Алена Бабанская. Обзор по 2 туру 2015

Литературный Фестиваль Рунета
Доброго дня всем!  Летний лонг на меня произвел странное впечатление. Вот вроде бы и стихов хороших много, и мой шорт надо расширить до 15 пунктов. А, с другой стороны, по гамбургскому счету, его запросто можно сократить до 3-4 стихов. Откровенно провальных стихотворений практически нет. Но и праздника жизни почти не наблюдается. Большинство авторов чересчур многословны, это оправдано для эпоса,  а не для описания, скажем, грозы. Мало иронии, все как-то предельно серьезны, тяжелы и в разной степени скучны. А некоторые несут полную пургу с серьезным видом, и кажется, по обертке – конфета, а внутри, сами знаете, что. Но  их имен мы не назовем. Перехожу к шорт-листу.

1) Мой бесспорный фаворит –
34. Ольга Домрачева «акулина» http://www.stihi.ru/2015/01/18/5246
 
«акулина», не могла не понравиться, очень лихая, смелая вещица.

«где иртыш, молодецки сопя,
выгнул спину.
март придёт, заорёт,
встанет клином».

белолицая, чернобровая акулина
приходила,
песню снежную заводила.
небо в рясе едва чадило луны кадилом.
беспородная сука жалобно в лад скулила.

"баю-баюшки, бедки-детки, подрастайте,
подрастёте – время сонное наверстаем".

синеокая, хладносердая акулина
оплела дома словесною паутиной,
где иртыш, молодецки сопя,
выгнул спину.
март придёт, заорёт,
встанет клином.

а сейчас баючит вихрями акулина.
небу недосуг свысока увидеть
над церквушкой крест,
колкий, спелый иней
на посёлке.
сон здесь лубочный, длинный.

здесь москва и не снится –
тыщи вёрст до столицы.
вдоль ослепшего окна
бродит улица бледна.
где-то в да;ли-далеко
эхо сплёвывает кровь.
"...боже святый, нам не дай..." –
зги господней не видать.

запевает псина,
воет акулина.

Экспрессия, кураж, короткой строки, чередуется с длинными строчками. То баюкает, то подстегивает и подгоняет.

2) Следующим номером нашей программы –
29. Нагибина «Мим застывает» http://www.stihi.ru/2015/05/05/106

У Нагибиной сразу попадаешь в параллельный мир, сказочный, мистический, с крылатыми змеями и седыми карлами. Феерия цвета: «Роятся золотистые жуки,/
По берегам сиреневой реки/ Где пурпур крыльев расправляет змей». Вот, как говорят, поэт либо с кистью родится, либо с гитарой. Здесь – первый вариант, все признаки художника: «Язык движений в воздухе пастозном/ Сочится. Как сырая акварель», «И не хватает верного мазка,/Чтоб заключить портрет его достойный». Очень понравились образы: «Готические крыши как грачи,/Черны и остроклювы в поднебесье», «Печаль твоя закатная свежа,/Как сок цветка на лезвии ножа».

Готические крыши как грачи,
Черны и остроклювы в поднебесье,
В карманы прячут ключники ключи,
Седые карлы бродят по предместью.

Роятся золотистые жуки,
По берегам сиреневой реки.

Где пурпур крыльев расправляет змей,
На каменном закатном изголовье
Дорическая дремлет капитель
В архитектуре снов средневековья.

Печаль твоя закатная свежа,
Как сок цветка на лезвии ножа.

За осенью циркаческой твоей
И маревой,  и в чём-то одиозной,
Изгибы рук, суставов, плеч и шей, –
Язык движений в воздухе пастозном

Сочится. Как сырая акварель
Всё капает с бумаги на марель.

И не хватает верного мазка,
Чтоб заключить портрет его достойный.
Мим застывает. Солона тоска,
Звон бубенцов втекает в колокольный.

Ему не жалко в жизни ничего
Для козлоногой публики его.


