Иосиф - Сосо - Коба - Сталин

Игорь Левонович Абрамов
Протоколы встреч на высшем уровне Рузвельта, Черчилля и Сталина и дипломатические документы времен войны дают некоторые интересные свидетельства высказываний лидеров союзников по религиозному вопросу.

Наиболее впечатляющей является фраза Сталина «дьявол, разумеется, на моей стороне».

Эта фраза была сказана Сталиным на обеде после второго заседания Тегеранской конференции 28 или 29 ноября 1943 года. Во время обеда по воспоминаниям Черчилля и других участников произошел такой краткий диалог:

Черчилль: «Я полагаю, что Бог на нашей стороне. Во всяком случае, я сделал все для того, чтобы он стал нашим верным союзником…»

Сталин: «Ну, а дьявол, разумеется, на моей стороне. Потому что, конечно же, каждый знает, что дьявол — коммунист. А Бог, несомненно, добропорядочный консерватор…»

http://lib.rus.ec/b/348774/read

На английском языке эта фраза была запротоколирована следующим образом: «God is on your side? Is He a Conservative? The Devil’s on my side, he’s a good Communist.»

 https://en.wikiquote.org/wiki/Joseph_Stalin

Эта фраза особенно важна в контексте появившихся слухов-небылиц о якобы покаянии Сталина.

Важно здесь отметить, что данная фраза была сказана Сталиным уже после выборов Патриарха в Москве и дарования относительной и самой минимальной свободы Московскому Патриархату и другим исповеданиям СССР. То есть Сталин говорил, что дьявол на его стороне уже после мнимого «покаяния». Очевидно, что Сталин, давая эту относительную свободу религии, делал такие шаги вовсе не из соображения собственных изменения отношений к Церкви, а исключительно из соображений политики.

Еще одно интересное свидетельство мы видим в протоколе встречи Молотова с лордом Бивербуком в Лондоне в советском посольстве на Кенсингтон стрит 24 мая 1942 года.

В протоколе встречи есть следующий интересный эпизод:

«Бивербрук ответил, что Рузвельт является как раз тем человеком, с которым следует говорить о втором фронте. Что касается ссылок на американское правительство, то американцы весьма чувствительно относятся к религиозному вопросу в СССР. Они хотели бы обратить тов. Сталина в христианство. Кроме того, американцы не хотят включения Прибалтики в СССР в то время, как в Англии прибалтийские республики уже признаны составной частью СССР.»

Здесь важно отметить, что Бивербук говорит о чувствительности американцев в религиозном вопросе именно в ходе дискуссии об открытии Второго Фронта. Бивербук указывает на религиозный вопрос в качестве одного из главных, влияющих на советско-америкаснкие отношения. Очевидно, что здесь тоже мы видим намек Молотову и Сталину на необходимость дарования свободы Православной Церкви.

Еще интересно, что по протоколу Молотов никак не прокомментировал высказанную Бивербуком фразу о желании американцев обратить Сталина в христианство.

Ссылка -


В основе мифов о «православном Сталине» лежит потребность определенной части общества в сильной диктаторской власти, в крепкой руке, считает старший научный сотрудник Института российской истории Игорь Курляндский.

Это своего рода состояние вечного инфантилизма. Ну а для полноты восприятия такого вождя нужно, чтобы этот вождь опирался на традиционные духовные основы, или нужна хотя бы иллюзия, что он на них опирается. Поэтому выдумывается легенда о «православном Сталине» и изобретаются под нее соответствующие апокрифы.

В такого рода литературе можно встретить утверждения, что И.Сталин «богоданный вождь» или что он «святой православной император», вождь великой православной империи. Однако подобные апокрифы о «православном Сталине» именно высосаны из пальца и никакой фактической основы не имеют».

Например явная выдумка, что якобы Сталин встречался с митрополитом гор Ливанских Илией, блаженной Матроной, и о посланных им в московские храмы записках с перечислениями грехов.

Сталин начал принимать участие в решении вопросов, связанных с отношением советской власти к Церкви, с 1922 года, когда он как генсек ЦК РКП (б) «безукоризненно проводил ленинско-троцкистский план по разгрому и ограблению Русской православной церкви под предлогом помощи голодающим».

В 1923 году он сыграл большую роль в смягчении прежней антицерковной линии, выработке более осторожной политики в вопросе закрытия церквей. Патриарх Тихон был выпущен на свободу не без его участия. Диктовалось все это «конъюнктурными причинами борьбы с Троцким» и общей логикой развертывания в стране НЭПа как политики, предполагающей частичную либерализацию общественных отношений.

И тот же Сталин сыграл руководящую и направляющую роль в свертывании в 1927-1930 годов «религиозного НЭПа», в организации нового масштабного наступления на религию и Церковь, перехода к политике массовых репрессий и гонений. В 1937-1938 годах И.Сталин руководил массовым истреблением духовенства Русской церкви и других религиозных организаций.

