Израильский дневник. Экскурсия по монастырям Иудей

Иосиф Бобровицкий
17 апреля. Экскурсия по монастырям Иудейских гор.

     Добираюсь до площади Беньямин ха  Ума, где  назначено  место  сбора, менее чем  за  час. Постепенно  собираются  экскурсанты. Одновременно
назначены три экскурсии, а экскурсантов немного, оказывается  экскурсантов собирают,  чуть  ли не по  всей стране, и автобусы приходят заполненные больше чем наполовину. С небольшим  опозданием  приходит  и  наш  автобус. Для начала едем на обзорную площадку в районе могилы пророка Самуила, куда меня уже возил Роман. Тема  экскурсии: монастыри  и  монахи, при чём же  пророк  Самуил? Ведь иудаизм не знает монашества: обет безбрачия противоречит наставлению Бога: «плодитесь, размножайтесь». Но пророк  Самуил помазал на царство двух первых царей Иудеи – Саула и Давида.
Из рода Давидова и Иисус Христос – Бог Сын христианства, так  неразрывно  связаны иудаизм и христианство. Библия состоит из Ветхого и Нового заветов, причём Ветхий завет (Тора – священная книга  иудаизма)  составляет  большую
часть Библии. Что  же касается ислама, самой молодой из этих монотеических религий, то он признаёт как иудейских, так христианских  святых: того же Дауда –  Давида или Мариам – деву Марию.
     Думаю, не прав Роман, утверждая, что ненависть к  евреям  связана  с тем, что, украв  у евреев Тору, христиане и мусульмане, не любят обкраденных. Общая база этих трёх религий – Тора должна объединять, а не  разъединять людей.
     Налюбовавшись видом Иерусалима от древнего города Рама, что на иврите означает "гора", откуда Рамот – горы, отправляемся к Аялонской долине на западные склоны Иудейских гор по древней дороге, ведущей  кратчайшим путём в Иерусалим с побережья Средиземного моря. Именно с высоты города Рама крестоносцы впервые увидели золотые купола мечетей Старого Города.
     По дороге  экскурсовод  рассказывает о двух основных направлениях монашества: монахи-отшельники (начиная с Антония, копта по национальности), в дальнейшем православные монахи; и монахи-католики, цель которых не просто уйти от греховной жизни, но приложить максимум усилий для  улучшения её.
     Вероятно, поэтому православные монастыри в Израиле сосредоточены в Иудейской пустыне, а католические в Иудейских горах.
     Уточняем, что означает монашеский орден. Монашеский орден – это  знак отличия, то есть отличие по уставу того или иного направления монашества, хотя три первых требования и общие для всех  католических  монастырей: обет бедности, безбрачия  и постоянства пребывания. Орден траппистов или "молчальников", что не  правильно, добавляет  требование  отказа  от праздных разговоров. Устав   требует   строгого  выполнения  распорядка, сводящегося к молитвам, учёбе и труду. Подъём в 3 часа ночи, отбой  в 8 часов  вечера. Полное  самообслуживание: возделывание  овощей, винограда, маслин, производство вина и оливкового масла. По окончании осмотра  монастыря в подвальчике дегустируем и покупаем вино.     От Латрунского монастыря ордена траппистов открывается великолепный вид  на  Аялонскую долину. Согласно Библии именно здесь в Аялонской долине Иисус Навин остановил Солнце во время битвы с  ханаанцами. Иисус Навин – правая рука Моисея, в прямом смысле, ибо поддерживал уставшую правую руку Моисея, что обеспечивало победы евреям.
Здесь в  Аялонской  долине древняя история перекликается с современной, так танк Т-34 (я его уже видел по дороге из Бер-Шевы в  Иерусалим) установлен  при  входе в музей, где сосредоточены трофеи, отбитые у иорданской армии в 1948 году (в основном советского производства). 
 

         

          Аялонская долина.

     Здесь Иисус Навин еще во время оно,
     Чтоб день продлить, остановил светило.
     И солнце неуемное светило
     Над битвою племен в долине Аялона.

     Здесь крестоносцев двигалась колонна,
     Шел Искандер и, кажется, Аттила.
     Здесь распри по сей день, как в годы Вавилона,
     Когда народ не знал напалма и тротила.

     Стоит среди долины сиротливо
     На пьедестале Т-34,
     Как памятник тому, что в нашем мире
     Хотят все жить свободно и счастливо,
     Но символ мира –   светлая олива –
     Так и остался лишь мечтой о мире.