3)
2. Александр Ра 2 «Коралловые рифмы» http://www.stihi.ru/2015/01/06/9876

 Тема родная, люблю стихи «про рыб», и исполнение хорошее:
«и тонны вечной немоты/вопьются в ночь, вольются в горло/свинцом – горячим, словно стыд,/и неразборчивым, как голод», «лежать – пока не рассвело –/прижавшись телом к небосводу», «живое чудо тишины/на расстоянии дыханья»

Закрыв глаза, считай до ста –
считай, что лет, что ночь упала,
как пыльный занавес холста,
на море северных кораллов,
где бродят стаи беглых рыб,
и в каждом блике гаснет небо –
ты видишь всё, глаза закрыв;
меняем занавес на невод –
и тонны вечной немоты
вопьются в ночь, вольются в горло
свинцом – горячим, словно стыд,
и неразборчивым, как голод –
и можно жить без лишних слов,
ушедших молча на свободу,
лежать – пока не рассвело –
прижавшись телом к небосводу,
и слушать, как ласкает сны,
секунды бережно чеканя,
живое чудо тишины
на расстоянии дыханья.
Считай, пожалуйста, до ста
дурацких тысяч, миллионов,
пока не станет немота
одним глубинным мокрым стоном,
который должен разорвать
тугую цепь чужих историй
и превратить мои слова
в кораллы северного моря.

Если придираться, то к «пыльному занавесу холста». Что это такое не знаю, кто бы объяснил. Ну и «дурацких тысяч миллионов» – «дурацких» – это просто дырка, вместо слова.

4)
11. Виктория Кольцевая «А кто бы здесь назвал...» http://www.stihi.ru/2014/12/04/9119
У  Виктории Кольцевой все хорошо, и со звуком, и со смыслом,  и с образами:
«два вскинувших лорнетки озерца», «В реликтовом настенном одиночестве», «Оглянешься на стены и поранишься/о донышко утиного зрачка».

А кто бы здесь назвал меня по имени –
ни старожила и ни пришлеца.
Две уточки с подрезанными крыльями,
два вскинувших лорнетки озерца.
И душу отразят, и не поморщатся,
и сумрачный не выкажут зрачок.
В реликтовом настенном одиночестве
и звуки, и зрачки – наперечет.

Так жертвуешь всем этим, будто козырем,
и будто вовсе не игрок уже.
Крошит или раскрашивает озеро
на стеклышки для ложных витражей,
на водоросли, перышки и камешки
чужая, не фартовая рука.
Оглянешься на стены и поранишься
о донышко утиного зрачка,
об острое, соленое, граненое…
О хлебницу и чашку на столе.

Твердеешь и сливаешься с пилонами,
сыреющими заживо в земле.
Но кто бы здесь блаженствовал и нежился,
колено от какого праотца...
Родись ты хоть татарином, хоть нежинцем,
хоть уточкой родись у озерца.

Прирастание к месту, любование его неброской красотой, несколько лаконичных мастерских штрихов, деталей – и законченная выпуклая картина. Мне бы, пожалуй, тоже хотелось здесь родиться.

5)
40. Тейт Эш «Сэла Юхудим» http://www.stihi.ru/2015/04/16/1152

Всегда с почтением отношусь к людям, пишущим эпические стихи. Высокий штиль, древняя боль, неумолимое и беспощадное время: «и время, словно таинство смиренья,/
стирает с них приметы опознанья/и выданные наспех имена», «тьма нынче и без падымка терпка мне./но шли и шли, согнувшись под веками,/щербатые кладбищенские камни./и мёртвых за собою волокли». Что и говорить, сделано мастерски:

отчаянье смотрело на долину:
построившись, как пленные, в колонну
(где даже смерть посменно обжита) –
согласно тридесятому колену,
собою перемешивая глину,
они брели по вымокшему склону,
то падая, то требуя суда.

за лесом не увидевшие храмов.
случайно не заставшие погромов.
потомки предпоследних караимов.
забытое над лужей комарьё.
ломая загражденья и заслоны,
тропа иосафатовой долины
 шарахалась от ищущих её.

