Дардания

Бируте Ланге
Есть народы, сведения про историю которых известны не очень широко. Но, это и побуждает рассказать о них более подробно – что было в их прошлом, как они формировались, какие основные события были в его истории, что есть основные ценности духовной культуры.
Возникает вопрос: а почему  про историю этих народов известно мало? Вероятно, здесь есть несколько причин.
Одна из них-это то, что большинство исторических и культурологических работ написаны на языках тих малых народов, то есть-прочесть данную литературу удается прочесть небольшому кругу людей.
Второе – это тенденция внимания на культуру более могущественных государств, под властью которых часто находились народы, что не смогли отвоевать свою независимость. Например, если народы были под властью империй, то долгие столетия их культура оказывалась малоизвестной, язык и национальные традиции всячески ущемлялись, порой грозя и вовсе исчезнуть из памяти людей. Нужно помнить, что этого можно избежать вполне, если понимать, что культура порабощенных народов может быть верно осмыслена и понята при условии, что ее будут рассматривать отдельно и независимо от влияния поработителей. Если имперские историки скажут, что никакой национальной культуры подневольных народов нет, это вовсе не означает того, что это и действительно так.Что-то забыли,  чем-то сознательно пренебрегли, не писали-все это значительной мерой поспособствовало тому, что древнейшую культуру как бы “забыли”.
Ярким примером подобной ситуации есть длительная и драматическая история балканских народов. Различные влияния, что были на протяжении всех этих лет – Римская империя, Византия, Османская Империя и многие другие власти, что угнетали народы, постарались сделать так, чтобы на глаза историков не попали многие немаловажные факты древнейшей балканской земли…
Что  хорошо известно про Балканы? Что там живут издревле славянские народы, переселившиеся на те земли примерно в 5-6 веке… Но.. а что было до этого? Какие народы населяли Балканы еще гораздо раньше? Что являла собой их духовная культура и какое влияние( а этот фактор часто почему-то часто обходят стороной, не уделяя никакого внимания) она имеет на жизнь этих народов сегодня?
Кроме славянских народов, Балканы издревле населяли народы не-славянского происхождения. Так, еще во времена античной Греции к греческому культурному пространству относились народы, населяющие север Балканского полуострова – фракийцы, иллирийцы.  Фракия, кстати говоря, часто встречалась в исторических источниках и в мифологической литературе античности. Это – територия современной Болгарии, земли, сохранившие влияние культуры древнейших народов Европы, что населяли ее с незапамятных времен.
Территория современной Сербии, Македонии, Албании в древности называлась Иллирия. Это имя земля получила благодаря народу, что населял ее. Здесь жили иллирийцы, народ, влияние культуры и языка которого сохранялись в этом регионе на протяжении многих столетий. Что бы не случалось с этими землями, какие бы силы не господствовали на ней-иллирийское духовное начало оказывалось всегда достаточным, жизнеспособным, сильным, умеющим сохраниться , не растворившись в чужих культурах. Мы уже не можем точно сказать, какой был язык иллирийцев, но предполагается, что его остатки хорошо сохранились в албанском языке. Это-единственный язык на земле, сохранивший илллирийский архаичный тип, и потому мало похожий на все другие индоевропейские языки.
Долгим и нелегким был путь Иллирии… Влияния на этой земле были очень разные. Рим, Византия, позднее – Османская империя. Казалось бы, все эти силы должны были способствовать уничтожению иллирийского духа и культуры. Но так не произошло. Идея Иллирии всегда была символом национального возрождения на этих землях. Она возникала часто на протяжении многих столетий, даже в 20 веке уже, во времена Балканских войн, существовало патриотическое национальное течение  -иллиризм….Многие люди, у которых душа болела за возрождение национальной культуры понимали, что истинная Албания-это земля,которая преисполнена иллирийского духа. Все остальное-влияния чужие, и привнесенные извне.
Еще со времен античности Фракия и Иллирия были известны как удивительные земли, с которыми связывал и исторические, и даже мифологические события… В античной литературе есть один известный, полулегендарный поэт, имя которого известно как Ивик. Согласно преданию, он происходил из Южной Италии (те районы, что впоследствии стали местом переселения албанцев, а точнее – итало-албанцев, или как их  называли арбереши). Его немногочисленный стихи, которые сохранились до нашего времени, посвящены именно Фракии – таинственной, необычной земле, природа которой посылает вдохновение писать поэзию…
“Ветер фракийский до глубины наполняет душу мою..”-так воспел в своих произведених Иллирию и Фракию легендарный поэт античности…
Память об иллирийском духе спасала народ не раз. Во времена тяжких испытаний, войн, ужасов, вражеских влияний всегда побеждали иллирийские дух и кровь. Будь то Османская империя или же балканские войны, коммунистическая диктатура 20 века или война за освобождение Косово. Народ, помнящий свою древность и сознательно относящийся к ней, всегда приобретает особую силу, которая помогает не только выстоять, но и победить.
“Иллирия, ты колыбель свободы, земля Дардании, святая земля Косово”-такие слова вдохновляли народ бороться против угрозы уничтожения, которая нависла в конце 20 века. Наиболее проникновенные слова  сказаны именно про это древнее наследие. “Наше имя – косовары, албанцы, имя дано нашей святой землей, древней Иллирией..” Эту идею понимали многие интелекуалы, писатели, политики.
Вот почему нужно так внимательно разбираться в проблемах истории! Это необходимо  в первую очередь для того, чтобы уяснить для себя-где настоящее, глубинное, исконное, а где-чуждое, наносное. И , конечно же, избавиться от искушения принимать одно за другое, чуждое за свое например. А в данном случае, этим грешили очень многие историки – то ли не желая понимать правду, то ли просто потому что не давали себе труда задаться вопросом: а ЧТО ТАКОЕ АЛБАНИЯ?
Народ, перемешанный с соседними славянами? Нет. Древнейший народ Европы, ее протобалканское население, наследники дарданцев и иллиров.
Народ, для которого национальная религия ислам? Вряд ли. Христианство зародилось гораздо раньше, ислам принесла Османская империя.
Народ, не имеющий древних корней? Ни в коем случае! Если мало сохранилось сведений про иллиров и Дарданию, то это вовсе не значит того, что ничего не было и история протобалканских народов  – ничтожна и бедна. Она кроет в себе немало важного, тех фактов, которые говорят о величии, духовной культуре и самобытности этих древнейших народов Европы.
Пожалуй, одной из наиболее удачных попыток открыть глаза людей на эту проблему была исторические труды выдающегося писателя, историка, политика, первого исторического президента Косово. Им был Ибрагим Ругова, кому принадлежит идея возрожденной Дардании – символа исконного духа и культуры албанского народа. Понимая первостепенную важность сохранения национальной памяти, которая есть основой для возрождения нации, он стремился возродить эту идею на государственном уровне. Знамя Дардании, созданное им, – часть национальной символики Косово – яркое свидетельство того,что путь к национальному пробуждению, даже в самые тяжкие времена испытаний, должен начинаться с осознания самого главного – своих истоков, истории земли и народа, сути исконного национального наследия, не запятнанного влияниями других народов, порою стремившихся захватить землю, заставив народ забыть кто он есть, и что являет собой его древняя и величественная культура.

2012 год