О Ритмике гендекасиллабов Сапфо Фалеха и Алкея

Рихард Мор 2
Фалех:
1
Те, что ночь напролёт я пил как струи. (с)

Сапфо:
2
На святых горах от владыки мира. (с)

Алкей:
3
Мелькают маски, бледные тени снов. (с)

Так вот, все эти три Метра, -- совершенно разные по Ритмике.

1 Преимущественно, Фалех (с цезурой после третьей стопы) -- ТРЁХударный. -- оо1оо1^о1о1о, 2-стопный Анапест^и Диямб... (о1_о1`...) с акцентом удара на 10 слог. При женской цезуре, Фалех, это 2-стопный Анапест с женским окончанием^и Дихорей.

При условии сдвига цезуры, Фалех, превращается в 2-стопный Хорей с дактилическим окончанием (а не Х3м, как утверждал Брюсов) ^ и 3-стопный Хорей (который вообще-то 2-стопный 1-й Пеон с женским окончанием. Или мужским*) 1о1оо^1о1о1о:
*
Здравствуй, новенький. ^ Как твои дела? (с)
1о1оо^1о0о1

Оттого, Фалех, зачастую взаимодействует с 5-стопным Хореем...:

Что – мои? День в день, всё одно. (с)
1_о1 11 0_о1

Только не надо к Фалеху присылать Гликонея с дактилическим окончанием:

Знаешь, я тебя где-то видела... (с)
1о 1_о0 1-о 1оо

Не разводите киселей. При одинаковом слоговом объёме,
1о1оо1о0о1
1о1о01о1оо
вот уж действительно, кто вообще друг другу не друзья так это Фалех с Гликонеем (дактилическим).

Почему Брюсов, говоря о перенесении цезуры, сказал о Х6 с липометрией, и в качестве примера привёл Сапфо:

Майи сын тебя мне велит восславить. (В. И.)

а, не:

Плачьте Венеры все и все Аморы

сказать затрудняюсь. Если только: Не надо валять Ваньку, Валерий Яковлевич. Чай, мы уже выросли из яселек. И, ваш пример стиха Вячеслава Иванова, это Сапфо, и только

2 Сапфо, которая преимущественно, обходится -- 4-мя ударами, -- оо1о1^оо1о1о, -- при мужской цезуре, это, 3-стопный Хорей с мужским окончанием^и 3-стопный Хорей. При женской^ -- 3-стопный Хорей^и 2-стопный Ямб с женским окончанием. При дактилической^ -- Х3д^Х2. То есть без всяких Диямбов и Дихореев. В том и большая разница, между Фалехом и Сапфо.

3 Алкей, преимущественно всегда 5-ти ударен.
о1о1^о1оо1о1
о1о1о^1оо1о1
о1о1о1^оо1о1
о1о1о1о^о1о1
о1о1о1оо^1о1

В зависимости от взаимодействия слов в строке, Алкей может быть 2^3 и 3^2. Например:

Мелькают маски^бледные тени снов -- 2^3

и

Мелькают маски солнца^в тени веков -- 3^2

Вот этот, второй вариант Алкея 3^2, при условии 5-ударности Сапфо греет ей уши:

Мелькают маски солнца^в тени веков
Жизнь уходит грозной^играя вновь

По известной причине, да?
А так-то, они такие же пара, как самогон с самоваром.

Почему, у древних греков, в Алкее не было цезуры после третьего удара, сказать затрудняюсь.

Теперь же, хочется рассказать вам сказочку, как дывчина Сапфо делает из пьяницы и дебошира Фалеха, галантного (ну если тильки трохи) кавалера; а из философствующего созерцателя Алкея, грозного (?) кабальероса.

1 Итак часть первая. Сапфо -- Фалех.

Только в одном случае эти противоположности могут быть вместе, когда Фалех включает у себя чёткий восьмой удар:

Ну зачем же так_пла`чешь пло`ть созвучий
Воскресав в душе` воскреса`й живи
12345678
оо1оо1о1о1о
оо1о1оо1о1

То есть Фалех (говоря по другому), ритмически тем и отличается (существенно) от Сапфо, что этого 8 удара у него попросту нет, ибо он, как часть к главному -- десятому (то есть он, как бы скользит к нему):

Ах ты бездарь камаринский мужик
День и ночь напролёт бухать_привык
12345678
1о1оо1ооо1
1о1оо1о0о1

А вот здесь:

На крутых горах у владыки пира
оо1о1оо1о1о
Возлияние грех сказало пиво
оо1оо1о1о1о

Только так, и не иначе. Без всяких тильки. Иначе, к Сапфо не подходи.

Понятное дело, что эротоман и дебошир Фалех ни каким ветром не приходит к философствующему созерцателю Алкею. Тут даже вообще ничего общего. Гусь лебедю не товарищ.

2 Часть вторая, Сапфо -- Алкей.

Итак, наша бойкая дывчина Сапфо, -- и кто бы мог подумать да? -- равно не переносит, как пьяниц, так и философов. Но. Как бы там ни было, а и у нашего философа есть шанс поближе подойти к Сапфо, -- если он вдруг включит у себя 4 удар:

Побереги`сь же дерзкая девка дядю
На святых горах я владыка мира
ооо1о1оо1о1о
оо1о1оо1о1о

Всё. О другом случае, я уже говорил. Ну может гад философствующий, присесть науши бедной дывчине. Раз в столетие, как говорится, и палка стреляе.

Вобщем и целом, продолжая в том же сказочном ритме, выкинув палочку, наша дывчина Сапфо делает из дебошира Фалеха сурьёзного и где-то галантного кавалера, а из созерцающего философа Алкея, -- грозного кабальероса. В том смысле, что только таких она подпускает к себе. Где, в той или иной степени тяготеет к кавалеру. Но, не думаю, что кабальерос Алкей, был бы против. Потому что, в той или иной степени, такой Алкей, получивший 4-й удар, вдруг -- обнаруживает у себя 1-й. А с ним, он очень даже пластичен:
"
Если сорвётся, бездна откроет рот,
шумно зевнёт, маленький мир проглотит.
Морю не страшно. Море собой живёт
В ритме извечном, бывшем до всех мелодий.
"
(с)

Вот и сказке конец, а кто слушал, -- молодец!(с)