строй множится, хрипит. но даже стань я
настраивать поношенное зренье, –
с доступного (казалось) расстоянья
не высмотришь, где ноша, где спина.
и время, словно таинство смиренья,
стирает с них приметы опознанья
и выданные наспех имена.

...
смеркалось. небо сохло и пустело.
два облака ворочались устало.
суда на всех сегодня не хватило,
и судей новых нам не завезли.

тьма нынче и без падымка терпка мне.
но шли и шли, согнувшись под веками,
щербатые кладбищенские камни.
и мёртвых за собою волокли.

******
Сэла Юхудим – (караимск.) Скала Иудеев. Она же – скально-пещерный город Чуфут-Кале.
Рядом находится Иосафатова долина – «место последнего суда над народами», один из древнейших караимских некрополей. Из-за крутизны некоторых склонов он до сих пор остается «живым».

6) Сначала проглядела вот этот замечательный текст, открестившись от «украинской темы», которой здесь в помине нет. Респект автору, это точно нескучно! И ирония, и лаконичность и  вдруг сказочные «Мечутся железные драконы,/ Волокут кровавые хвосты». И все это в неприметной обыденности: «Спирта у начальников попросят,/
Умные начальники нальют».

38. Семён Кац «Севастопольские мотивы. На стрельбах» http://www.stihi.ru/2015/06/06/1357

Ни словечка в суете не бросив,
Молча из гостиницы ушли.
Отливает море купоросом.
Исчезают с рейда корабли.

И ночами над заливом сонным,
Разрывая полог черноты,
Мечутся железные драконы,
Волокут кровавые хвосты.

Возвратятся на рассвете росном
В номерной гостиничный уют,
Спирта у начальников попросят,
Умные начальники нальют.

Молча пьют. Отпустит. Захмелеют.
И поют Лучинушку с тоской,
И несут друг другу ахинею,
Что совсем не хочется домой...

1980


7)
18. Ирина Кузнецова 17 «Бегство из Содома» http://www.stihi.ru/2015/05/08/9584

Классический сюжет,  смелое использование неточных рифм «усталые – разрасталась», «вещами – защищая». Хорошая игра смыслов: «Лот, доставшийся мне – для многих завидный жребий».

То-то, шепчут мне, праведник, то-то – семьи оплот...
Можешь в это поверить сам, от жены – не требуй.
Я грехи твои отмолю на века вперед,
Лот, доставшийся мне – для многих завидный жребий.
Потому – откликаюсь добром на любой каприз,
Перед сном омываю ноги твои усталые.
Посадила я сосенку, кедр
                и кипарис,
Чтобы тень во дворе, проклюнувшись, разрасталась.


...Помню лица, разверстые криками, у дверей.
До того, как нас вывели в ночь – за порог с вещами,
Ты готов был толпе подарить
                своих дочерей –
Чужеземцев от этой участи защищая.
И когда босиком мы бежали от дома прочь,
Мне послышался зов отца в догоравшем граде.
Оглянулась: он был из тех, кто не выдаст дочь –
Ни за страх, ни за деньги и даже ни Бога ради...


8)
43. Юлия Долгановских «Латынь, латунь и катехизис» http://www.stihi.ru/2015/05/09/4936

У Юлии Долгановской понравилась ирония: «На ухо наступил медведь,/на горло — собственная песня», «несётся прочь велосипед,/изобретённый на неделе», «здесь угол прям и так эвклидов, что своевольная планида/кромсает на косынки жизнь»


На ухо наступил медведь,
на горло — собственная песня.
Как страшно жить! Но умереть —
страшней. Ещё страшней — воскреснуть

и вдруг увидеть без прикрас
трёх обезьян в дорожных тогах —
пустыни ртов, ушей и глаз.
...Течёт сквозь пальцы время Бога,

латунный крест роняет след —
росток травы на бледном теле,
несётся прочь велосипед,
изобретённый на неделе;

в кармане прячется рецепт —
оmnia mea mecum porto,
и где-то там, за перевёртом,
день беспощаден и свиреп.