Ректор первых лет учебы И.Сталина в семинарии митрополит Серафим (Мещеряков) был расстрелян в 1933 году по постановлению одной из «троек», созданных по решению вождя.

Соображениями выгоды было продиктовано и смягчение его отношения к Церкви и во время Великой отечественной войны. Сталинский режим стремился выжить и удержаться в этой войне, поэтому народ надо было объединять всеми возможными способами для противостояния агрессору.

Антицерковные гонения возобновились в 1948 году. Причина антирелигиозного отката была в том, что И.Сталин разочаровался в эффективности использования Церкви в международных делах, после крушения его амбициозного плана созвать в Москве Вселенский Собор и сделать Москву своего рода «православным Ватиканом».

Ссылка -

Первой странной историей в биографии будущего вождя является история его исключения из семинарии. Сам Сталин в анкете 1932 г. писал о том, что был «вышиблен из семинарии за пропаганду марксизма» (А. Островский, Кто стоял за спиной Сталина, с.151).

Тем не менее, этот эпизод имеет целый ряд странностей. Весной 1899 из Тбилисской семинарии, где учился И. Джугашвили, были исключены более 20 семинаристов, в том числе и сам будущий вождь. Однако, как показывают имеющиеся документы, 29 мая 1899 г. Джугашвили был официально исключен вовсе не за противозаконную деятельность, но «за неявку на экзамен по неизвестной причине» (Остр., с.150). Никаких следов официального порицания не имеет и свидетельство об окончании 4-х классов семинарии, которое Джугашвили получает осенью (2 октября) 1899 г. В свидетельстве, в частности, говорится о «поведении отличном» будущего революционера (Остр., с.151, 154). Пять по поведению главы нелегального кружка выглядит тем более странно, что в более ранних классах его поведение оценивалось иногда на 4, но чаще – на три. (Остр., с.151). Как замечает А.Островский, «если вспомнить, как И.Джугашвили учился в третьем-четвертом классе, данное свидетельство не может не вызвать удивления» (Остр., с.154).

Таким образом, исключение Джугашвили из семинарии происходит в странно мягкой форме. В качестве официальной причины исключения не приводится участие в противозаконной деятельности, явно приукрашено и само свидетельство об окончании 4-х классов, где главе разгромленного кружка ставится странно высокая оценка по поведению. Почему смягчена вина Джугашвили, который являлся не рядовым участником, а руководителем кружка? Почему он выделен из группы семинаристов?

По словам А. Островского «вопрос о причинах его исключения из семинарии остается открытым» (Остр.,с.151). А. Островский отрицает версию о сотрудничестве Джугашвили с полицией в деле о кружке семинаристов, поскольку (цитируя Троцкого) «совершенно невозможно допустить, чтобы партии терпела его после этого в своих рядах». Однако непредвзятый анализ заставляет признать, что наиболее вероятной причиной смягчения наказания для Джугашвили остается то или иное «сотрудничество со следствием» – то есть выдача им той или иной информации жандармскому управлению.

Одним из первых версию о сотрудничестве Джугашвили с полицией в разгроме кружка семинаристов высказал С. Верещак. По его свидетельству, Джугашвили выдал соучеников полиции и в некоторых разговорах, косвенно оправдывая факт доноса, делал упор на то, что благодаря исключению «семинаристы стали революционерами». (Верещак С. Сталин в тюрьме. Воспоминания политического заключенного.- Дни, 1928, 22 янв. Также Был ли, с. 285).

Тбилисское губернское жандармское управление с 1897 г. возглавлял полковник (затем генерал) Е.П. Дебиль. По мнению историка В.Ф. Волкова именно он склонил семинариста Джугашвили к сотрудничеству с полицией ( Был ли, с. 428). Эту же версию поддерживал и историк Н.С.Шумский (Был ли, с.440 ).

Противники версии о сотрудничестве Джугашвили с охранным отделением ( в т.ч. А. Островский) не приводят каких-либо убедительных объяснений странных смягчений его наказания после разгрома кружка.

Свидетельство С.Верещака не опровергается никакими документами. Напротив, косвенные данные согласуются с этой версией. Мотивировка оправдания доноса самим Джугашвили (по свидетельству Верещака) также весьма характерна: в результате исключения семинаристы «стали революционерами». Если это так, то уже в этом эпизоде проявились чисто нечаевские принципы начинающего революционера.

Что касается аргумента Троцкого, то партия «терпела» Джугашвили именно потому, что не могла получить достаточных доказательств его сотрудничества с Охранкой. Он же постоянно устранял как сами доказательства, так и людей, отстаивавших эту версию. В этом устранении будущий диктатор достиг особых успехов.

