Кто или что убило Mарину Цветаеву

Ирина Гончарова1
Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

М. Цветаева

В руках держу книгу Елены Оскаровны Айзенштейн СНЫ ЦВЕТАЕВОЙ, Академический проект, 2003 г., СПб. Есть о чем поговорить! Марина Ивановна была великим «сновидцем»!

Но мне хотелось бы взять цитату, говорящую о многом, в частности, о … ее добровольном уходе из жизни. Не ищите виновных: ни Мур, ее сын Георгий, которого она любила больше жизни и всех на свете, но с которым отношения были более, чем сложными (не верьте слухам и сплетням об инцесте; я читала дневники Мура, два тома – очень сложный характер, весь в мать! Он погиб девственником!). Ни СП СССР, отказавшийся помогать Цветаевой и в работе в качестве посудомойки. Ни гибель Сережи, Сергея Эфрона, ее мужа и воображаемая ею гибель Али, Ариадны Эфрон, старшей дочери, единственной «оставшейся от аллеи» (по Цветаевой из ее стихотворения ТОСКА ПО РОДИНЕ) в живых  - никто и ничто из перечисленного не толкнуло бы ее на такое действие, если бы….

«…В 1934 году Цветаева написала о своем творчестве: «Мои стихи сейчас – посл<еднее> арпеджио какого-то великого раската. Я еще все могу, но мне ничего не нужно». Вот трагедия для поэта ее калибра! Все остальное для такого поэта – суета сует….

Волна, раскат, ее сущность спадали…. А в Союзе под ударами судьбы этот “океан” постепенно высыхал, превращаясь в Арал и – в пустыню…. Поэтическая страсть превратилась в горькую соль жизни. Писавшей еще в ранней юности:

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите.
За то, что я умру.

Марина Цветаева. Уж сколько их упало в эту бездну...

Марина Цветаева, 1930 г. Художник А. Билис