Коммунизм. От Золотого тельца к Водолею. Часть 3

Владимир Грустина
                КРУГ, ПРЯМАЯ ИЛИ СПИРАЛЬ?

  Прежде чем двигаться вперёд, чтобы  посмотреть, как развивались коммунистические идеи в Новое время,  сделаем остановку и немного займёмся теорией, чтобы понять, что произошло в эту эпоху и почему произошло то, что произошло. Отправной точкой для рассуждений возьмём учение о времени одного из отцов церкви, уже упоминавшегося в прошлой главе Блаженного Августина. Это учение оказало влияние на всю историю человеческой цивилизации и, следовательно, на идею коммунизма как часть цивилизации. 
  Для нас привычно считать, что время линейно: вместе со временем мы движется из прошлого через настоящее в будущее, словно едем в поезде. Вот поезд остановился на станции Ивановка, постоял, поехал дальше; следующая станция – Петровка. Доехал до Петровки, постоял, двинулся дальше. Следующая станция – Сидоровка. Вопрос: а может ли быть так, чтобы после Сидоровки снова была Ивановка? Ответ: никогда. Время-то линейное, и поезд едет по рельсам времени по прямой, а не по кругу. Как пелось в старой песенке о школе:

                «Быстро они (года) пролетят,
                Их не воротишь назад.
                Нет, не воротит никто никогда
                Школьные годы».

  Иным было представление о времени у «первобытных» людей.  Для них поезд времени двигался именно по кругу, а не по прямой, и для таких представлений были все основания. Часов у них не было и календарей в конце года они в ближайшем киоске не покупали. Как же они ориентировались? Да по природным циклам, и время для них, поэтому, было не линейным, а циклическим. Был суточный цикл: утро – день – вечер –  ночь – снова утро и т. д.; то же и цикл годовой: весна – лето – осень – зима – снова весна и т.д. Циклично протекают фазы  луны, морские приливы и отливы, цветение цветов, созревание плодов и т. д. Циклично наступают месячные у женщин.  Циклична жизнь человека: рождение – детство – отрочество – юность – зрелость – старость – смерть – снова рождение и т. д.  Это похоже на кругосветное путешествие: если двигаться строго по прямой, скажем, по одной из меридианов или параллелей, никуда не сворачивая, то в итоге попадёшь в ту же точку, с которой начал движение, и чем дальше отклоняешься от этой точки, тем больше к ней приближаешься. Вот и часовой циферблат, измеряющий время,  круглый, а не в виде сантиметровой линейки, и большая стрелка доходит до определённой точки каждые 60 минут, а маленькая – каждые 24 часа.
  Свидетельство о том, что древние евреи воспринимали время как циклическое, мы находим в Ветхом Завете в книге мрачного пессимиста Екклесиаста, авторство которой церковь приписывает царю Соломону, причём автор не видит в цикличности ничего хорошего:

  «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.  Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. […] Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».

  Античными  авторами  время также воспринималось как циклическое.  Блаженный Августин выступил против цикличности времени с христианских позиций. Время, утверждал он, линейно. Такому пониманию времени  Екклесиаст явно противоречил, но спорить с ним нельзя – Библия для Августина непогрешима, как пел Галич, «от сих до сих». Оставалось только одно – утверждать, что библейский мудрец не то имел в виду:

  «…с правою верою несовместима мысль, будто […] Соломон (т.е. Екклесиаст. – В.Г.) обозначил те кругообращения, которые, по их (сторонников циклического времени) мнению, повторяют те же самые времена и те же самые временные вещи так, что, например, как в известный век философ Платон учил учеников в городе Афинах и в школе, называвшейся академией, так и за несметное число веков прежде через весьма обширные, но определённые периоды повторялись тот же Платон, тот же город, та же школа и те же ученики и впоследствии через бесчисленные века, должны повторяться».

