И берега надежды, истой дружбы...

Кнарик Хартавакян
См. также посвящение поэтам движения "Берега дружбы"
http://www.stihi.ru/2015/08/19/8380


*  *  *

…как испепеляюще слов этих жжение
Рядом с тлением слова-сырца?
Эти слова приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца.
                Владимир Маяковский *

Как томительно время б е з д е й с т в и я:
Со-пе-чаль-ни-кам  нечем помочь,
Хоть в годину народного бедствия
Не у дел оставаться невмочь…

Но опущены руки и головы,
Угнетает унынье сердца.
Что воспрянуть велит нам, не слово ли,
Воспылавши из тленья сырца?

И без-мол-вия  время томительно,
Заковала уста  н е м о т а…
Ночь безгласия, как ты медлительна!
Озарится ль словцом темнота?..
          
Искра Божья, зачин ты движения,
Всполоши недомолвок пласты.
Вдохновения огнь вслед за жжением
Не изгложет – заполнит листы! 
   
Вожделенное время творения,
Вожделенное Времище Дел,
Время Подвига и Озарения,
БлАговестящих душ Возрождения,   
БлагостЫнь людям добрым дарения
И к друзьям путь-дороги торения
Начинается!.. В стремя, кто смел!

Август 2015

Кнарик Хартавакян, член Союза писателей России
_________________________________

* Лесенка, что присуща стихам В. Маяковского, тут не показана, извините.



*  *  *

     Посвящаю Ирине и Леониду Север, а также всем участникам
     движения "Берега дружбы" (см.статью http://www.stihi.ru/2015/08/10/9585)

Уже стара и не взялась за гуж бы,
Иссякли силы… (может, не вполне?),
Но берега надежды, истой дружбы
Блеснули сквозь туман и мне.

И показался взору на пригорке               
Зажжённый в теми башенный маяк.
Его не волен не заметить зоркий.
Вперёд, домчись, ладья моя!

Там берег древнерусский заповедный,
Святой, чарующий град Китеж ли?
Там плоть исполненной мечты заветной,
Там други в теремах, КижИ,

Храм на Нерли и Сергиева Лавра*…
Там блАговест, там русский вольный дух!
Из древнего АнИ **,от книг МагнАвра***
К ним шла, очей свет не потух.

О берега надежды, истой дружбы,
Неужто в яви приплыла я к вам?   
Стара уже и не взялась за гуж бы,
Но не слова ль предтечи и делам?!

8, 10-12 августа 2015

Кнарик Хартавакян, член СП России
________________________
 * Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде.
 **Ани - АнИ – средневековая столица армянского царства в эпоху правления династии Багратидов (БагратунИ), прародина крымских-донских армян, которую они оставили в 1236 году после завоевания города татаро-монголами.
  Скитавшиеся переселенцы пришли в прикаспийские степи,  затем с 1330 по 1778 гг. анийские армяне жили на п-ве Крым. Выведенные вместе с остальными христианами с полуострова Крым указом и рескриптом Екатерины II от 9 марта 1778 года (для экономического и культурного освоения юга России) армяне основали Нахичеван (позднее Нор-Нахичеван, Новый Нахичеван, Новая Нахичевань, Нахичевань-на-Дону) – город, построенный близ крепости Димитрия Ростовского. Нахичеван, а также пять окрестных армянских сёл были основаны по указу Екатерины II от 14 ноября 1779 года. В 1929 году город присоединён к Ростову-на-Дону, ныне составляет основную часть городского Пролетарского района.

  *** В IX веке армянский ученый-просветитель, священник ОванЕс КеракАн (Иоанн Грамматик), патриарх Константинопольской церкви (837–843 гг.), открыл в Константинополе Университет МагнАвра, ректором которого был его племянник Левон Армянский, профессор философии. У них в Магнавре  учился, а затем преподавал Кирилл. Был он там и библиотекарем в Патриаршей библиотеке. Славянский алфавит он, по свидетельству черноризца Храбра, создал в Магнавре. В его азбуке вначале было больше букв, как и в армянском айбубене.

    Высоких степеней в церковной иерархии достигли и другие армяне. Они играли значительную роль и в учёной, просветительской жизни Византийской империи, а также были её полководцами, императорами, как, например, многие представители династий Македонской и Каминеакан (Комнин). Киевский князь Владимир I в 988 г. крестил Русь с помощью армянских священников из Византии, женившись на христианке Анне – армянке, сестре императора-армянина Василия II из Македонской династии.
   Дочь императора из этой династии Константина IX Мономаха – Мария (Мариам) была матерью Киевского князя Владимира Мономаха, получившего это прозвище как символ потомственной преемственности от царственного деда. Десятым сыном Владимира Мономаха (от второй жены-армянки) был основатель Москвы Юрий Долгорукий (Гюрги  – Геворг Еркайнабазук). Некоторые  его потомки также были женаты на армянках.