Стопная теория народного стиха. Ломоносов

Рихард Мор 2
Есть основания предполагать, что мысль о силлабо-тонической природе народного стиха разделял и Ломоносов. В одной из его черновых заметок, вошедших в так называемую рукопись ...112, записаны несколько фраз и отдельных слов и тут же -- метрическая схема. П.Н. Берков склоняется к предположению, что в этой записи "отразилось изучение Ломоносовым метрики народных песен". В данной схеме у Ломоносова представлены хорей, хорей с дактилем, ямб и ямб с анапестом, т.е., за исключением дактиля, те же размеры, что и у Тредиаковского в его иллюстрациях метрики фольклорного стиха. Следовательно, если эти заметки Ломоносова касаются народных песен, то он тоже, как и Тредиаковский, расчленял фольклорный стих на стопы; тогда этот факт, включённый в историю стиховедения, также может иллюстрировать закономерность возникновения "стопной" теории русского народного стиха как исторически начальной формы его теоретического осмысления.

{единственно что нашёл: ФЭБ: Берков. Ломоносов и фольклор. — 1946 (текст) http://feb-web.ru/feb/lomonos/serial/sb2/sb2-107-.htm

"...для хорея с дактилем {1о 1оо 1о} : „Радость вечну имети“..."

Впрочем, нашёл я и другое. А именно "Письмо о правилах российского стихотворства", Ломоносова  где есть всё, что нам нужно:
"
...
Третий из ямбов и анапестов смешенным, в котором, по нужде или произволению, поставлены быть могут, как случится:

Во пищу себе червей хватать.

{Ямбо-анапест:

Во пи`щу себе` черве`й хвата`ть

о_1о о1 о1 о1

о1 оо1 о1 о1
}
...
Шестой из хореев и дактилей смешенным, где, по нужде или по изволению, ту и другую употреблять можно стопу:

Ежель боится, кто не стал бы силен безмерно.

{Дактиле-хорей:

а)

Е`жель бои`тся кто^не ста`л бы си`лен безме`рно

1о о1о_0^о_1_о 1о 01о

1оо 1о 00 1о 1оо 1о

б)

Е`жель бои`тся кто`^не ста`л бы си`лен безме`рно

1о о1о 1^о_1_о 1о 01о

1оо 1о 1о 1о 1оо 1о

Хорео-дактиль:

Е`жель стра`х не отпу`стишь^не ста`нешь си`лен безме`рно

1о 1 о_о1о^о_1о 1о 01о

1о 1оо 1оо 1о 1оо 1о

Ямбо-анапест:

Не ста`нет силё`н безме`рно^то`т кто бои`тся всё`

о_1о о1 01о^1 о_о1о 1

о1 оо1 о1 о1 оо1 о1

Ямбо-ямбо-анапест:

Не ста`нешь си`лен безме`рно^е`жель бои`шься ты`

о_1о 1о 01о^1о о1о 1

о1 о1 оо1 о1 оо1 о1
}
...
Здесь предлагаю я некоторые строфы из моих стихов в пример стоп и сочетания. Тетраметры, из анапестов и ямбов сложенные:

На восходе солнце как зардится,
Вылетает вспыльчиво хищный веток,
Глаза кровавы, сам вертится;
Удара не сносит север в бок,
Господство дает своему победителю,
Пресильному вод морских возбудителю,
Свои тот зыби на прежни возводит,
Являет полность силы своей,
Что южной страной владеет всей,
Индийски быстро острова проходит.

о_о1о 1о 0_1оо
оо1о 1оо 1о о1
о1 о1о 1_1оо
о1о о_1о 1о 1
о1о о1 оо1 оо1оо
о1оо 1 о1 оо1оо
о1 1_1о о_1о 01о
о1о 1о 1о о1
0_1о о1 о1о 1
о1о_1о оо1 о1о

оо 1о 1о0 1о о
оо 1о 1оо 1оо 1
о1 о1 о11 оо
о1 оо1 о1 о1
о1 оо1 оо1 оо1 оо*
о1 оо1 о1 оо1 оо
о1 11 оо1 о01 о
о1 о1 о1 оо1
01 оо1 о1 о1
о1 о1 оо о1 о1 о

Пкбс, 4-стопный Хорео-дактиль...(3/1)
5-стопный ХД...(3/2)
3-стопный Ямбо-ямбо-анапест...(2/1)
4-стопный Ямбо-анапест(3/1)
4-стопный Амфибрахий...*
4-стопный ЯА...(2/2)
4-стопный ЯЯА...(2/2)
4-стопный ЯЯА(3/1)
4-стопный ЯА(3/1)
5-стопный Ямб...(4-я форма)

1_._ХД...(3/1)
2_._ХД...(3/2)
3_._ЯЯА...(2/1)
4_._ЯА(3/1)
5_._Ам4...
6_._ЯА...(2/2)
7_._ЯЯА...(2/2)
8_._ЯЯА(3/1)
9_._ЯА(3/1)
10_Я5(4ф)

Собственно, как вы видете, у Ломоносова та же ошибка, что и у Тредиаковского, а именно стопа Анапеста в начале логаэдического Размера. У обоих, кстати, была возможность её избежать, если бы они трезво взглянули на Хорей. Пример из Тредиаковского:

"
Хорей:

Отста | вала | лебедь | бела | я
Как от | ста`да | лебе | дино | ва
"

С каких это пор можно представить себе 3-е пеонный глагол ОТСТАВАЛА в виде двух стоп Хорея, а НЕ ШУМИ МАТИ`, НЕ МЕШАЙ ЦВЕСТИ и тот же 3-е пеонный глагол ВЫЛЕТАЕТ (из ломоносовского примера...) -- как Анапесты? В Хорео-дактилических логаэдах действует то же правило, что и у Хорея, -- начальные анапестовые и бо`льшие слова, измеряются как хореические, а точнее -- пиррихические. Иначе... Впрочем, ещё один пример. И снова от Тредиаковского. На этот раз уже правильный пример Хореодактиля:
"
Хорей с дактилем:

У ко | лодезя | у сту | дённова
Доброй | мо`лодец | сам ко | ня поил
"
ХД? Да ладно! Если следовать другой логике, то почему не Анапестоямб? Не видете? Ну вот же он:

У коло | дезя | у студё | нного |*
Доброй мо` | лодец | сам коня | поил |(?*)

Анапест/Ямб/Анапест/Ямб -- и какие проблемы? Если глагол ОТСТАВАЛА в Хорее, это две стопы Хорея, а глагол ВЫЛЕТАЕТ в Логаэде, это Анапест... Отсюда и путанница. Отсюда и непонимание. Отсюда всё. Ну а то, что Сапфический метр*, это 4 Хорея и Дактиль посерёдке, они знали. А вот знали они Фалеха(?*) или Гликонея*, вот вопрос... Впрочем, а может это другой Метр*?