К Святилищам Тарона

Эдгар Мирзоян
Велением Огня и Мыслью сокровенной,
Так создана в Миру Таронская земля.
В суровости прекрасной и нетленной,
Застыл сей край, молчание храня!

Его громад печать заклятья,
Оберегала  мир уж много лет,
С тех пор, когда родные братья,
Воздвигли град,  держа обет.

Дары Отцам, как два алмаза,
Лучами Мудрости Святой,
Хранили от дурного глаза,
Любовь и Веру, и Покой.   

Так сотни лет, от дней созданья,
Как древний призрак Мирозданья,
С благоговеньем на устах,
Обитель та внушала страх.

И только дикие пантеры,
Да Посвященные отцы,
Удел тот свято охраняли,
От происков людской орды.

И стен седые основанья,
Не пошатнул пока удар,
И тот безудержный пожар,
Не возбудил ни в ком страданья.

Но, вот по воле грешной власти,
По воле прихоти глухой,
Преступной силою корысти,
Был предан тот Очаг благой.

(Из поэмы "Бессмертные", нач. гл. III)

Примечания:

Боги Гисанэ и Деметр, по пересказу Зеноба Глака, автора «Таронской Войны», пришли в провинцию Туроберан  из Индии. Сами предания Отцов Церкви об этих Богах не внушают доверия, но зерна Истины в них можно отыскать. Под идеей о Гисанэ и Деметре скрыта была совокупная идея о многих Богах и, в первую очередь, о Дионисе и Деметре. После насаждения христианства данная идея была объединена в одно имя, уже без учета того, что само имя Гисанэ есть лишь эпитет, но не имя собственное. Схожий эпитет мы находим и в традиции древних восточных и северных славян. Одним из высших Богов у славян являлся Волос или Велес, который во многом, судя по древнеславянским мифам, тождественен Гисанэ. Так, в одном из аспектов, Бог сей почитался в качестве одной из ипостасей великого Перуна, тогда как в другом – Великим Змием-Охранителем, что также может являться отголоском древнейшего поклонения Вишапу, Дагону-Змею.  Кроме того, Велес являлся одновременно и Богом плодородия – Охранителем всего живого на Земле, и Богом Подземного царства теней, что роднит его с Гисанэ-Деметром в совокупности. 
Историческая правда о миграции индийских ариев на запад окончательно не раскрыта. Очевидным является факт, что данная миграция была чрезвычайно огромной в количественном аспекте и могла проходить за много тысячелетий до нас. То, что описывается в «Истории Тарона» на самом деле, половина истины, о которой в первые века христианства в Армении еще помнили и знали. Тот факт, что раджи Гисанэ и Диметр прибыли в Армению со всем своим народом, гонимые со стороны индийского царя, можно объяснить, ссылаясь на более древние, чем вся Армения, предания Индии – Бхарата Варши. Выше отмечалось, что почти все предания Древнего мира полны упоминаниями о великой Войне между двумя царствующими Династиями: Солнечной (Сурьяванша) и Лунной (Чандраванша). После изгнания последней, она, «попав в опалу», мигрировала из коренной Ариаварты на запад, унося с собой имена своих Богов и Учение. Кроме данного объяснения может быть и другое, относящееся к изгнанию сынов Сурьяванша, о чем повествуется в Махабхарате. Ведь нельзя исключать того факта, что Великая Война между Династиями началась уже после изгнания со стороны Лунной Династии, Солнечной Династии царей; то, что описывается в «Лесной книге» «Махабхараты». Данная миграция с насиженных мест на востоке была столь же массовой, что и миграция Чандраванша. По всей видимости, несколько потоков этой массовой миграции достигли Армянского нагорья, еще до того, как образовалась сама Армения, как государство. Необходимо отметить, что Мистерии Орфея и Диониса ведут свое происхождение именно из Индии. Орфические Мистерии, являясь более молодыми, нежели Мистерии Диониса, были одними из первых духовных традиций, пришедших из Индии. Обе эти Мистерии были известны в Армении, с незапамятных времен. Нужно отметить, что т.к. Луна долгое время у многих наций и народов почиталась за верховное светило и отождествлялась с Матерью Земли, то дальнейшая теогоническая традиция относила многих Солнечных Богов к потомству, более древних – Лунных. Эта традиция связывала Гисанэ и Деметра с Богиней Туран. Об этой Богине практически ничего не известно, за исключением того, что ее, порой, отождествляют с одноименной богиней Любви в Этрурии. Вышеотмеченная Богиня, по всей видимости, являлась Богиней-Матерью, более древней, доарийской эпохи, к которой относилась цивилизация восточных эфиопов – дравидов Индии. Так же и этрусская цивилизация, схожая больше с египетской и критской, нежели эллинской и римской, наследовала атлантической Культуре, по прямой линии. Отсюда и вековая борьба Арьяна и Турана более поздней эпохи. Так как война с атлантами, описанная в «Рамаяне», указывает на борьбу двух Божественных Династий: Сурьяванша (Арии) и Чандраванша (Атланты-Дайитьи), то отсюда вытекает следствие о том, что имя Туран стало нарицательным для всех Лунных Династий в целом и для Луны, в частности. Вспомним, что Диониса по эллинской мифологии воспитал Селен – Лунный Бог, а горой его считается Ниса или Синай, гора Луны. Обращаясь к аналогиям между Дионисом (Загреем) и Гисанэ, в аспекте астролатрической преемственности, следует отметить, что древняя критская легенда связывает рождение этого солярного Бога с Зевсом-Змеем (один из образов древнего Хнуфа) и Персефоны – олицетворяющей Луну, в отличие от ее матери Деметры, олицетворяющей не только саму Землю (позднее дополнение) а Материю в целом. По другим вариациям легенды о рождении Диониса (Иакха), матерью его становится сама Деметра, т.