Саади. Гулистан. - 8

Амонов Далер
Рассказ из «Гулистана»

Увидал я сына богача, который сидел у могилы своего отца и спорил с сыном дервиша (бедняка):
- Склеп моего отца сделан из камня, надгробие цветное, пол мраморный, а кирпич бирюзовый. Он совсем не похож на могилу твоего отца, где несколько кирпичей положены друг на друга и чуть посыпаны землей.
Услышав это, сын дервиша сказал:
- Пока твой отец шевельнется под этими тяжелыми камнями, мой отец уже давно будет в Раю.

Бейт:
Тот, на кого возложено меньше будет,
Свободнее себя в делах своих ведет.

Суть:
Богатство служит для спокойной жизни, а жизнь не дается для накопления богатств! У одного мудреца спросили:
- Кто счастлив и что такое несчастье?
Он ответил:
Счастлив тот, который употреблял и сеял, несчастлив тот, кто умер и оставил (так и не использовав умер).
Два человека зря страдали и без пользы старались: тот, кто накопил богатства и не употребил их, и тот, кто изучил науку и не действовал (используя полученные знания).

Маснави:
Наук хоть много ты освоишь в жизни,
Коль действий нет, невеждой ты остался.
Учителем, ученым не бывает,
Осел, что с книгами везде шатался.
Пустоголовому ослу откуда знать,
Дрова иль книги повезти он взялся.

Неправедный ученый подобен слепому с факелом!

Бейт:
Кто жизнь свою зазря провел, тот злато
Потратил, но не приобрел так ничего.


Оригинал и подстрочник бейта №1:
Хар ки камтар нихад бар вай бор,
Бешак осудатар кунад рафтор.
Тот человек, на которого возложено будет меньше,
Несомненно, спокойнее (свободнее) будет поступать. 

Оригинал и подстрочник маснави:
Илм чандон ки бештар хони,
Чун амал дар ту нест, нодони.
На мударрис бувад, на донишманд,
Чорпое бар у китобе чанд.
Он тихимагзро чи илму хабар,
Ки бар у хезум аст ё дафтар?

Хоть ты много будешь изучать науку,
Если нет у тебя действий, то ты невежда.
Не является учителем или ученым,
Осел, на котором несколько книг.
Этому пустоголовому откуда знать,
На спине у него дрова или тетради?

Оригинал и подстрочник бейта №2:
Бефоида хар ки умр дарбохт,
Чизе нахариду зар бияндохт.
Тот человек, который без пользы провел свою жизнь,
Он словно не купив ничего, потратил свое золото.
05.09.2015


Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази (1210-1291) — великий персидско-таджикский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма. Творческое направление – исламский мистицизм, этика. Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, причём в качестве поучительных примеров очень часто пользовался личными воспоминаниями из своей скитальческой жизни. 
В 1257 г. он написал поэтический трактат "Бустан" («Плодовый сад»), где в десяти главах стихами изложена суфийская философия и этика, подкрепляемая занимательными притчами и рассказами. По глубине поэтического чувства и по высоте нравственных идей «Бустан» — одно из величайших произведений всей суфийской литературы. Однако не «Бустан», а "Гулистан" (= «Цветочный сад» — писан прозой вперемежку со стихами, в 1258г.). «Гулистан» имеет своеобразную прелесть народности, потому что пересыпан множеством пословиц и поговорок.