          Здесь и далее цитаты из Августина с сайта: Блаженный Августин: О граде Божием. krotov.info›Вторая

  По Августину, время представляет из себя прямую, двигающуюся из прошлого в будущее, причем сотворенный богом мир имеет начало и конец. Начало – это первый день творения. Архиепископ  Джеймс Ашер  (1581 – 1656)  даже вычислил год, месяц, число и час: 22 октября по старому стилю 4004 года в 6 часов вечера. Доктор Джон Лайтфут, заместитель ректора Кембриджского университета, в 1859 году проверил расчеты  Ашера и внёс поправку: не 22-го,  а 23-го октября. В целом же, согласно иудео-христианской традиции,  божий мир насчитывает несколько тысяч лет, то есть, бог сотворил Вселенную  спустя примерно 65 миллионов лет после гибели динозавров. До сотворения мира, по Августину, время уже было,
 
«…хотя не состояло из часов, дней, месяцев и годов (ибо эти измерения пространства времени, обыкновенно и в собственном смысле называемые временами, начались с движения небесных светил, почему и Бог при творении их сказал: «Да будут светила на тверди небесной для освещения земли и ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЯ ОТ НОЧИ, и для знамений, и ВРЕМЁН, и ДНЕЙ, и ГОДОВ» (Быт. 1:14)…»

  То есть, до сотворения мира время  было, только измерять его было нечем, и бог, пока люди не изобрели часы, дал им солнце и луну (заодно уж пусть и Землю освещают днём и по ночам и знамения показывают) – больше они ни для чего иного не годятся. Что же  представляло из себя время до творения? Тут Блаженный автор честно сознается, что не знает:

  «Я прекрасно понимаю, что такое время, когда не задумываюсь об этом. Но когда задумаюсь, то совсем не могу понять, что же это такое - время».

  После Августина почти на два тысячелетия установилось представление о линейности времени, и великий Ньютон утверждал, что время ни от чего не зависит, то есть, существует объективно и течёт с постоянной скоростью всегда в одном направлении – из прошлого в будущее.
  Начало, как указывалось выше – это сотворение богом мира,  Адама и Евы и первое грехопадение. Конец – второе пришествие Христа, Страшный суд, награда праведникам – вечное блаженство в раю и наказание грешникам – вечные муки в аду. И когда это произойдет, время исчезнет:

«И клялся Живущим во веки веков (т. е богом. – В.Г.) […] что времени уже не будет».

                Откровение Иоанна Богослова, 10 : 5-6


  В учении Августина уже проступают зачатки идеи прогресса, эволюции, которая овладеет сознанием европейцев с XVII века, но прогресса, разумеется, в христианском смысле: греховное человечество должно совершенствоваться  и очищаться светом Христова учения. Смысл человеческой истории – в христианизации всего человечества.  Именно об этом христианском прогрессе пишет Августин, активно выступая против цикличного понимания времени и «суетного и безрассудного круговращения нечестивых»:
               
  «Но поелику это ложно, как гласит благочестие и доказывает истина (ибо она неложно обещает нам истинное блаженство, которое будет обеспечено навсегда и не будет прервано никаким несчастьем), то мы, следуя прямому пути, которым служит для нас Христос, направим, с помощью этого Вождя и Спасителя, свою веру и ум в сторону от суетного и безрассудного круговращения нечестивых. […] …душа посылается в мир для познания зла, чтобы, очистившись и освободившись от него, она, когда возвратится к Отцу, уже ничему подобному не подвергалась, то во сколько раз более должны мы отвращаться и удаляться от этой лжи, враждебной христианской вере? После же того, как эти кругообращения опровергнуты и ложь их доказана, никакая необходимость не вынуждает нас думать, будто нет начала времени, с которого появился род человеческий …»

   Отголоски христианского прогресса  слышны и в учении Маркса: пройдя все стадии развития (первобытно-общинный строй, феодализм, капитализм, социализм) человечество построит коммунизм – конечную цель человечества. Августин разделил историю на шесть периодов (пять из них связаны с ветхозаветной историей, шестой начался с первого пришествия Христа и закончится вторым пришествием со всеми вытекающими отсюда последствиями), то у Маркса их пять.

