нов.-в.-н. Маrsсh "болотистая низина". Ср. с болг. Марица – название реки.  С рекой связаны также «стр-ем-нина» и даже «стр-емя».

Стремя -  "течение, ток" (Шолохов), донск. (Миртов), укр. стремья "обрыв, сильное течение", блр. стремiна "сильное течение". От праслав. *strьmъ "крутой". Сюда же укр. стермо "пропасть", диал. (Желеховский).

А вот украинское мрія – это рус. «меч-та». А узнала я об этом из прекрасной песни «Червона рута», которую исполнял украинский ВИА «Смеричка» (Ель). А ведь ель – центральный элемент обряда задабривания Деда Мороза. Но кто же он на самом деле: Мор-оз или Мо-рос (заполнивший всё мельчайшими каплями)? Кому вы верите: упырю или Па Ра (Пуруша)?

Но давайте вернёмся к воде…

Мираж возникает вследствие движений горячего воздуха, когда отражение неба принимается за воду.  А что нам расскажет славянское слово «марево»?

Марево. Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: русск. марь  «туман; возрастающий зной», марный «знойный, теплый, мутный», сюда же мора «темнота, туман» (отсюда и «хмурый, пасмурный»), момра — то же, болг. мараня «душный давящий зной», марен «тепловатый», сербохорв. о-мара «духота», в.-луж. womara «полусон, обморок». Родственно греч. amarysso (марисо) «сверкаю», marmairo «блистать, сверкать, гореть, как жар», maira (мери) «Сириус», др.-инд. mаrici;, mаriсi  «луч», maricika «мираж».

Напомню, по учению догонов, люди-птицы Балако и люди-змеи Хоммо прибыли на Землю из системы Сириуса. Вопрос: совпадение ли, что греки тоже связали Сириус и Аму?

Кстати, слово «моросить» также является атмосферным явлением (мелкий дождь). Морох,  мороха – то же, тверск., словен. mrseti "чуть слышно идти (о дожде)", mrscati "струиться, моросить". Родственно – морозга. Ср. лтш. merga, marga, "тихий дождь", merguot "тихо идти (о дожде)", mirdzinat – то же.


С шумерским masgi (ночное видение) перекликается «морок»: мрак, темнота; что-либо одуряющее, очаровывающее, помрачающее рассудок;  туман, туманные сумерки, облачность;  обойти (кого) морокой, мороком — морочить, обманывать; прошло мороком — тучей без грозы, одним страхом. 

Следующая шумеро-баскская пара: шумеры mer/mir "storm, angry, furious"  (буря, гнев, ярость) и баски  a-morr-o  (ярость). Сопутствующий вопрос: амореи – кто?

На арену мировой истории амореи выходят в III тыс. до н. э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. Старейшим аморейским городом считается Угарит. По одной из версий, амореи пришли из Аравии, куда они попали из Северной Африки через Красное море еще в V тыс. до н. э. (Уж не «турнули» ли их оттуда арийские племена, заложившие культуры Древнего Египта и амазонок?) Это предки современных евреев (очевидно гаплогруппа Е, которая выявлена и у египтян, и у греков – от ионийцев (пеласгов) и ахейцев? А «эрбинами» были уже индо-европейцы дорийцы? А R1a – лелеги и, возможно, иллирийцы?). Семитами являлись и аккадцы (это гаплогруппа J у евреев и арабов, у хананеев и, возможно, финикийцев).  Что касается шумеров, с которыми «перекликаются» баски – это R1b, которая также присутствует у евреев и тоже является древней. Вот так всё перемешалось. Как вы думаете, чья культура воплотилась в современном иудаизме?

Если у басков a-morr-o всего лишь «ярость», то бенгальцы более прямолинейны. Для них Mara;a – это смерть. Санскрит говорит о том же: смерть – мритью, марана.
Морена, Мара-Морена, Маржана — общеславянская богиня плодородия и жатвы, также олицетворяла смерть. Считается супругой Велеса. Аму – умерший бог (но мертвый ли?).

