Лига чемпионов 2012-2014. Итоги. Борис Панкин

Золотой Пегас
===
Борис Панкин. Комментарии и оценки
=============================

Стихи специально не гуглил. Где чьё не знаю. Так что, если конкурсантов это утешит, мои оценки относятся только к конкретным представленным стихотворениям. И ещё, дорогие авторы, по моему мнению, чрезмерное увлечение конкурсами искажает восприятие околопоэтической реальности и подменяет "величие замысла", которое должно быть у каждого поэта (вы ведь все здесь поэты не так ли, иначе зачем вы вообще в этот блудняк вписались?) на цели сиюминутные и никчёмные - выиграть ещё один типа конкурс и потешить тем самым своё чрезмерно ранимое эго. Подумайте над этим, особенно те, кого мои оценки смертельно обидели.

Места
======

1 - №4
2 - №6
3 - №5
4 - №3
5 - №1
6 - №2
7 - №7
8 - №8

Комментарии
===========


1. А если знать...

А если знать, что будущего нет,
Что «завтра» не наступит, словно кто-то
С маниакальной страстью идиота
Для всех одновременно тушит свет…

А если наших «планов громадьё»
Бессмысленно? Уже мелькают титры
И рвется кинопленка… Блеском бритвы –
Мелькнет над нами смерти остриё.

И этот ежедневник на столе
С расписанными встречами, звонками,
Растрепанная книжка Мураками
И кошка, задремавшая в тепле,

И недопитый чай. И черновик,
Исчерканный безбожно - рифмы, строчки… -
Всё кончится. Мир съежится. До точки.
А ты к нему почти уже привык…


============

Стихотворение состоящее из половины мысли. "А если знать", что ты завтра кони двинешь, что всё лишено смысла, то что? Нет ответа. Полмысли на 16 строк не маловато ли? И потом эта неряшливость в разворачивании этой полумысли. Как автор представляет себе маниакальную страсть идиота, притянутого сюда явно ради рифмы? Идиотия, между прочим, - это врождённое слабоумие. Идиот не способен к целенаправленным действиям и сильным эмоциям. Описание повседневных занятий лиргероя навевает именно что ощущение бессмысленности его существования. Да и Мураками давно уже не в тренде. Концовка провальная. Садитесь: два.

============

___________________________________________________

2. Армагед-год

Тихо ползи, гадюка, по склону холма.
Там на вершине миру придёт лох-несс.
Будет поруха свальная тьмой полна,
а в остальном без галстуков, но не бес...

Бестия в тёмном в полночь задумал путч.
Бледные кони рвутся с поводьев в ночь.
Стае клевретов скопище грозных туч
велено без разбора к холму сволочь.

Бледные всадники медлят, молчит трубач,
Бестия ждёт, в руках растирает прах.
Только скажи, и кони сорвутся вскачь,
Сея в подлунном мире и смерть, и страх.

Тихо ползи, гадюка, поспешность — ложь.
Там впереди судьба не в своём уме.
Тихо ползи гадюка, пока ползёшь,
Бледные кони останутся на холме.

===============
При чём здесь Япония или б. Стругацкие в первой строчке, к чему они? Как этот парафраз соотносится с дальнейшим развитием стихотворения? Или это намёк на трагическую судьбу Вещего Олега? Лох-несс (озеро, кстати, а не чудовище) в смысле глобального экономического кризиса наполненного тьмой, это свежо, но скорее удивляет и стопорит чтение, чем работает на целостность картинки. Четвёртую строку я так понять и не смог. Кто без галстуков-то? Гадюка? - ну, это кагбе очевидно, гадюки галстуков не носят.

И, кстати, из дальнейшего повествования, складывается впечатление, что автор описывает не всадников апокалипсиса, а всадников и коней, либо страдающих малокровием, либо напуганных гадюкой до усрачки.

В общем каша в голове у автора, и неумение внятно излагать свои мысли. Садитесь: два с двумя минусами.

===============

__________________________________________

3. Конец фантазии

Если падаешь в пропасть, успей насладиться эхом –
А, иначе, зачем тебе поле неспелой ржи?
Проставляются клоуны: цирк втихаря уехал.
Миражи за окном, третьесортные миражи.