  Хотя на уровне обыденного сознания в наши дни господствует христианское, идущее от Августина, линейное восприятие времени, и его достаточно для повседневной жизни, на научном уровне такое понимание уже представляет из себя архаизм. Так, в повседневной нашей жизни мы видим поверхность Земли плоской, хотя на самом деле Земля  представляет из себя шар. В XX веке начинает рушиться миф о линейности времени. М. Вербицкий пишет:

  «Тезис о линейном устройстве времени ни на чём не основан, скорее всего, попросту неверен…».

                http: // www. mccme. ru/ -verbit/ EOWN2/fomenko.Html

  А Владимир  Вернадский отмечал:
  «Наука XX столетия находится в такой стадии, когда наступил момент изучения времени, так же как изучается материя и энергия, заполняющие пространство».
 
   Доктор  физико-математических наук Н.К. Козырев экспериментально исследовав свойства времени, подтвердил возможность его движения из будущего в прошлое. В СМИ и в интернете часто появляются сообщения о «заблудившихся во времени». Приведу одно из них:

  «Никого не может оставить равнодушным сообщение, которое напечатали многие газеты мира. 24 сентября 1990 года экипаж норвежского рыболовного траулера (капитан Карл Йорген Хае) обнаружил в Северной Атлантике айсберг, на котором находилась молодая женщина, одетая в платье по моде начала века. Её доставили на судно, и она заявила изумленной команде, что является пассажиркой… «Титаника» и чудом спаслась в ночь кораблекрушения. «Она была очень взволнована и время от времени впадала в истерику, - рапортовал капитан Хае. - Она считает, что после катастрофы прошли всего сутки, что сейчас 15 апреля 1912 года». Винни Коутс, так назвала себя спасенная, выглядела очень похудевшей, изможденной, но не постаревшей. Она утверждала, что вступила на борт «Титаника» в Англии, в Саутгемптоне, откуда лайнер отправился в роковое плавание. «В сумочке, которую она крепко держала в руках, мы обнаружили билет на «Титаник», — также рассказал капитан Хае - Женщина ни за что не хотела поверить, что с момента гибели корабля прошли десятки лет. Весь путь до Осло она устраивала истерики, требовала вернуть ее на «Титаник». Проверка документов в морских архивах Англии принесла сногсшибательное известие: действительно, в списках пассажиров «Титаника» значились имя и фамилия Винни Коутс».

       Тихоплав Виталий. Жизнь напрокат. e-libra.ru›read/204174-zhizn-naprokat.html

  Мы, конечно, вправе сомневаться в  правдивости подобной информации. Сенсации – прибыльный бизнес,  СМИ живут сенсациями, и когда сенсаций  не хватает, журналисты их просто выдумывают. Но я расскажу  историю, за достоверность которой ручаюсь, поскольку слышал её от очевидца – англичанки, свекрови моей дочери. Женщина она довольно приземлённая, мистикой и чертовщиной не интересуется, и  все её интересы замкнуты в сфере быта.
  До пенсии она работала в небольшом ресторанчике в городке Сент-Эдмунд. Зал ресторанчика украшали старинные часы, у которых целыми были лишь красивый резной корпус и циферблат без стрелок, механизма же внутри не было (когда я гостил в Англии, я видел эти часы – они к тому времени попали в исторический музей Сент-Эдмунда).
  Однажды в ресторанчик вошла женщина в одежде начала XX века и села у стены. В это время часы вдруг пошли. Посидев некоторое время, эта «гостья из прошлого» вышла. Свидетелями этого события были все находившиеся в зале.
  Объяснение подобным феноменам  может дать  математическая теория машины времени:

  «Современная теория машины времени предлагает, что ЧЕТЫРЁХМЕРНОЕ (здесь и далее выделено автором. – В.Г.) пространство-время, т.е. Мир нашей Вселенной, свёрнуто в тугую пружину, лежащую в ПЯТИМЕРНОМ пространстве. Путешествие в прошлое представляет собой временный «выход» из настоящего во всеобщем потоке времени за пределы НАШЕЙ местной струи времени и возврат его внутрь, но уже в прошлом, которое за счёт закрученности Вселенной в пружину лежит рядышком, близёхонько с настоящим».