Кстати, для одних Аму – мужчина (мэн, муж), для других – женщина (мама), для третьих – фактически, гермафродит (Маву-Лиза). Для этрусков – покойник соединяется с богиней-женщиной, чтобы «родиться» для загробного мира. Славянский миф пока не рассматриваю, поскольку славяне «проявятся» позже этрусков. Над ним ещё хотелось бы подумать. Шумеры и египтяне говорят примерно одно и то же.

Шумеры: Ану и Ки сперва существовали слитыми воедино и так порождали потомство. Когда детям стало тесно, Ану поднялся ввысь, а старший сын Эн-Лиль (ветер) унёс Ки далеко вниз. Таким образом,  увеличилось пространство.

Египтяне: Воедино слитые Геб (земля) и Нут (небо). Разделит их тоже ветер – Шу. Теперь он выступает в роли отца, но и сам окажется сыном то ли Атума, то ли Ра… С разделением Геба и Нут, опять же, увеличится пространство.

А о чём нас говорит понятие ОМ?

Ом или Аум — в индуистской и ведийской традиции — сакральный звук. Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы. В соответствии с ведийским наследием, считается, что звук ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение. Интересно, каким образом это превратилось в судьбу?

А ведь это и общеславянское (да и не только) слово «мир». Поэтому Бог есть во всём. А может, правильнее говорить «миры». Ведь что такое «маяк»?  Это не только «спаситель моряков».
Происходит от праслав. *majakъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. маякъ - «знак, веха», польск. majak - «окольный путь; мираж». Где-то здесь и следует искать мост через реку Смородину. А с чем ещё связана смерть? Она «смердит». В продолжение темы следующая пара шумеро-баскских соответствий:

Шумеры mar/mur "worm"  (червь). Баски zo-morr-o "insect" (насекомое).

Латынь imago «изображение». В настоящее время под этим термином подразумевается окончательная стадия развития животного. Слово, как правило, применяется к насекомым и некоторым другим членистоногим. Возможно, потому что «му-ха» на латыни Musca.

А теперь немного из того, что можно найти по интересующей нас теме в словаре Даля.


МАРЫ  говорят вместо нары; кур. носилки на покойников.

МАР одинокий бугор, курган, насыпь или природная сопка; сложенная где, для приметы, из камней сахарная голова, пирамида. Мары, как и бабы (из одного камня), ставились на сторожевых высотах, чтобы из-за них высматривать.

МАРА, мана, блазнь, морок, морока, наваждение, обаяние; греза, мечта; призрак, привидение, обман чувств и самый призрак; напр. в олонецком - род домового или кикиморы, который путает и рвет кудель и пряжу. | Мара или марена малорос. чучело, которое носят при встрече весны, 1 марта, по улицам, и поют веснянки. | Марит в знойное лето, когда все изнемогает от припека солнца, земля накаляется, нижние слои воздуха пламенеют и струятся, искажая отдаленные предметы, которые мельтешат, играют; марит перед грозою, когда воздух душный, пот и слабость одолевают; также во время лесных палов, когда воздух становится мутным, горкнет, и среди мглы солнце стоит тусклым багровым шаром; марит и в раннюю весну, когда солнце знойно припекает груды рассыпчатого снега, полои и топкую грязь, а волнистые пары производят то же, что знойные летние испарения. В глаг. марить спутаны два понятия: морить и морочить. | Марно нареч. тул. вм. хмарно, пасмурно. Мар -  сухой туман или мгла, знойный и тусклый, мрачный воздух. Марево ср. зной, при мутной белизне воздуха, с мрачностью, мглою низших слоев его и малой прозрачности; сухой туман; мрачность при ясной погоде, во время лесных палов. | В южных и восточных степях знойное и ясное лето рождает марево, мороку, подвод, мираж: нижние слои воздуха, на глаз чистые и прозрачные, отражают и искажают мелкие степные предметы (кустики, бугорки) в самых разнообразных образах, и притом являют подобие обширных вод, позади которых видится заселенный берег; вблизи, все это исчезает, или, изменяясь разнообразно, уходит от путника все далее вперед. Иногда марево исчезло уже перед конным, а пеший его еще видит; иногда оно скрывает верхушки, верхнюю половину предмета, и тогда называется верхорез, верхосьем. |Маракосит или маркосит, безличн. пск. твер. мерещится, мелькает, неясно видится впотьмах. Маракосит пск. твер. моросит, идет морось, бус, мелкий дождь, ситничек.



