Незабудка. Просящему у тебя дай!

Александр Григорьевич Раков
Александр Раков
ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ ДАЙ!
Я рассказал по телефону о случившемся со мной настоятелю храма прп.Серафима Саровского в пос. Песочный о.Игорю Филину и попросил объяснить произошедшее.
— Что можно сказать? Вот нередко мы вздыхаем, мол, хотелось бы узнать Промысл Божий о нас, чтобы не согрешать. Зачастую и отцам духовным задаём его. Такой вопрос, конечно же, задают духовные младенцы, потому что Господь от нас ничего не скрывает. Он всё время с нами говорит на языке обстоятельств нашей жизни. И всё, что от нас требуется — внимательнее относиться к тому, что с нами происходит, не забывать задавать вопрос: почему это происходит? Ибо порой, когда с нами случаются несчастья, мы начинаем сетовать, жаловаться: «За что мне это? Вот другие ещё хуже живут, а у них нет этих несчастий и болезней. За что?» Духовные отцы говорят, что надо задавать вопрос не «за что?», а «почему? для чего?» Ибо, как говорит апостол Павел, Бог хочет, чтобы всякий человек спасся и к познанию истины пришёл. Для понимания можно нарисовать мысленно такую картинку. Человек взывает: «Господи помилуй!» А Господь сверху смотрит на тебя и говорит: «Ну что же, чадо, Я готов тебя помиловать. Но все твои страстишки, греховные привычки растопырились во все стороны, как сучья, и не влезаешь ты в узкие врата, ведущие ко спасению. Но раз просишь, Я помогу. Тебе придётся потерпеть, поскольку Я буду эти сучки да колючки обламывать». Оттого-то св.отцы и предупреждают, что молясь: «Господи, да будет святая воля Твоя», добавлять: «А мне дай силы потерпеть». Ибо, как сказал Господь: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15.5). Мы, действительно, ничего без Бога не можем. И это осознание своей полной немощи, очень спасительно, потому что каждый наш вдох, всякая мысль, даже поворот языком — всё делается благодаря Господу, Который даёт нам силы, жизнь и разум. Другое дело, как мы этим пользуемся.
Итак, поговорим сегодня об одной страсти — о жадности, которая мешает нам наследовать Царство Божие. Значит, Господь будет обязательно нам помогать от неё избавиться. Например, сказано: «Просящему у тебя дай» (Мф.5.42). Заметьте, Христос не говорит — сколько дать, кому и за что? А как поступали святые? Прав.Иоанн Кронштадтский хоть и говорил, что милостынька должна согреться в руке, однако сам заходил в лавку зеленщика и менял крупные деньги на мелочь, дабы раздать всем просящим. Схимонах Иннокентий Сибиряков, когда был ещё мирянином-миллионером, никому никогда не отказывал в помощи. Так же поступал и свт.Филарет Милостивый. А как же быть с нами, которые не торопятся милостыню подавать? Господь посылает нам такие случаи в жизни, когда надобно подать милостыньку.
Я вспоминаю историю, произошедшую со мной, когда я делал первые шаги к Церкви. Отдыхая в Гаграх, я на Преображение Господне пошёл в маленькую церковь, в которой исповедовался накануне, и причастился. Иду счастливый домой, вдруг меня догоняет женщина и протягивает пять рублей — деньги в 1985 году немалые — и говорит: «Возьмите милостыньку». Как человек самодостаточный и неплохо в те времена зарабатывающий, я неприятно смутился: мне предлагают милостыню? И ответил, что не нуждаюсь. А она: «Я вас очень прошу — возьмите. Понимаете, подать некому». А надобно сказать, что местные абхазские милиционеры очень ревностно следили, чтобы нищих и попрошаек не было. Поняв, что у женщины потребность дать милостыньку, я взял деньги, спросил имя. Потом говорю: «Мария, я, вернувшись в Ленинград, закажу молебен о вашем здравии». Она в ответ: «Делайте, что хотите. Спасибо». И убежала. Вот какая потребность была у людей ещё не так давно — подать милостыню! А сегодня... нищих много, но среди них немало профессионалов-попрошаек, обманщиков, и мы не торопимся подавать. А тем не менее, мы должны исполнять заповедь «быть милостивым». Свт.Иоанн Златоуст сказал, что спасаться христианам надобно, подавая милостыню нуждающимся.