Из стекла и бетона. И мусорных баков между.
Собери себе прошлое – вылюби и гордись.
Бог не фраер, он видит, как, пряча в кулак усмешку,
Вдоль забитых парковок проходит пустая жизнь.

В нефильтрованном воздухе плавают злые птицы.
Отражаются ужасы в зеркале коньяка.
Почему-то не спится, которую ночь не спится.
Сплин приходит на помощь и мнёт тишине бока.

Но пустеет бокал и пластинка хрипит бронхитно.
Ничего не осталось – осталось сойти с ума.
Это просто конец фантазии. Вот и титры.
В них всего одно имя. Придумай его сама.

===========

В этом стихотворении автор демонстрирует своё знание творческого наследия группы "Сплин", а не свою начитанность, как это могло показаться вначале, и знание условно народных поговорок. Лиргерой автора беспросветно бухает в третьесортном городе под третьесортую музычку по ночам, причём допивается до того, что ему мерещатся птицы в нефильтрованном пиве, которым он, видимо, в невыносимом одиночестве запивает дешёвую конину, воняющую клопами. И всё это оттого, что жизнь-то, оказывается, прошла, и другой не будет. Банально и скушно. Садитесь, автор, тоже - два.

===========

__________________________________________

4. Кружева

Солнце в тучи закатилось и спряталось,
Чтоб немного отдохнуть в холодке,
На скамейке курит Клавка Подрядова
 И тоскует о своём "далеке"

Беды горками, а радостей с горсточку:
Не живёт здесь - выживает едва,
На прикупленной по случаю кофточке
 Замусолены давно кружева.

Клавке грезится село незабытое,
Где мостки и деревянный паром,
Где приезжие - большое событие,
И родни где, почитай, сто дворов.

Где закаты пахнут скошенным клевером,
И журчит о чём-то важном родник...
Где металась между мужем и деверем
 Да сбежала от себя и от них.

Изодрали душу в клочья - не сшить её,
Тошно жить теперь с такой - всё не в прок...
Клавка топает домой в общежитие,
Где заначен для закуски сырок.

==========

Хорошее стихотворение. Внятное и цельное. Могу придраться только к последней строке, какая-то она несуразная. Думаю, автору стоит ещё над этим стихотворением помедитировать и, таки, усилить концовку. Пять с минусом, автор.


________________________________________________

5. слово и слова

-1-

каждый его распинал: "уходи",
думая "не уйдёт".
все оправданья "один, един…"
бьются о книжный лёд
рыбами, что разучились петь,
но продолжают жить,
чтобы заполнить собой пробел
на сковородке лжи.

-2-

свобода смотрит на воробушка
и шепчет ласково: "орёл".
живи-живи, моя хворобушка,
пока трамвайчик не пришёл.
пока рассвет наточит ножики,
питайся светом фонарей.
люби-люби, моя хорошая,
кого-нибудь погорячей.

-3-

что может быть нежней пчелы,
звенящей в горле?!
гори, гори звезда полынь
слепцам на горе.

вода давно уже горька,
а пьют не морщась.
моя река, твоя река –
кому-то помощь.

моя трава, твоя трава –
кому-то правда.
уходит в землю караван
по шатким датам.

но вот затренькает трамвай
в страстную среду
и пассажирами слова
в туман уедут.

-4-

он говорил: "встань и иди".
я вставала, шла.
он окрестил: "ты – без рифмы стих".
я верила, что бела.
он убеждал: "ты – можешь".
и я, словно мул, могла.
он что-то кричал из ложи,
наверно, "люби, гала!".
другие рукоплескали,
он прятал обрубки крыл.
я стала немою сталью,
а он говорил, говорил...

-5-

лохматые твари выходят из леса,
бредут по горячей траве.
бессонные бесы готовы зарезать
любого в моей голове,
кто бьётся в тоске о стеклянные стены,
кто хочет со мной говорить.
я этих зверей задушу непременно,
как только умрёт алфавит.

