Гаспаров. Песенный стих. Ч2. Про Рым

Рихард Мор 2
Так вот, для того порой и происходят сближения слов, чтобы обоюдно акцентировать такие тандемы как:

такоВО_СЛОво

и

широКО_ПОле.

Плюс, пример из другой былины:

Да не бью`т, не му`чат наги`х-босых
И из ра`ю наги`х-босых не вы`гонят

Опять нет удара на конце строки! А он должен быть. Но. В следующей строке, тот же тандем НАГИХ_босых -- с безударностью босых -- и я согласен. Почему? Да потому что, одно дело когда движение происходит в середине стиха и другое когда это движение заканчивается. И именно вот на таких спаянных словах, как нагих_босых. А перед этим была спайка с безударным глаголом: ...И ТАК_живёшь(!!!) Вот как на него не поставить ударение? В конце строки.

С точки зрения банальной эрудиции нашим предкам-сказителям приписывают довольно таки странную окончательную правильность. Прямо аж завидно! При довольно-таки, неустойчивом ритмическом многообразии, расчитанном естественно на пение. Но! В целом же конешно очень интересно! Да-да. И последний пример тому свидетель. Ещё раз:

Да не бью`т, не му`чат наги`х-босы`х
И из ра`ю наги`х-босых не вы`гонят

12345678....
оо1о1оо1о1 -- Сапфо...
оо1оо1о0о1оо -- Фалех...

Я говорил, что без 8 удара (или может быть, если говорить точнее или правильнее: без удара на 8 месте) Фалеху к Сапфо не подходить? Правильно. Говорил. И буду говорить. Только не здесь. Потому что в этих двух строках сие ~правило~ не действует. Даже наоборот. Дай удар фалеховым босым и будет ещё хуже. Интересно почему?

ГАСПАРОВ.

Во сла`вном во го`роде во Ры`ме
Проме`жду обе`ден, зау`трен
Испо`лнил Госпо`дь благоуха`нья:
Тимья`ном и ла`даном запа`хло
По все`му по го`роду по Ры`му...
(П. Бессонов. Калеки перехожие, ... 29)

К ХVII в. относятся первые случаи проникновения народного стиха в письменную литературу. При этом народный стих невольно деформировался: пишущие позволяли себе опускать повторы, наполнительные частицы "да", "-ка" и пр. -- всё, что легко{???}дополнялось памятью с помощью напева {???}. (Такой же вид имеют и первые неумелые записи подлинных {???} былин в ХVII -- ХVIII в.) В этом "разрушенном былинном стихе" устойчивее всего держалось дактилическое окончание стиха, отчасти -- расположение ударений через 1--3 слога {двухсложники}, и меньше всего соблюдалась 3-ударность. {Это я так понял не очень устраивало Гаспарова?}

КОММЕНТАРИИ.

Во-первых, мне тоже не совсем нравится последняя строка в стихе про Добрыню:

Да пода`й, мать, шалы`гу подоро`жную...

Но. Мне непонятно кто ставит в этой (и во всех пяти строках) ТРИ ударения на строку? Гаспаров или переписчики?

Вопрос интересный. И ответ на него напрашивающийся... если "меньше всего соблюдалась 3-ударность". Ну это всё равно что говорить или вопрошать: Зачем писать 5-стопным Ямбом и не соблюдать 5-ударность оного?

Во-вторых, второй пример с моими ударениями и ОДНОЙ ВСТАВКОЙ:

Во сла`вном во го`роде во Ры`ме
Проме`жду обе`ден, И зау`трен
Испо`лнил Госпо`дь благоуха`нья:
Тимья`ном и ла`даном запа`хло
По всему` по го`роду по Ры`му...

Вот здесь, в пятой строке по Гаспарову(?) надо читать ПО ВСЕ`МУ -- с какого перепугу? Потому что Метр в предыдущих строках Ямбо-Анапест? Или так раньше говорили? Кстати, 4 строки с моим дополнением это не Тактовик (состоящий из разных логаэдических Метров...) а Логаэд (причём из строки в строку сохраняющий не только однородную стопность но и ударность):

о1оо1ооо1о

о1 оо1 оо о1 о

Пятая строка, по моему -- 5-стопный Хорей (3-х ударной формы), ритмически вписывающийся 4-м предыдущим. Хм, возможно потому, что эта форма Х5 не противоречит 3-х ударному Фалеху:

А Во сла`вном во го`роде во Ры`ме
ДА Проме`жду обе`ден, И зау`трен
КАК Испо`лнил Госпо`дь благоуха`нья:
ТАК Тимья`ном и ла`даном запа`хло
По всему` по го`роду по Ры`му...

В третьих, этот 4-х стопный ЯА Логаэд*, в своей полноударной форме* есть у Блока:

О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,*
О всех, забывших радость свою.

Вот, тут у Блока собраны три вида 10-сложника из одной сетки:

о1001о1о1о
о1о1001о1о
о1о1о1001о

только в другом порядке:

о1о1001о1...
о1001о1о1о
о1о1о1001...

Если в начале каждого Размера добавить один слог, то получится:

Сапфо
Оо1о1001о1...
Фалех
Оо1001о1о1о
и Призрак
Оо1о1о1001... :

ОБО всех усталых в чужом краю
ОБО всех кораблях ушедших в море
ОБО всех забывших радость свою

Только куда к ним приставить начального Алкея_10?

Девушка пела в церковном хоре
ОБО всех?

Поэтому и... у Блока всё на мази... Хотя эти Метры всё равно надо знать...

Ну и как вы уже наверное поняли, убери один удар у этого Логаэда и его ритмика будет совершенно другой:

О всех кораблях ушедших в море
Исполнил Господь благоуханья

А у нас продолжение...