Израильский дневник. Тель-Авив

Иосиф Бобровицкий
     Полчаса на автобусе, и мы с Юлей в Тель-Авиве, но это благодаря тому, что мы  выехали  в семь утра. Если выехать на полчаса позже, проедешь час, а если ещё позже, то и все полтора. Обилие личного транспорта создаёт пробки.
     В  городе  движение  регулируется  светофорами, там, где  их нет –   переходы типа "зебра" с предпочтением пешеходу. Подземных  переходов я встретил всего один...
     Тель-Авив был  заложен  в  1909  году. В   переводе   на   русский "тель-авив" означает  холм  Весны. Собственно Тель-Авив насчитывает 400 тыс. жителей, но вместе с пригородами он составляет огромный мегаполис и тенденция роста продолжается, так в 1950 году была поглощена Яффа.
     Проблема жилья привела к тому, что основная масса  домов  безликие трёхэтажные кубы. Равнинность  города и обилие транспорта привели к дикой загазованности, особенно в улицах идущих параллельно морской  набережной (улицы, идущие к морю, хоть продуваются морским бризом).
     Сегодня прохладный день, а что  тут  бывает  в  жару – можно  только представить.
     Выбрался на набережную, нашёл стульчик на пляже. Это ни Димона и ни Иерусалим, естественно, где-то есть  парки, но  там, где  я бродил, а в результате я нашагал по городу километров 15, ни скамеек, ни особой зелени я не  заметил. На набережной красиво: высотные здания гостиниц, море, пляжи, шум прибоя заглушает шум транспорта.
     Ориентироваться легко: шахматная   доска   улиц, ото   всюду  виден 50-этажный небоскрёб в центре города. Вдоль  набережной  отправляюсь  в старую Яффу.
     Брожу по Яффе. Городок небольшой, кривые улочки взбегают на зелёный холм, много памятников архитектуры. С вершины холма открывается чудесный вид на море и Тель-Авив. Много экскурсионных групп, в основном  школьники; ни русского, ни  немецкого не слышу, а жаль. Наконец набредаю на музей исторических раскопок, где получаю проспект на русском языке.
     4000-ая история  этого города вместила столько имён: фараон ТутмосIII, царь Соломон, ввозивший через Яффу ливанские кедры для  строительства храма в Иерусалиме, Дарий I, Салим I, Ричард Львиное Сердце, Наполеон.
     Библейская легенда делает Яффу  пунктом  отправки  Ионы, греческий эпос приковывает  здесь  к  скале Андромеду, согласно евангелиям апостол Пётр именно здесь совершил чудо.
 

Вид на Тель-Авив из Яффы.

     Лазурные воды залива,
     Оранжевых пляжей кайма,
     Сквозь майскую зелень холма –
     Резной силуэт Тель-Авива.

     Здесь, в Яффе, теснятся дома
     Вдоль улочек косо и криво,
     Где фоном –  седая олива,
     Гранат, виноград и хурма,

     Иона во чреве кита,
     Персей, Бонапарт, Тутмос III,
     Сухие рыбацкие сети,
     Наречий и лиц пестрота.

     Столичная суета
     Сквозь призму ушедших столетий.