Шумеры men "crown, tiara"    (корона, тиара). Баски  men "power" (власть). Бенгали  корона  - Muku;a.

Можно напомнить о Менесе. Менес, Мен, Мина, Менни; в переводе с древнеегипетского Мена значит «Прочный», «Крепкий»,«Вечностоящий». Первый земной правитель Древнего Египта, основоположник I династии, живший приблизительно в XXXII, XXXI или XXX веках до н. э. (более распространена датировка ок. 3050 г. до н. э). На самом деле он всего лишь объединил Нижний египет с Верхним, а сама цивилизация Древнего Египта возникла задолго до «первого земного правителя». Его родным городом был Тин (греч. Тинис).

Вспоминаются Мономахи. Мономахи — знатный византийский род, из которого происходили император Константин IX (единственный император этой династии на троне), а также его неизвестная по имени родственница — мать киевского князя Владимира Мономаха. Фамилия переводится с греческого как «единоборец»; этим объясняется использование на фамильных печатях изображения Георгия Победоносца.

А вот Кузьма Минин императором не был, но это его заслуг перед Отечеством не умаляет.

Поскольку речь зашла о шапках и власти: случайно ли православные священники носят греческие камилавки? Первоначально — это шапка, наподобие турецкой фески, из верблюжьей шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца. Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.

Даль: маргелка,  магерка, шеломок, еломок, белорусская валеная шапка, тулейка. Интересно, а праславянское «шелмь» (шелом, шлем) откуда произошло?


Ещё, в русском языке есть интересное слово Маковка: купол церковного здания;  верхняя оконечность, вершина чего-либо; макушка (дерева, дома, горы и т. п.);  верхняя часть головы, макушка. Происходит от праславянского слова «мак». Видимо, что-то с Красным Солнышком, да и со сном связано.
 
С головой связаны и такие действия, как: мараковать, мороковать, маркабрить,  кур. манокосить,  вят. мороковать, уметь или знать немножко, понимать.
Интересно, есть ли связь между Амударья и «мудрость»?
Амударья (уст. Аму-Дарья) -  от перс. «Аму», названия города Амуль и тадж. Дарё — «река»; река в Средней Азии.
Древнее название города — Амуль. С конца XV века до 1924 года, а также с 1927 по 1940 годы город был известен как Чарджуй (от перс.  «четыре канала»). Помните, чей день «четверг»?
Город Амуль возник в I—IV веках нашей эры. Прошлое города с самого своего рождения обязано «Великому Шёлковому пути». Амуль — это первое название Туркменабата. Позже оно было перенесено и на реку Окс. Она стала именоваться Амударья, что означает Аму-река. Ox на латыни – вол. Тот же принцип заложен в название реки Волга.

Задумайтесь, русский «вол» это греческий vоdi… Что он значит для греков: водА или вОда? Один? Или просто «вол»?

А вот как объясняют этимологию «омуля»:

 Вид лосося, Salmo omul, рыба из породы сиговых, Coregonus. Арханг., колымск. омулявка "маленькая рыбка". Ср. польск. названием  реки Omulew. Вероятно, связано с мулить воду, мул - "ил". Аму – Или. Если вспомнить о шумерах, мне интересно: когда шумерская рыба Энки поменялась местами с ветром Эн-Лилем?
А на связь с водой указывают и такие слова:
МАРГАРИТ  жемчуг, перло.

МАРЖАН  сиб. коралл, коральки; | также алые, крупные бусы, марьяны  из смолистого вещества, упругие, китайского изделия.
МАРИК сиб. рыболовный багор, с подвижным крюком.

