Василий Фёдоров. Горький - талант властный

Василий Дмитриевич Фёдоров
ГОРЬКИЙ — ТАЛАНТ ВЛАСТНЫЙ

   Горький — талант властный. В его книгах всегда виден указующий перст, слышна поучающая нота, против которых порой хочется бунтовать. Но, встретившись с ним, снова покоряешься его художественной воле, снова идёшь за  ним всюду, куда поведёт. Отчего же так?

   Раздумывая над этим, приходишь к мысли, что у него талант хоть и властный, но не своевольный. Чувствуешь, он и сам подчинён какой-то более высокой власти, каким-то более суровым закономерностям, чем закономерности сюжета и стиля. Высшей властью для Горького, от имени которой он так наставительно говорил, была жизнь, а знал он её как никто другой.

   Секрет его властности и в том, что, как великий зачинатель, он закладывал основы нашего нравственного бытия. Они — в нас. Через книги Горького начинаешь отчётливей узнавать духовные истоки нашей советской жизни, глубже понимать её историческую закономерность. В этом я и вижу его значение как основоположника советской, а теперь уже мировой социалистической литературы.

   Как большинство великих зачинателей, Горький универсален — поэт, прозаик, драматург, публицист, историк, общественный деятель, редактор, издатель. Во всём объёме своей поистине великой деятельности он для меня един, но всё же я для cебя особо выделяю в нём прозаика и драматурга. Признаюсь: как поэт, за исключением двух стихотворений, он не производил на меня большого впечатления. Вершины русской поэзии были для меня за другими именами, но его прозу и драматургию всякий раз как бы воспринимаю заново. Особенно злободневен и тематически глобален, на мой взгляд, даже у нас не в полную меру оценённый роман «Жизнь Клима Самгина».

   Среди действующих лиц этого романа, вернее в качестве антипода деградирующему Климу Самгину, я почти всегда вижу отсутствующего, даже не названного в нём Александра Блока. Они для меня два самых типических характера русской интеллигенции в жизни и революции. Если Блок представляет в ней неустрашимость поиска правды и справедливости, то Самгин олицетворяет всю слабость её промежуточного, межклассового положения. «Он выучился искусно ставить своё мнение между да и нет, и это укрепляло за ним репутацию человека, который умеет думать независимо, жить на средства своего ума».

   В своей социальной неустойчивости всю жизнь он камуфлировал себя, начиная с дымчатых очков, ещё в детстве без нужды воздетых на острый носик, всю жизнь стремился придать себе значительность, даже исключительность, хотя вся жизнь его была цепью малых и больших предательств. Падать всё ниже и ниже помогала ему скептическая формула: «Да — был ли мальчик-то? Может, мальчика-то и не было?»

   Видимо, присутствие Блока при чтении «Жизни Клима Самгина» объясняется той ассоциацией, что в своей публицистике тот, как и Горький, был занят такими проблемами, как интеллигенция и народ, интеллигенция и революция. Все эти проблемы поставила в прошлом наша революционная история. Сегодня, в эпоху освободительных войн и революций, в эпоху опасности атомной войны и гибели, они стали проблемами уже мировыми, и уже глобально звучит вопрос: с кем вы, товарищи интеллигенты?

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ

*
ГОРЬКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Журнал «Новый мир», 1977. - №1. - с.250

**
К сожалению, данная статья не вошла дополнением в 4-ый том (1988г.) Пятитомного собрания сочинений поэта Василия Фёдорова, где приводится его книга «Наше время такое...» (1973г.), в которой поэт говорит о творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Блока,С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.Т.Твардовского...