     Возвращаюсь к  центру  Тель-Авива. Учитывая  шахматную  доску  его улиц, хотелось бы продвигаться слоном, но приходиться  идти  конём, то  и дело, сворачивая то влево, то вправо.
     Если утром нечем было дышать, то сейчас ближе к полдню просто невозможно передвигаться –    все тротуары заставлены автомобилями и мотоциклами. Клерки забили оффисы, а оставленные ими автомобили забили улицы  и дворы, кое-где даже крыши. Позднее я слышал от людей, которым приходилось парковаться в Тель-Авиве, что нередко, потратив на парковку  больше  часа, приходится идти  на то, чтобы оставить автомобиль в запрещённом месте, заранее зная, что это обойдётся в круглую сумму.
     Вообще такое  впечатление, что  не машины для людей, а люди для машин: на каждом шагу натыкаешься на автозаправки и ремонтные мастерские.
     Не согласен  я и с тирадой: "...Тель-Авив отдыхает". Возможно, ночью Тель-Авив и развлекается, а днём  он  работает: мелкие  мастерские, порой прямо на улице пара станков, гончары, столяры, слесари по металлу.
     Тель-Авив строится: башенные краны над скелетами небоскрёбов, треск отбойных молотков и визг пил по камню.
     Приближаюсь к центру, точнее к 50-этажке, пытаюсь определить  сходу русскоязычного. Угадываю с первой попытки (вообще за время пребывания в
Израиле научился это делать почти безошибочно, я, естественно не  обращаюсь ни  к  арабам, ни к африканцам, хотя и не исключено, что они говорят по-русски, а коренные израильтяне по облику резко отличаются от  выходцев из  СССР). Он мне подробно объясняет, как пройти до улицы "Царя Саула", где расположен Музей Исскуств.
     В музее  ещё  проще, там  и  работники,  и посетители, исключительно русскоязычные.
     На входе проверили мою сумку на предмет взрывного устройства. В музее широко представлена классическая живопись XVII-XIX веков, импрессионисты и современное исскуство. Небо и земля. Если у картин Рубенса, Ван-Дейка, Моне, Дега хочется стоять и стоять, то современное исскуство в большинстве случаев совсем не впечатляет.
     Я обратил внимание на картину, на которой изображены концентрические окружности переходящих друг в друга цветов. Картина создаёт впечатление выхода в открытый космос.
     Но вот, например, как  вам  понравится  такое произведение исскуства: на полу круг, засыпанный песком со следами от игры в "ножечки"  и  с воткнутым ножом  посредине  небольшого  треугольника. А рядом на экране телевизора можно наблюдать за игрой двоих (их лиц мы  не  видим, только руки попеременно  держащие, втыкающие и отрезающие часть территории ножом), ведущей к результату, который мы уже видели на предметном плане.
     Хочу вернуться  к Гале, не на автобусе, а по железной дороге. Пока я               
выяснял стоимость билета и платформу поезд на Нетанию ушёл, правда, следующий поезд  пришёл довольно скоро. Очень уютные и чистые салоны: мягкие сидения, в проходе ковровая дорожка, движение мягкое  и  бесшумное. Стоимость проезда  даже  чуть  дешевле, чем в автобусе, но основное преимущество – отсутствие пробок. Железнодорожное полотно  зажато  между  двумя полосами шоссе, и создаётся такое впечатление, что по обеим полосам движение осуществляется навстречу, настолько медленно продвигаются машины.
     Железная дорога была построена ещё при турецком владычестве французской компанией. С помощью этой дороги турки хотели связать два крупных города  своей империи: Дамаск и Каир. Сейчас существует пассажирское сообщение от Акко  через  Хайфу, Нетанию  и  Тель-авив  до  Ашкелона, от Тель-Авива до Иерусалима, от Тель-Авива до Бер-Шевы, но интенсивно работает только 1-ая линия, а до Бер-Шевы, например, поезд отправляется  один раз в сутки. Так как от Бер-Шевы через Димону и далее до фосфатных месторождений Негева существует товарное сообщение, то предполагается осуществлять пассажирское сообщение и на этом участке.
     Передо мной стала дилемма: ехать до железнодорожного вокзала в Нетании и  от  туда добираться до Гали автобусом или сойти на предыдущей станции и, если и идти пешком, то, по крайней мере, не дублировать вчерашнюю прогулку. Я только успел подумать с кем бы завязать разговор на эту тему, как услышал русскую речь в соседнем купе. Обращаюсь с интересующим меня вопросом  к  ним. Подъезда  от  предыдущей  станции до Кирьят Нордау, где живёт Галя, нет, но пешком не более 5-ти км., вполне приемлемо.
     Они тоже  сходят  на  той же остановке, у них там оставлена машина (проблема парковки в Тель-Авиве). Правда, им в противоположную сторону от платформы, но   они   мне   покажут   направление. И   тут  дочь  (их трое –  муж, жена и дочь) вспоминает, что им сегодня нужно в Нетанию, а  это как раз через Кирьят Нордау, и они подбросят меня.
     Разговорились, они из Днепропетровска. На мою реплику, что с  Украины, как раз  и  стоило  эмигрировать, столь там сурово, мне возразили: там остались у них родственники и вполне преуспевают – всё зависит от  человека и обстоятельств.