Пора сворачивать, держись —
здесь угол прям и так эвклидов,
что своевольная планида
кромсает на косынки жизнь

от точки ‹Я› до точки ‹Нет›.
Пути опять не изменились:
вопрос — ответ, вопрос — ответ,
латынь, латунь и катехизис.

____
    * Omnia mea mecum porto (лат.) — всё своё ношу с собой

9)
36. Rewsky «Никого» http://www.stihi.ru/2015/06/17/7017

Беру в десятку за вот это: «и слушать, что открыт небесный вентиль,
и убегает звёздная вода…», «покуда чёрно-белая сорока/ кольцом позолотит в своём гнезде…»

– Кого ты там видишь?
– Никого, - сказала Алиса.
– Мне бы такое зрение! – заметил король с завистью. – Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! А я против солнца и настоящих-то людей с трудом различаю!                Л.Кэролл

Прийти из ниоткуда в никуда,
рукой негромко раздвигая ветки,
и слушать, что открыт небесный вентиль,
и убегает звёздная вода…

Найти ночлег в прогалине нигде,
и ненароком задремать до срока,
покуда чёрно-белая сорока
 кольцом позолотит в своём гнезде…

Ни там, ни тут – ни гость, ни паладин:
на краткий срок – на вдох и выдох суток…
Придёшь?.. Приди ! Уходишь ?.. Проходи…
Шумя травой, делами и посудой…

В часах кукушки есть простор и явь,
в гнезде синицы есть желанье света…
Нипочему пришедшие ответы
 шуршат, решая, и молчат, змеясь…
Ничто не ослепляет до тоски,
никак не собирается до кучи…
Уходишь, безмятежность нахлобучив,
и всё потом – у шпаги и руки…

В престранном лучезарном ни за чем
 нисколько не задерживаясь волей,
вдыхаешь ковыли на новом поле,
где дождь прошёл, и ты прошёл, ничей…
Шагая осторожно, словно вор,
открытый, как таверна – флибустьерам, –
увидишь день, в котором никого,
потушен свет, задёрнуты портьеры,
портреты продолжают разговор,
горит звезда в созвездии вчерашнем…

И иногда – до одури бесстрашно,
что ни о чём… Нисколько. Ни с кого…

10) Пожалуй, только ленивый не поминал гамельнского крысолова. Но в ракурсе для одной-преодной крысы, не встречала. Интересно:
35. Ольга Суханова «Пожалел бы ты крысу-дурочку...» http://www.stihi.ru/2011/02/06/10692

Пожалел бы ты крысу-дурочку,
Не бродил бы в такой дали, –
Ведь она за твоею дудочкой
Побежит хоть на край земли.

И, плутая в проулках узеньких,
Как привязанная, пойдет
За нехитрой твоею музыкой,
Где всего-то двенадцать нот.

И никем пока не измерена
В речке разная глубина:
Для тебя – только шаг от берега,
Для нее – не достать до дна.

Но она не боится вроде бы,
Не страшна ей у горла мгла –
Страшно ей, что твою мелодию
Не услышать она могла.

С двенадцатью нотами к автору вопрос. Вроде как нот всего семь? А в остальном – хороший стих.

........................

О нашем эксперте:

АЛЕНА БАБАНСКАЯ
Поэт. Родилась в подмосковном городе Кашира. Закончила МГПИ им Ленина, филологический факультет. Печаталась в журналах «Арион», «Крещатик», «Дети Ра», «Волга», «Литературная учеба», «Кукумбер», «Вечерний Гондольер». Дипломант Международного литературного фестиваля Русский Stil 2010 (Германия), призер Международного Литературного конкурса «Согласование времен» (2011), Большого литературного конкурса сайта Стихи.ru (2011). Живет в Москве.
http://magazines.russ.ru/authors/b/babanskaya/
http://www.stihi.ru/avtor/lelik11

........................

Благодарим Алену за выбор и обзор!