              А.К.Гуц. Многовариантная история России.  oorgyf.cownoon.com›…akguc_mnogovariantnaya…rossii…

  Цикличность во времени, против которой восставал Августин, тоже существует и является предметом изучения науки. Цикличность, повторяемость в истории отмечал английский историк и философ истории Арнольд Тойнби. В статье «Повторяется ли история?» он приводит ряд повторяющихся  моментов в истории США, Великобритании, Германии и Канады и утверждает:

  «Если история человечества повторяется, то лишь в соответствии с общим ритмом Вселенной …»

              В кн. : «А. Дж. Тойнби. Цивилизация перед судом истории. fanread.ru›Книги›9816685

      Советский учёный Лев Гумилёв, автор пассионарной теории этногенеза во многом не был согласен с Тойнби, но они сходились в одном: повторяемость в истории связана с явлениями во Вселенной. Рождение нации, или, по Гумилеву этноса, вызывается  потоками энергий, идущими из Космоса. Ученый сравнил эти потоки с ударами плетью по поверхности земного шара, и в том месте, где появились «рубцы» от удара, начинается пассионарный (энергетический) взрыв, появляются пассионарии – люди с повышенной энергетикой, которые начинают энергично создавать новый этнос. В процессе своего существования этнос проходит пять фаз (подъём, акматическая фаза, надлом, инерция и обскурация), и с каждой фазой пассионарная энергия всё больше растрачивается, тает, и в последней фазе наступает старость и смерть этноса. В пределах жизни этноса история движется от фазы к фазе линейно, здесь можно согласиться с Августином, но в конце фазы обскурации жизнь человечества не прекращается и Страшный суд не наступает. На место умершего этноса приходит новый, и начинается новый цикл, подобный  циклам в природе: если год движется по кругу от весны до следующей весны, то человечество от фазы подъёма до следующего подъёма. Одной из своих книг Гумилёв дал характерное название: «Конец и вновь начало».
  Есть и другие теории цикличности истории, и все они связывают цикличность с космическими процессами. Например, английский учёный У. Джевонс ещё в конце в XIX века заметил, что колебания экономической активности капиталистического хозяйства вызывают изменения солнечной активности. Советский учёный Н.Д. Кондратьев в 1923 – 1928-е годы выявил, что общемировая экономическая активность колеблется в интервале  около 40- 60 лет.
 