Кроме того, видимо, сотрудничество Джугашвили с полицией как в данном, так и в более поздних случаях было не «обычным», но значительно более «сложным» и противоречивым, достаточно избирательным и ловко маскировалось. Уже на самых ранних этапах будущий революционер проявлял в маскировке своих реальных поступков особую ловкость, и, очевидно, требовал от полиции максимально скрывать его сотрудничество, так что его товарищи могли лишь догадываться об этом.

Возможно, «Сосо-интеллигент» контактировал с полицией и до событий 1899 г. Еще в 1989 г. он ступил в партию Месаме Даси.

Об услугах Джугашвили полиции говорят и более поздние факты подыгрывания Е. П. Дебеля ему – в частности и непонятное «сокрытие Дебилем имевшихся в его распоряжении агентурных данных», компрометировавших Джугашвили в 1901-1902 г. (Остр., с.188)

Ссылка - http://www.strategium.ru/forum/index.php?showtopic=20376


Фактически он был организатором и идейным вдохновителем «эксов» (грабежей). Чтобы внести ясность в этот вопрос, приведем отрывки из инструкции «Задачи отрядов революционной армии», разработанной им еще осенью 1905 года. В ней подробно определяются обязанности каждого члена партии: «…Отряды должны вооружаться сами, кто чем может (ружье, револьвер, бомба, нож, кастет, палка, тряпка с керосином для поджога, веревка или веревочная лестница, лопата для стройки баррикад, пироксилиновая шашка, колючая проволока, гвозди (против кавалерии)… Даже и без оружия отряды могут сыграть серьезную роль:…забираясь на верх домов, в верхние этажи и т. д. и осыпая войско камнями, обливая кипятком… К подготовительным (работам. – А.А.) относится раздобывание всякого оружия и всяких снарядов, подыскание удобно расположенных квартир для уличной битвы (удобных для борьбы сверху, для складов бомб или камней и т. д. или кислот для обливания полицейских…). …Отряды революционной армии должны как можно скорее переходить и к военным действиям в целях 1) упражнения боевых сил; 2) разведки слабых мест врага; 3) нанесения врагу частичных поражений; 4) освобождения пленных (арестованных); 5) добычи оружия; 6) добычи средств на восстание (конфискации правительственных средств)… Начинать нападения, при благоприятных условиях, не только право, но прямая обязанность всякого революционера. Убийство шпионов, полицейских, жандармов, взрывы полицейских участков, освобождение арестованных, отнятие правительственных денежных средств и обращение их на нужды восстания… немедленное разжигание революционной страсти толпы … »

В период организации вооруженных выступлений рабочих, подстрекаемых большевиками, Ленин направляет письмо «В боевой комитет при Санкт-Петербургском комитете» (16 октября 1905 г.), в котором он помимо прочих рекомендаций («убийство шпика, взрыв полицейского участка, другие») настоятельно советует осуществить «нападение на банк для конфискации средств для восстания» (выделено мной. – А.А .)…

Эти рекомендации стали воплощаться в жизнь. Особо широкий размах «эксы» получили на Кавказе. Только с декабря 1905 года по июнь 1907 года там было совершено пять вооруженных ограблений казначейств: на Коджорской дороге в пригороде Тифлиса (8 тыс. руб.); в Кутаиси (15 тыс. руб.); в Квирили (201 тыс. руб.); в Душети (315 тыс. руб.); в Тифлисе (250 тыс. руб.) . Руководителем этих эксов под кличкой Коба [21] был Сталин, исполнительным главарем шайки грабителей – известный рецидивист Камо (Семен Тер-Петросян).

В банде Камо участвовали воры-рецидивисты Бочуа Куприашвили, Степко Инцкирвели, Илико Чичиашвили, Вано Каландадзе, Бесо Голенидзе, Датико Чиабрешвили, Нодар Ломинадзе, Котэ Цинцадзе и другие. В банду входили и девушки: Аннета Сулаквелидзе, Саша Дарахвелидзе и Пация Голдава.

Награбленные бандитами деньги перевозились за границу. Пятисотрублевые кредитные билеты большевики обменивали в европейских государствах. Эту работу выполняли: М. Литвинов в Берлине; Сара Равич, Т. Богдасарян в Мюнхене; М. Ходжамарян и Ян Мастер в Стокгольме. Разработчиком бомб для нападения на казначейства был ближайший соратник Ленина Л. Б. Красин.

Ошеломляющее впечатление произвела на российское общество московская экспроприация, совершенная 7 (20) марта 1906 года в Банке купеческого общества взаимного кредита. Вооруженная банда, состоящая из двадцати человек, обезоружив охрану банка, похитила тогда 875 тысяч рублей . Но самым интересным оказалось то, что Ленин попытался протащить через партийный съезд бандитскую инструкцию, «узаконив» тем самым грабежи и убийства.

Ссылка - http://tululu.org/read13671/20/