====

Меня в этом стихотворении одно беспокоит: автор сам себе, бог с ними с читателями, всё в этом стихотворении может объяснить? То, что это хроники несчастной любви, это понятно. А вот откуда, например, трамвайчик взялся, от Аннушки и её масла? Или как рыбы слов могут биться об лёд и быть одновременно на сковородке? Или насколько в авторской вселенной правомерно употребление слова "распинал" в смысле "говорил", зачем это здесь? Складывается впечатление, что автор усложняет стихотворение там, где этого не требуется. Хотя читать это стихотворение нескучно, что уже немало. И, это... автор, слишком много приблизительных рифм, что в сочетании с короткой строкой выглядит как халтура. Пусть будет 3 с минусом.

====
________________________________________

6. На закате

Чем ближе к закату, тем воздух вкусней.
Черёмухой пахнут неспешные мысли
о доме, о детях, о поздней весне.
А месяц прозрачный повис коромыслом,
и небо качается тихо на нём,
восток всё темнее, сырей, тяжелее,
а запад пылает нездешним огнём
и жжёт облака, синеву не жалея.
И тихо. Так тихо! Лишь где-то вдали
шумит электричка, увозит субботу.
И тянет прохладой от влажной земли,
и в бликах закатных оконные соты.
Короче на день остающийся путь,
полнее на радость сума за плечами...
Усталость почувствовать, воздух глотнуть,
зажмуриться, яркий закат выключая,
и вновь невесомой себя ощутить,
по дачной поляне вприпрыжку летящей.
И только под веками алая нить
забыть не даёт о себе настоящей.

===

Хорошо, мило, пасторально. Повествовательно. Но скучновато, автор. Обыденно об обыденном. Тоже самое можно было бы сказать и прозой без потери качества. Пусть будет 4.

===

____________________________________________

7. Чаепитие

Ноет подгоревшее полено,
Тянутся морозы к сорока.
Бродит ложка в чае по колено -
Не хватило кружке кипятка.
Чернота полнеет как товарка,
Тайно предаваясь шепотне:
Возбухает дедова заварка,
Ползая по-горьковски, на дне.
 
Снег ярится - пришлый, безземельный.
Вечер до полуночи допит.
Бабкин домик чайно-карамельный
Все грехи за зиму отоспит.
 
Как ему, хранящему родство,
Доживать себя до ничьего?
 
--
Вечер в коммуналке (что не ново).
Стол. Терновка. И тебе терново.
Поэтесска с мордочкой Му-Му.
Выгнать бы к чертям её, чуму,
Но сменяешь парочку обновок
На дуэт ночных перестановок.
Отлитературишь в два стиха.
Довела, терновка, до греха.
 
К ночи разметелилась столица, -
Дамами, мехами соболится,
Шутит над пальтишком простака.
С кровью - златоглавая телица
«Оканье» счищает с языка.
 
Силишься воскликнуть: «Я холосый...»
Но сидишь обросший, безголосый,
Стенку тенью делишь пополам.
Как союзписательские взносы,
Тараканы бродят по углам.
 
Где же тапок... Жаждешь заварушку!
Что нащупал? Дедовскую кружку?
 
--
Человечий дух неудержим,
Как технарь, корпящий над карданом.
Ты сменил и адрес, и режим,
Вырвался, не слёг под чемоданом.
 
Мы теперь с тобою визави
В истине, как два грача в навозе.
Но кривые - сколько ни криви, -
Дальше Ахерона не вывозят,
Лишь латают паузы над Е
И меняют почву в колее.
 
--
Утро. Муха плавает в «Арго», -
Жизнь щедра на лишние детали.
В сентябре цыплят пересчитали,
Но весна подводит Итого.
 
Пять шагов до озера парного.
Выпей, банька, жара дровяного -
Просто так. Не важно, за кого.
 
В дедовом краю лесов и пашен
Плач окончен, костерок погашен.
Медленно, как мёртвый на столе,
Остывает кружка на золе.
_____________________________________________

===

Автор, вы чего сказать-то хотели? К чему столько лишних слов и вычурности для описания тягомотины жизни? Зачем объединять 4 независимых плохих обрывочных стихотворения в одно? Вы думаете, оно от этого лучше станет? Два с четырьмя минусами.