  Августин отрицает идею цикличного движения истории по кругу и утверждает идею движения по прямой, как в школьной задачке по арифметике,  из пункта А (творение) поезд времени движется к пункту Б (Страшный Суд), после которого уже не будет движения ни по кругу, ни по прямой, и времени не будет, как утверждал  Иоанн Богослов, а будет вечная статика: одним вечно блаженствовать в раю, другим вечно мучиться в аду.
  Но действительно ли такой положение будет статичным? Августин не подозревает, что он  действует в соответствии с законом, известном со времён Гегеля как закон отрицания отрицания, или закон трех отрицаний. Он отрицает  старое представление и выдвигает  новое, утверждает переход из одного качественного состояния в другое, вместо тезиса утверждает антитезис.
  Гегель поясняет закон отрицания отрицания на таком наглядном примере. Зерно овса, посеянное в землю, дав росток, умирает. Появившееся растение отрицает зерно - это тезис, первое отрицание. Растение даст новые зёрна овса, но само при этом отомрёт. Это антитезис, отрицание отрицания. Причем на место одного умершего зерна появится много зёрен, то есть, пройдя через процесс отрицания отрицания, овес не только возвратится к прежнему состоянию – зерну, но и количественно изменится. В этом суть диалектики: не просто отрицание прежнего качества объекта  и смена его на противоречащее по принципу «или-или», а отрицание отрицания, когда пройдя через двойное отрицание, объект возвращается к прежнему состоянию, приобретя новые свойства (об этом подробно см. Приложение в конце текста).
  Августин, произведя отрицание (отрицание цикличности времени), запустил процесс отрицания отрицания, и на следующей стадии его тезис будет разрушен антитезисом, который заложен… в самой Библии.
  Когда мир был сотворён богом, началось прогрессивное движение человечества по прямой от греховности к праведности. Конечная станция – Страшный суд. Так?  И  вот все распределены по заслугам: праведники в раю, грешники в аду. И тут, к изумлению Августина, происходит отрицание его отрицания. После Страшного суда ведь произойдёт не что иное, как  «возвращение на КРУГИ своя» - в рай, из которого когда-то бог изгнал первых людей. Откуда выехали, туда и приехали. Так ведь? Но люди вернутся не прежними грешными  «адамами» и «евами», а праведниками, то есть, согласно  закону отрицания отрицания,   духовно преображёнными. Они останутся людьми, но качественно изменятся.
Да и сам рай уже не будет прежним ветхозаветным раем в Едеме,  в котором пребывали Адам и Ева, это уже будет небесный Иерусалим, о котором поведал Иоанн Богослов в Откровении. Там, как и в Едемском рае, буде древо познания добра и зла, но  будет и чудесный город, в котором предстоит вечно пребывать праведникам. И в городе том, украшенном драгоценными камнями и жемчугом, по  улицам  из чистого золота «как прозрачное стекло»,  будут гулять «спасённые народы». Ничего этого в ветхозаветном раю не было. А древо жизни  будет плодоносить каждый месяц «двенадцать раз». Ночи в том городе не будет,  всегда будет светло, как во время белых ночей в Петербурге, но если древо плодоносит  каждый месяц, и месяцев тех столько, сколько в году – двенадцать, стало быть, время там есть, и древо, кроме того, что обеспечивает праведных жителей плодами познания, выполняет ещё и функцию календаря. Созрел новый урожай – и праведники понимают: месяц прошёл; ещё один урожай собрали – два месяца прошло, двенадцать урожаев насчитали – пора Новый год встречать.  И снова по кругу: через месяц новый урожай, и т.д, и т.д.  «Конец и вновь начало» (Л.Гумилёв),  «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться» (Екклесиаст). Древо, по словам Иоанна, плодоносящее двенадцать раз в году, противоречит его же утверждению: «И клялся […] что времени уже не будет».
  Таким образом, Библия, если вчитаться и вдуматься в её мифы, служит прекрасной иллюстрацией закона отрицания отрицания, согласно которому история не круг и не прямая, а спираль. 

Христианство, отринувшее язычество греческой и римской культуры, в том числе и её понимание времени,  внесло понятие прогресса в специфически христианском понимании, и всё средневековье жило в постоянном ожидании, что «конец времён» вот-вот наступит. Согласно закону трёх отрицаний, это было первое отрицание, тезис. Культура Нового времени была третьим отрицанием, антитезисом, и коммунизм Нового времени был отрицанием христианского коммунизма и возвращением к коммунизму античному, но, естественно, качественно обновленному. Об этом пойдёт речь в следующей, четвёртой главе.

                Продолжение следует

ПРИМЕЧАНИЕ:
  «Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового — новейшим, в результате чего развитие сочетает преемственность и цикличность.
Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, становится качественно иным и неизбежно достигает стадии отрицания. Полное отрицание — это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет начала и конца. Отрицание может проявляться в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.
Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются полезные свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет возможность скачка.
Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление превращается в свое отрицание (первая фаза); потом опять происходит отрицание (вторая фаза); в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии восходящего движения объект возвращается к исходному состоянию, но на другом, более высоком уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.
Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового состояния объекта в развитии, их борьбу и взаимное превращение друг в друга. Всякое возникающее новое состояние (свойство) рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе самих себя, никуда не деться от отрицания старых свойств, связей и приобретения прямо противоположных, новых состояний. Старое - это разрушающиеся элементы и связи, влекущие разрушение исходного состояния всей системы, снижение ее исходных функциональных возможностей. Новое — это элементы и связи, которые преобразуют систему в целом, изменяют ее функциональные возможности.
Законы диалектического развития обладают специфичностью и не сводятся друг к другу, но они взаимосвязаны, дополняют друг друга. Развитие есть разрешение противоречий, оно же есть смена качественного состояния, оно же есть диалектическое отрицание старого новым».

Закон отрицания отрицания. Закон трех отрицаний. grandars.ru›Философия›