А вот другая история. Через два года после того, как я уверовал, я получил благословение быть при церкви, поэтому уволился с работы и решил поступать в семинарию. В семинарию меня не взяли. Как мне сказал нынешний архиепископ Арсений: «Чего ж ты хотел? Уволился с должности преподавателя института, будучи кандидатом наук, доцентом, вдруг уверовал и явился в семинарию?» — «Так что же мне делать?» — «Иди в какую-нибудь церковь, работай». А в это время Церкви передавали храм Владимирской иконы Божией Матери, что у Кузнечного рынка. И я поехал, я был безработным, и вопрос о хлебе насущном встал передо мной очень остро. Проезжая мимо Преображенского собора, я почувствовал, что надо зайти в храм, помолиться и попросить Бога, чтобы меня взяли на работу. Подхожу к собору, и тут ко мне обращается не очень трезвый мужичок: «Мужик, дай рубль». Для меня — безработного — рубль уже имел цену. До сих пор не понимаю, как у меня сорвалось с языка: «Бог подаст!» Гордость во мне взыграла: что значит – дай?! Ну, попросил бы, другое дело. Купил я в храме свечку, поставил, помолился и поехал во Владимирскую церковь. Вдруг меня, как обухом по голове, мысль: «Я только что просил у Бога помощи, а у меня просил человек, и я ему отказал... Вот и Господь теперь ничего мне не даст». Почувствовав весь ужас своего положения, взмолился: «Господи, я на обратном пути пойду в Преображенский собор, найду того нищего и дам ему рубль, только Ты уж не оставляй меня». Во Владимирском храме я переговорил с церковным старостой, получил надежду, что меня возьмут, как только закончится ремонт, и поехал обратно. Подбегаю к Преображенскому собору, вижу — в ста метрах от меня идёт тот нищий. Я кричу: «Эй, мужик, возьми рубль». Он остановился, посмотрел на меня вопрошающе, подумал и ответил: «Ну, ладно, давай твой рубль». Сунул деньги  в карман и пошёл. Я возблагодарил Бога: «Господи, слава Тебе». К слову, во Владимирскую церковь меня не взяли, зато спустя короткое время взяли в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, где могила блж.Ксении. Здесь меня — немолодого незнакомого человека — окружили любовью, накормили, обогрели, и настоятель о.Виктор благословил стать священником.   
Расскажу ещё один случай, произошедший со мной в Греции. В 2002 году я, побывав на Афоне вместе с двумя моими прихожанами, решили посетить греческие святые места на материке. Нашим гидом должен был стать говорящий по-русски греческий монах – о.Прокопий. Он часто бывает на материке и возит паломников по святым местам. Стали мы ему звонить — трубку долго никто не брал, наконец, дозвонились. Он оказался занят — возил уже какую-то группу, и отказал нам. Едем мы в автобусе по Салоникам, вдруг кто-то говорит: «О, это же о.Прокопий». Мы подходим, здороваемся и я говорю: «Это я вам звонил вчера по поводу сопровождения по святым местам...» И чувствую, что в восторг мои слова монаха не привели. Но я был настойчив: «Вот видите, батюшка, Матерь Божия всё-таки устроила нам с вами встречу». Против воли Божией Матери ему возразить было нечего, и он согласился стать нашим гидом. Взяли напрокат машину, едем в Метеоры, я спрашиваю: «Отец, сколько мы должны будем вам?» Он ответил: «Я обычно беру 100 евро в день» — «Ого!», — подумал я про себя, ведь мы подряжались на три дня... А он вдруг говорит: «Лучше вы мне новый мобильный телефон купите, этот старый, плохо работает. Вы вот тоже не могли до меня дозвониться». Я обрадовался, поскольку как раз перед отъездом купил новый телефон. Надобно сказать, что в России мобильники раза в три дешевле, чем в Греции. Значит, я отдам ему свой, а, вернувшись, в Россию, себе куплю новый. Вот как хорошо всё устроилось.