е. непосредственно сама Материя в ее проявлении в обличие Природы. Следовательно, Туран, явленная в качестве матери Гисанэ и Деметра (!), в одном случае проявляется как Луна, тогда как в другом – всеобщей Материей. Будучи солнечными Богами и Дионис, и Гор и Гисанэ, по сути, являются сыновьями лунных матерей: Исиды, Персефоны, Туран. Следует ли отсюда, что Луна старше Солнца? Однозначно можно ответить – нет! Вся суть рождения этих Богов указывает не на факт рождения Солнца в качестве светила, но на факт рождения Принципа Солнца или Творческого Духа в Человеке в целом. Все вышеотмеченные Боги являют собой именно Дух-Пурушу в аспекте истинно человеческом. Луна же выступает тут, как дарительница данного принципа планете Земля. Тот же факт, что матери этих Богов олицетворяют собой и Материю, указывает на то, что Дух-Пуруша является Принципом космическим, проявленным в коллективной форме на Земле. Армянская традиция, отводившая Гисанэ и Диметру роль сыновей Туран, в аспекте Луны, подразумевала, что именно Луна одарила Землю (Деметр) Принципом Человека (Гисанэ). С другой стороны Туран, выступавшая в роли Материи (Тиамат-Богиня Глуби), являлась Матерью как Духа-Человека, так и самой Земли.   
Уже в относительно новое время, в нашей эре, данная историческая традиция стала связываться с приходом ариев из Индии во времена правления царя Вагаршака I, т.е. во II в. н.э. Сделано это было для того, чтобы скрыть и окончательно забыть тот факт, что своими древними Мистериями Армения обязана именно Индии, т.к. с древнейших времен обе эти страны входили в состав империи Ариаварта - прототипа еврейского Сада Эдема (Ган-Эден или Эдем).
Вышеизложенные искажения не могли полностью отклониться от истины и поэтому роль Гисанэ и Деметра (Дио-Ниса и Спента Армаиты, в качестве Земли(!)), а также и роль Оаннеша Дагона (Вишапа), которого, отчасти, символизировал образ Гисанэ, вобрал в себя св. Карапет – покровитель Тарона, да и всей Армении.
Разрушению храмового комплекса Гисанэ и Деметра предшествовала великая битва новообращенных «христиан», браминов и маздаистов. В сражении участвовали по 7000 человек с каждой стороны, по описанию Зеноба Глака в «Истории Тарона». Победа изначально была на стороне авестийцев, но после прихода регулярных царских войск, сопротивление было сломлено, а защитники и жрецы Великого Урочища – убиты. Перед этим было объявлено короткое перемирие, для захоронения тел погибших, после чего на месте захоронения был водружен обелиск с красноречивой и зловещей надписью: «Здесь покоятся храбро павшие за Гисанэ и за Христа». При разрушении самих храмов жрецы пожелали быть умерщвленными прежде, чем будут разрушены статуи Богов.
  Три брата Куарс, Шек и Хор были основоположниками города Вишап в Тароне. Эта легенда кульминируется легендой о Гисанэ и Деметре.   
  Многие известные цари из армянской ветви Династии Аршакидов, в частности, св. Трдат III, Тиран, небезызвестный сын его Аршак II, Вараздат и прочие, не отличались сильными нравственными устоями, о чем, между прочим, свидетельствует армянская христианская историография. Вот один примечательный пример из жизни того же Трдата III. Не добившись благосклонности от Рипсимэ, этот самодержец отдал приказ жестоко казнить ее со спутницами, как повествует Мовсес Хоренаци. После принятия Христианства Трдату в одночасье простились все грехи. Возможно, грехи эти, с точки зрения «Пресвятой» Церкви и не являются большими грехами, нежели пресловутая принадлежность к т.н. язычеству, однако, для Всевидящего и одновременно Слепого Закона Причин и Следствий, именно восхваляемая святость армянского царя не имеет никакого значения, ибо он предстает не только как похотливый убийца-обыватель, «осознавший и раскаявшийся», но и как малодушный царь-предатель, уготовивший многим поколениям унизительную стезю. Пусть решают теперь церковники и преуспевшие  в маразме догматики от истории, где пребывать «святой душе» армянского царя: в обществе Ангелов и жиреть от райской скуки на «казенных харчах Господа Бога Израилева» или же в обществе развеселой и несколько мрачноватой, но от этого не менее христианизированной «братии», под общим названием «Дьявол и Ко».
 

(Фото 1900-х годов монастыря Св. Ионна Предтечи - Карапета, выстроенного на месте храмов Гисанэ и Деметра в Тароне, недалеко от города Муш. Ныне сей монастырь до основания разрушен турецкими и курдскими вандалами).