Возвращаясь к вехе, межевому знаку…
МАРЗАНЫ -  итал. - поля в книге. Фр. «марка» - это тоже «знак», как и маяк. Меридиан – тоже разграничительная полоса. Происходит от лат. meridianus «полуденный»; от лат. medius «средний» + лат. dies «день». Но что значит «средний»? Это рубеж, делящий что-то ровно пополам.

Привет от Мары: Марии-зажги-снега, Марии-заиграй-овражки, Марьи-пустые-щи, день 1 апреля. Марии-сильные-росы, день 22 июля; в поле не работают, гроза убьет. Марья-иродовна, лихорадка, лихоманка, трясучка; это одна из дочерей Ирода. Во как в головах у славян все переплелось!

Продолжение следует…

Наверное, вы заметили, что русский "червь" не аналогичен шумерскому. У нас он "родич" красному -  чьрвь (чирва - красные, да ещё и сердечки). А ещё здесь та же основа, что и в "чур, пращур". С пращуром всё понятно - это наш предок. А "чур"?

Чур: устар. у славян — далёкий предок, родоначальник (Род, Чур, Щур); разг. выражает боязливое пожелание избегнуть какой-либо опасности, избежать чего-либо неприятного (обычно в заклинаниях против «нечистой силы»); разг. выражает требование соблюсти какое-либо условие, какой-либо договор (обычно в играх).

"Чураться" — сторониться. Понятно, что мы опять выходим к понятию какой-то межы, границы. Не удивительно, что слово "чур" выводят от  *keur- «рубить, резать». Та же основа, что и в "чурбак, черта, кора". Санскрит: чур - нож (от него и  "чура" - вор? Зато "шура" - уже "герой"! И шьява - коричневый, гнедой; Шива?).

Посмотрите, как легко "к" заменяется на "ч" в слове "олень". Португальский cervo (сэрву), фр. cerf (сэр), каталанский cеrvol (сервул), валлийский ceirw (кайру), итальянский cervo (черво), испанский ciervo (херво), эстонский hirv и финский hirvi, у ненцев - хор. Насколько я понимаю, всё это в родстве с бенгальским "хариной", марахтским "хараной" и "хираной" на хинди. Значение проще понять на норвежском hjort, потому что "хортая" - это быстрая. Заметили, как вместе с каюром, господином появился и червь (красный)?

А олень? Здесь та же основа, что и в "алый". Другими словами, это Или Ан (Эн-Лиль). А что может быть быстрее ветра! Убедитесь: тамильский "олень" - Man. Как шумеры с басками обозначили "корону и власть"? Азербайджанцы говорят mar-al. Ирландцы говорят fia, но сравните с англ. fire (огонь, который для ирландцев tine; а кто такой Тиния?). А вот китайцы наиболее кратки: Lu.


Новая загадка.

Украинское "щур" - это крыса. Китайский Shu (шу) - крыса. Египетский бог ветра Шу (разделивший Геба и Нут). А что сделал Эн-Лиль?

Арабы про крысу говорят примерно так: фаэр. А албанцы - mi. Латыши: "жюрка" (жмурик? но почему нам так дороги именно журавли?).

Из индуизма:

Ганеша - бог мудрости и благополучия. Часто перед его именем добавляется уважительная приставка Шри-. Изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем, восседающего на своей вахане — крысе.

Брат Ганеши — Сканда (Картикея, Муруган).


Греция:

Аполлон. В крито-микенских текстах его имя не встречается. Согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с хеттским царём Муваталлисом. По другой этимологии (Ю. В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. apelao «отвращающий» (волков, мышей, саранчу — в зависимости от эпитета); по Плутарху и В. Буркерту — от apеlla «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай».

 Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживается со II тыс. до н. э. Однако есть гипотеза (О. Керн, Дж. Скотт) и об автохтонном дорийском происхождении культа. Логично, если предположить, что ахейцы - родичи амореям (семитам), а дорийцы - индоевропейцы, как и хетты. У хеттов в качестве стража изображался в виде столба у городских ворот.