Ведический Метр Триштубх и его? проекции

Рихард Мор 2
ТРИШТУБХ.

Итак, ещё раз. Цитирую Гаспарова: "Мы помним, что в ведической метрике этот 11-сложник дал размер триштубх: 4 произвольных слога, потом 3 слога с обязательными
двумя краткими подряд и потом женская концовка."
а)
хххх  оох  1о1х
б)
хххх  хоо  1о1х

1)
И снова жизнь бороздит дни и ночи
о1о1оо10о1о

о1 о1 оо1 оо1 о -- Ямбо-ямбо-анапестный логаэд...

2)
Вишнёвые лампы и стёкла в бане(с)
о1оо1оо1о1о

о1 оо1 оо1 о1 о -- Ямбо-анапестный логаэд...

3)
Дождливым утром я гулял по парку
о1о1ооо1о1о

о1 о1 оо о1 о1 о -- 4-я форма 5-стопного Ямба...

4)
Моя жизнь снова уйдёт в дни и ночи
а)
о010оо10о1о

о0 10 оо 10о 1о -- Призрак. Хоре-дактилический логаэд.

б)
о011оо10о1о

о0 11 оо1 0о1 о -- Ямбо-ямбо-анапест...

5)
Моей жизни бороздить дни и ночи
о01ооо10о1о

о0 1о оо 10о 1о -- Призрак. ХД.

****
Плачьте Венеры все и все Аморы (с)
1о1оооо1о1о

1о 1оо оо 1о 1о -- Фалех-Сапфо. ХД.

Колыхается океан ненастный (с)
оо1оооо1о1о

оо 1о ооо 1о 1о -- ХД. Сапфо-Фалех.

В моей жизни одни лишь дни и ночи
о01оо100о1о

о0 1оо 10 0о 1о -- Фалех. ХД.

Здесь дядя Фрейд канканы повсеместно(с)
10о1о1ооо1о

10о 1о 1о оо 1о -- Ямебей_11. ДХ.
****

6)
Здравствуй печальная жизнь дня и ночи
1оо1оо10о1о

1оо 1оо 10о 1о -- 4-стопный Дактиль...

7)
Здравствуй здравствуй жизнь моя дня и ночи
1о1о1о01о1о

1о 1о 1о0 1о 1о -- Сапфо. ХД.

И, вроде как всё. Итак, что получается. Чётко: Ямбо-ямбо-анапест, -- 1); и Ямбо-анапест, -- 2).
Чётко: Сапфо, -- 7); и чем кто не шутит, Призрак, -- 4), 5); где по ритмике к Призраку прилетает Фалех-Сапфо; хотя, скорее по совместной 1о1оооо1о1о схемке с Сапфо. Вот опять же этот 8 удар, вышибает Призрак из седла Триштубха,

Моей жизни бороздить ДНИ и ночи

Потому что 8 удар хоть и приходится на ДНИ, но они атонируются НОЧАМИ. То есть дни теряют своё ударение. Но, у ведийских метристов (или у кого там?) на 8 слоге стоит чёткий удар. Не понятно. Зато общие схемки Сапфо и Фалеха, запросто подходят:

Плачьте Венеры все и ВСЕ и Аморы

Колыхается океан ненастный

Вобщем, всё довольно запутанно.

Ямебей_11, -- Дактиле-хореический логаэд, в принципе тоже мог быть в этой компании. Смеюсь. Ведь именно он, её возглавляет. По Метру:

1001о1о1о1о Я_ДХ
1о1001о1о1о Ф_ХД
1о1о1001о1о С_ХД
1о1о1о1001о П_ХД

Далее, 5-стопный Ямб... к Ямебею_11. Или (смеюсь) скорее наоборот. Потому что 4-я форма 5-стопного Ямба... подходит до схемки Триштубха. В отличие от схемки 4-стопного Дактиля... (где тоже проблема с атонацией 8 удара), тем не менее и скорее всего Д4... контактирует с Сапфо. Как и Ямбо-анапест. А Я-ямбо-анапест ближе всё таки к Призраку. Вот собственно и всё. Нет. В связи со многими неувязочками, всё таки надо ещё раз выделить самые чёткие Метры в соответствии с ведийскими схемками:

а1) 5-стопный ХД Логаэд. Фалех-Сапфо.

хххх / оох / 1о1х
Плачьте Венеры все и все Аморы
1о1о / ооо / 1о1о

а2) 5-стопный ХД логаэд. Сапфо-Фалех.

хххх / оох / 1о1х
Колыхается океан ненастный
оо1о / ооо / 1о1о

б1) 4-стопный ЯА(А/ДХ) Логаэд.

хххх / хоо / 1о1х
Вишнёвые лампы и стёкла в бане
о1оо / 1оо / 1о1о

б2) 5-стопный ХД Логаэд. Сапфо.

хххх / хоо / 1о1х
Богу равным кажется мне по счастью (с)
0о1о / 1оо / 1о1о

Итак, это два логаэдических Метра, -- Хоредактиль и Ямбоанапест, где первый образует три Размера. Один главный, Сапфический и две его формы. Причём, эти формы подходят до схемки а) хххх / оох / 1о1х -- коварной схемки. Потому что во второй её части невозможно (?) поставить удар на третий слог .../оох/... чтобы не вышибить следующий первый в третьей её части .../.../1о1х, который, по схемке является ударным -- 1, а не произвольным, -- х. Ещё раз пример:

И сно`ва жи`знь борозди`т ДНИ_и но`чи
12345678
о1о1оо10о1о

На слово ДНИ приходится 8 удар, но лучший Ритм, без него.

Вобщем, по схемке а) ничего не выходит, как оставлять безударной вторую часть.

По схемке б) всё чётко. Два Логаэда, идут как по маслу. О Сапфо говорил. Теперь о Ямбоанапесте, который при расписывании Анакрузы волшебным образом превращается в А/ДХ:

о1оо1оо1о1о

о1 оо1 оо1 о1 о -- ЯА

о / 1оо 1оо 1о 1о -- А/ДХ

А "Девушка пела в церковном хоре"(с):
Вишнёвые лампы и стёкла в бане.

Да, да это, ЯА_Алкей_10.

Напоследок, хочется ещё раз упомянуть о 5-стопном Ямбе... и Ямебее. Это постоянный пропуск 3 удара:

Нам дядя Фрейд не позволяет плакать
О подсознании гутарит днями

Нет, чтобы написать:

О подсознании гутарит день и ночь

Я должен выдерживать схемку...

Вот собственно и всё. Итак, получается, если верить Гаспарову, то основным эолийским Метром похожим на ведический Триштубх, был действительно Сапфический. Правда, не считая общих форм Сапфо и Фалеха, что делать с Ямбоанапестом? Вот что с ним делать?

Впрочем, если говорить о Ямбо-анапесте и Ямбо-ямбо-анапесте, то их, древние греки, если верить Брюсову, расписывали с Анакрузой. Что ж, поэтому наверное... и хватит.