Гаспаров и Брюсов. О Логаэдах. Ч. 1. Гликоней

Рихард Мор 2

Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха (2-е издание, 2003).
§15 Эолийская силлабометрика. {стр. 48}

... Силлабо-метрическая стадия развития античного стиха -- это так называемая эолийская метризованная силлабика. Это лирические размеры, разработанные в VII-VI вв. до н.э. на острове Лесбосе поэтами, писавшими на эолийском диалекте (самые знаменитые из них -- Алкей и Сапфо), и опиравшиеся на традицию не дошедшего до нас народного песенного стиха. {Интересно, а где не так?} Потом круг этих размеров был немного пополнен позднейшими греческими поэтами, а потом они были воспроизведены по-латыни Горацием и отчасти Катуллом. Традиция их перевода на русский язык установилась в начале ХХ в.: долгие слоги (отсутствующие в русском языке {а в русском народном песенном стихе?}) передаются ударными слогами, краткие -- безударными. Такие размеры назывались "логаэдами" (по-гречески "прозо-песенные", что указывало на их внутреннюю неоднородность) и в традиционной метрике определялись как размеры, состоящие из неоднородных стоп.


Валерий Брюсов. НАУКА О СТИХЕ. Метрика и Ритмика. [Первое издание] 1919 г.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОТДЕЛ ШЕСТОЙ. [стр. 100]
Сложные метры.
1. Общий характер метров.
...
IIа. Дактиле-хореические логаэды определённой последовательности...:
1) аристофаник и алкеев семисложник,
2) алкеев десятисложник.
3) архилохий.

IIб.  Хорео-дактиле-хореические логаэды той же последовательности...:
4) ферекратей,
5) гликоней,
6) фалехов одиннадцатисложник,
7) алкеев одиннадцатисложник.

IIс. Асклепиадовы [метры]:
8) меньший,
9) больший.

IId. Сапфические [метры]:
10) меньший,
11) больший.

III Асинартеты:
1) элегиямб [3-стопный Дактиль, м -- в первой строке; и 4-стопный Ямб, во второй строке]
2) ямбэлег [тоже самое только наоборот]


Я.

Итак, Логаэды "в традиционной метрике" определялись не просто "как размеры, состоящие из неоднородных стоп.", а, в зависимости от начала строки, они были Дактиле-хореические и Хорео-дактиле-хореические. И состояли (по древнегреческой метрике) не просто из неоднородных стоп, а ИЗ ДВУХ СТОП.


Гаспаров М.Л.

Но эта терминология -- поздняя, первоначально же размеры эти не разлагались на стопы, единицей ритма считалась целая строка, и назывались эти строчные размеры по именам поэтов, которые пользовались ими раньше других или больше других: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, гликоней, ферекратей, асклепиадов стих; только самый короткий, адоний, назывался так по ритму ритуального припева "Умер Адонис!"{И ВСЁ?!} Именно эти эолийские размеры взял в своё время Мейе для сравнения с ведическим ануштубхом, триштубхом и джагати и этим сдвинул с мёртвой точки изучение истоков греческого стиха. Это изучение дало к нашему времени приблизительно такую картину:

(ануштубх)
хххх  о1ох
гликоней
хх1о  о1ох

Короткий общеиндоевропейский стих, 8-сложник, дал, как мы помним, в ведической метрике размер ануштубх: 4 произвольных {х} слога и потом не-женская квантитативная концовка. {х -- удар или долгий удар} В эолийской метрике урегулирование этого размера пошло ещё на два шага от концовки к началу: предконцовочный слог {4-й} стал тоже кратким {безударным}, а предшествующий ему -- долгим. {Третий слог стал ударным}. Получилась последовательность:

хх1оо1ох
Всеблаги`м небожи`телям...

{Неудачный пример 2-стопного Анапеста с дактилическим окончанием. Потому что в этом примере ни о какой долготности последнего слога не может быть и речи, -- ибо не лепо. Ну например:

Тут шеломы как жар горят
Всеблагим небожителям}


Брюсов В.Я.
§80
2. Гликоней.

...сложный метр, образуемый 1) стопой хорея или спондея; 2) стопой дактиля и 3) последующими двумя стопами хорея с мужским ... окончанием. ... Пример:

Ничего не забыто здесь.
(В. И.)
Тут шеломы как жар горят.

Ритмически метр в русском стихе обращается в 2-стопный анапест с дактилическим окончанием и постоянной ипостасой 1-ой стопы амфимакром. Примеры:

Мы вдвоём позабыли мир.
(Бр.)
Нас качает томление.


Я.

Во-первых, очень странно, что Гаспаров забыл упомянуть и 2-стопный Дактиль с женским окончанием, -- который Адоний, и Ан2д, -- который может быть Гликонеем; такое чувство, что и не надо было, -- а зачем, да? -- мелочи всё это. Мы ведь за эолийскую силлабометрику рассказываем. Забегая чуть вперёд, скажу, что, Гаспаров и дальше будет продолжать не замечать в упор этих существенных деталей. Что само по себе уже настораживает. Хотя, кто-нибудь скажет, что это смешно. Что ж посмеюсь и я. Позже. А пока

Для такого вот примера Гликонея и Гликонея (Ан2д), прошу любить и жаловать, стараниями наших переводчиков: "Гимн Диане" Катулла  http://www.stihi.ru/2013/11/18/3497  . Где, кстати, снова забегая чуть вперёд, скажу, что, в конце каждого 4-стишия представлен ещё один логаэдический Метр (о котором в следующем эссе): Ферекратей; которого преимущественно заменяет 2-стопный Анапест, с женским окончанием.

Продолжение...