Мы три дня колесили по Греции. А когда вернулись в Салоники, я протянул свой новенький телефон в уплату. О.Прокопий покачал головой: «Не пойдёт. Тут нет греческого алфавита, как буду сообщения читать? Пойдём в магазин». Я вздохнул — в магазин так в магазин. Приходим - и он выбирает... самый дорогой телефон. И тут я почувствовал, что меня, как говорят в таких случаях, стала «жаба душить». Думаю: «Ну, надо же! самый дорогой выбрал. Нет, чтобы быть поскромнее». Он, видимо, прочитал это у меня на лице, стал успокаивать, мол, там какие-то скидки монастырские положены. Словом, купил я ему этот телефон, поскольку «договор дороже денег». Вышли мы на улицу, и я чувствую, что смотреть на него не могу, а надо было ещё в книжный магазин ехать, церковные книги купить. Он тоже чувствует неудобство, говорит: «Поехали в магазин». Я ему сухо: «Никуда мы не поедем, о.Прокопий. Времени нет, пора в гостиницу». Но он не отступает: «Так магазин по дороге». Приехали, магазин закрыт. Он настойчиво звонит, потом вышедшему хозяину долго что-то объясняет, и нам выносят искомую книгу. Едем дальше, он с воодушевлением: «Ну что, обедать пойдём»? А обеды, по договорённости, должны были быть за наш счёт. Я внутренне ойкнул: «Ещё и обедать!..» Отвечаю: «Нет, о.Прокопий, нам пора собираться — завтра самолёт. Вот только на рынок зайдём, ребята хотят подарки родным купить». Он кивает: «Я с вами, у меня там дело есть». Заходим в какой-то магазинчик, я жду, ребята рассматривают прилавок. Вдруг ко мне подходит работник магазина, говорит: «Вас просят выйти на улицу. Вас там ждут ваши знакомые». — «Нет у меня здесь никаких знакомых», — ворчу, но выйти пришлось. На улице — незнакомые мужчина с женщиной. Спрашивают: «Вы ничего не потеряли?» А надобно сказать, что когда я шёл по рынку, жаба жадности никак не отпускала меня, я понимал, что грешу, и взмолился: «Царица Небесная, прости мне мою жадность и нелюбовь к этому монаху. Помоги мне выйти из этого состояния». И вот сейчас я хлопаю себя по карманам и обнаруживаю, что в брючном кармане нет кошелька, где лежали все деньги, паспорт и билет на самолёт. Я представил, что мои спутники завтра улетят в Россию, а я пойду в консульство плакать у ворот и просить о помощи. А женщина уже протягивает мне моё портмоне, заглядываю — всё на месте. Я хотел их отблагодарить, но они будто растворились...
Вот так Матерь Божия облегчила мою совесть. Я понял, что случившееся — ответ на мою жадность. Я пожалел малость, а мог лишиться всего! С другой стороны, было ясно, что если бы я не пытался покаяться, обращаясь к Богородице, кошелёк с содержимым не вернулся бы ко мне. Ведь на рынке столько народу, есть и воры... Тут подходит о.Прокопий, начинает прощаться. Но я воспротивился: «Нет, отец, мы ещё не обедали. Пойдём-ка обедать, у нас отвальная». И я развернулся — набрал всяких вкусностей, вина, чем очень удивил о.Прокопия, поскольку всю дорогу старался экономить. Расстались мы друзьями.
Эта история была для очень назидательной и поучительной, я понял, что надо исполнять заповеди Божии, не потакать своим страстям, ибо Евангелие — это не просто вероучение, а руководство к действию, и помнить, как близко рядом с нами Господь.
«(Ибо) нищие всегда будут среди земли (твоей); поэтому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15,11).

 - Милый, дай хотя бы рублик:
Я три дня не ела.
Соберу на тёплый бублик –
Легче станет телу.

Дочка выгнала из дома,
Вишь, ей мать – помеха.
Посоветовал знакомый,
Чтобы жить с успехом.

Вот устроилась в подвале,
Там темно и сухо.
Ну, а что случится дале,
Где мне знать, старухе?

Протянул ей всё, что было
В узкую ладошку.
Дочь про мамочку забыла,
Выгнала с порожка!

Погоди, пройдёт удача,
Вышвырнет знакомый.
И по маме ты заплачешь –
Нет тебя греховней.

 Материал для газеты подготовила Ирина Рубцова