===


8. Ключ к двери

......Дверь. Заколоченная криво, как будто гроб в чумном бараке. Над лестницей стенное чтиво привычно кроется во мраке. Иду, ступени расчленяя на до и после вечеринки. Скрежещут вычурно трамваи на повороте у тропинки, ведущей к парку вдоль аллеи, где темнота друг молодёжи, но кадры хроники не склеить, и мы хронически итожим одни отчаянные грёзы и все отпетые куплеты, не распрямляя сколиозы в горячке брошенных ответов на суету немых вопросов без продолжения и веры. Дверь, заколоченная косо. Как кошки, ластятся химеры...

......Ключ. На брелке из ожиданий в скрипичный не успел свернуться. В пылу лихих самокопаний извёлся весь, как вошь на блюдце. Он подходил, намереваясь, но не втыкал в глубины сути, и возвращался, нарываясь, блеснув зловещей твёрдой ртутью пред очи тех, кто был причастен, но для причастия не годен. Он был искусен, даже страстен... в секунды, что бывал на взводе. Но взвод подходов и открытий извечно нежил в самоволке неосвящённую обитель с дверями, сбитыми без толку, а также глухо, криво, косо – с пути, где истина в финале. Ключ, цвета слизи абрикоса, был белым, но его обгадить смогла легко, без напряженья товарищей прилежных стая. И не выводит отраженья вода, которая стекает...

......Ключ от дверей. Подходы эти знакомы издавна, до боли. По операм мы те сюжеты проходим судьбами как в школе. Два оборота – нет, не аксель, и не тулуп, лишь телогрейка, в которой был какой-то Вася с тобою рядом на скамейке. С пол-оборота – и затменье. Дрянная, мерзкая погода. Потом настало воскресенье. Христово. Кажется. Сквозь годы. Что пронеслись бесповоротно. Я это вынес, чтоб вернуться... Надежды сводятся поротно. И та же дрожь, и то же блюдце. И тот же я, хоть постаревший и потерявший зубы, веру. Косяк, до срока окосевший. Пролёт, свою познавший меру. И мы с тобой, как ключ и дверца, как два начала: пень, колода. Ключ, ни от мира, ни от сердца. Дверь, без замка и без прохода...

......И всё забито, скрыто, пошло, и всё путём под стать бредущим. Звенят ключами в мутном прошлом во славу темноты в грядущем. Расправив плечи, плечевые разносят сказы и капризы. И все вопросы – ключевые, а ключницы – в исконных ризах... Печальней повести не сыщешь. Ключ заржавел. Дверь не сдержалась. И растворилась – только мыши. И пустота. И бьёт на жалость безвременье круговорота ключей в замках, дверей на петлях. Подъезд, стена в цветах болота. Лишь ночь скрипит по воле ветра... 

......Никчемный ключ в проём швыряю, как будто в прорубь на Крещенье. Ушли последние трамваи. В парк отрешённых возвращений...

===
Прости, автор, осилил полтора абзаца, дальше читать отказываюсь категорически. Это не стихи, в лучшем случае словоблудие формата а4. Тот случай, когда в произведении все буквы лишние, абсолютно все. Садись, автор, жЫрный ноль тебе и заслуженное последнее место.
===

Промежуточный результат

Номер Название Марина Кудимова Борис Кутенков Ася Анистратенко Яна Юшина Борис Панкин
1. А если знать... 8+7+7+6+5=33
2. Армагед-год 6+3+8+5+6=28
3. Конец фантазии 7+4+5+3+4=23
4. Кружева 4+6+3+2+1=16
5. слово и слова 2+1+2+8+3=16
6. На закате 5+5+4+4+2=20
7. Чаепитие 1+2+1+1+7=12
8. Ключ к двери 3+8+6+7+8=32

Внимание! Это ещё не всё. На данный момент шансы на победу сохраняются у 3-ёх стихотворений.

7. Чаепитие 1+2+1+1+7=12
4. Кружева 4+6+3+2+1=16
5. слово и слова 2+1+2+8+3=16