 Тема экскурсии не предусматривала осмотр музея, но мы проехали буквально рядом, когда направлялись в древний город Эммаус (один из трёх  вариантов его расположения). Этот  вариант  был  предложен  в V веке императрицей Еленой, исходя из расстояния от Иерусалима в 60 римских стадий (12.5км). Это расстояние  более  подходит для другого варианта – арабского селения Абу-Гош, где расположен монастырь "Сестёр Иосифа", часть которого подлинные строения XII века. Город Эммаус упоминается в евангелии от Луки: двое из учеников Христа по дороге домой встретили  путника, и  один  из  них Клеопа пригласил  его на вечернюю трапезу, там он был опознан как воскресший Христос. В Эммаусе-1 производятся археологические раскопки, в том числе и предполагаемый дом Клеопы, где сохранилась мозаика пола.
     В очень живописном месте  расположен  монастырь  бенедиктинцев. До недавнего времени туда вела грунтовая дорога, а сейчас асфальт, но очень узкий. Много желающих осмотреть монастырь или просто провести  время  в этом красивом месте, поэтому мы с трудом разъехались со встречным потоком машин и автобусов. В подвале этого монастыря были погребены останки Св. Стефана, побитого камнями. В  церкви цветные витражи и фрески с изображением сцен из жизни Св. Стефана. Мощи Св. Стефана были изъяты из крипты и были перенесены в один из монастырей Зап. Европы.
     Затем мы переехали на высокий холм, где размещался  древний  город Кирьят-Иегарим, где когда-то  хранился  Ковчег  Завета и где расположен монастырь Ковчега Завета. Отсюда царь Давид перенёс его в Иерусалим и в дальнейшем он хранился в 1-ом храме, построенным Соломоном и уничтоженном Навуходоносором в 462 г до н.э.
     Предполагается, что Ковчег  Завета  был  отправлен  в Вавилон. Есть версия, что Ковчег Завета хранится в Эфиопии, куда его передал сам  царь Соломон с сыном своим Менеликом от царицы Савской. Но это маловероятно. Есть и третья версия: Ковчег Завета до сих пор хранится где-то в тайнике Старого Города, куда его спрятали при нашествии Навуходоносора.
     От монастыря Ковчега Завета открывается прекрасный вид на Иерусалим с характерным "пальцем" отеля Хилтон.
     Спускаемся в арабское селение Абу-Гош: добротные  коттеджи, ухоженные сады. Селение  Абу-Гош  лежало  на пути в Иерусалим с побережья, и с приходом мусульман в VI веке жители получили право взимать  пошлину  с проезжающих. С приходом  крестоносцев  в  XII  веке был построен монастырь как форпост Иерусалима. После изгнания  крестоносцев  Саладином  в селении был построен караван-сарай и мечеть. При турецком владычестве в 1730 году французский посланник выпросил у турецкого султана это место для устройства  монастыря. Французские  миссионеры  обратили окружающее арабское население в христианство. Во время 1-ой  мировой  войны  турки как союзники  Германии  попросили  монахов, но  в  20-ые годы монастырь "Сестёр Иосифа" был восстановлен.
     Экскурсовод сообщила  интересную  историю: во  время  шестидневной войны арабские жители Абу-Гоша отдали своих детей  в  семьи  еврейских поселенцев, дабы иорданская  артиллерия  не  обстреливала  их. Но, скорее всего эта история – попытка поисков центростремительных сил в  межнациональных отношениях. Вряд ли артиллеристы так точно выбирают свои цели. Во время ракетных обстрелов Израиля Ираком, палестинские арабы приветствовали обстрелы  митингами на крышах домов, пока одна из ракет не угодила в их поселения.
     После окончания   экскурсии   нас   высадили   на  площади  Беньямин-ха-Ума, а остальных повезли  развозить  по  местам  их  посадки  в Тель-Авив и Бер-Шеву. Надо мне добираться к месту моего ночлега. Общественный транспорт по-прежнему не  ходит, все  магазины  закрыты, с  трудом удаётся схватить  сэндвич  в  центре  на Яффской улице, где в втридорога обслуживают иностранных туристов. Утром, когда я  шёл  на  экскурсию, мне попадались правоверные  евреи  в  белых  и  в  чёрных в полоску накидках, шедшие на молитву. Сейчас, кроме туристов-иностранцев в центре, никого не видно. Выхожу к Старому Городу, огибаю его справа вплоть до Дамасских ворот и по Дамасской дороге  направляюсь  на  север  и  северо-восток. Попадаю в  арабские кварталы Восточного Иерусалима. Здесь идёт нормальная жизнь: открыты магазины, гуляют взрослые и дети. Всё спокойно, никаких эксцессов. Ко  мне подходит маленькая девочка и говорит "селям", я ей отвечаю.     Заметно, что арабские  кварталы беднее и обшарпаннее еврейских. Если в еврейских кварталах на каждом перекрёстке вы найдёте  названия  улиц на иврите  и  на  английском, то  здесь только на арабском и то не всегда. Из-за этого я даже немного заблудился, но вновь выбрался на Дамасскую дорогу и  по ней к Ритиному дому по указателю направления на город Рамалла. Кстати именно Рамалла был когда-то  центром  огромного  виллайета, простиравшегося от Пиренейского полуострова до Сирии, а не Дамаск.