Гаспаров. Песенный стих. Ч3. Про нагих-босых

Рихард Мор 2
Ритмика Силлабометрики трохи сложнее Ритмики Силлаботоники потому что она вмещает в себя и весёлые* ДВУХСЛОЖНЫЕ и серьёзные ТРЁХСЛОЖНЫЕ мотивы. У Блока, ритмика -- серьёзная. В данной былине, трохи залихватская. Поэтому не надо путать СТОПНОСТЬ одной системы, СО СТОПНОСТЬЮ другой. Ну это я к тому, что я, конешно, за СТОПНУЮ теорию народного стиха, но ДВУХ СИСТЕМ.

*
Хотя конешно с весёлостью я немного загнул. Тут просто, я не знаю как объяснить. Вобщем всё дело в пеонных _ооо_ ветерках. А так-то 5-стопные Двусложники разные бывают. Как и подобные 4-стопные ЯА Логаэды:

Узнать, догадаться о тебе,
Лежащем под жёстким одеялом,
По страшной, отвиснувшей губе,
По тёмным, под скулами, провалам!..
(Нарбут. Александру Блоку, 1921)

"...логаэдические стихотворения сочинялись и без установку на имитацию..." Гаспаров. §109. Освоение логаэдов.

Ну, имитация не имитация, а если предположить о неосознанном выборе Нарбута, то он, как вы видете -- в тему.

О все`х корабля`х ушедших_в_мо`ре

Нарбут убрал один удар и посвятил Блоку стих Размер которого он бы узнал...

Но всё таки осознанно или неосознанно?

Впрочем, как бы то ни было, но этот Размер не упомнил Гаспаров...

Узнать догадаться о тебе -- Логаэд
Во славном во городе во Рыме -- Тактовик

И всё это по Гаспарову. Где, в первом случае, мы измеряем стих СТОПАМИ, а во втором СЧИТАЕМ БЕЗУДАРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ... Эх... Где б только слуху взятьси... Ну это я к тому... И про себя тожи...

Что ж, продолжим хоть как-то слушать Гаспарова...

ГАСПАРОВ.

Такой вид имели полустихотворные повести ХVIII в., представляющие собой свободные вариации былинных мотивов:

"Во стольнем славнем граде Киеве / говорит князь Владимир Всеславич киевской / своим богатырем Илье Муромцу с товарищи: / Иль то вам не сведомо, богатырем, / что отпущает на меня царь Костянтин из Царя-града / 42 богатырей, / а велит им Киев изгубити?.." ("Сказание о киевских богатырех"; текст записан в строку, стихоразделы предположительны).


Как богатырские повести опираются на традиции былин, так анонимная "Повесть о Горе и Злосчастии" -- на традиции духовных стихов; и народно-песенный размер в её тексте сохранился гораздо лучше:

А`ли тебе мо`лодец, неве`дома
Нагота` и босота` безме`рная,
Легота`-безпрото`рица вели`кая?
На себя` что купи`ть, то прото`риться,
А ты`, удал-мо`лодец, и та`к живёшь.
Да не бью`т, не му`чат наги`х-босых,
И из раю наги`х-босых не вы`гонят,
А с того`-свету сюда` не вы`тепут,
Да никто` к нему` не привя`жется,
А наго`му-босо`му шуми`т разбой...

КОММЕНТАРИИ.

Ох... Как же трудно наверное было бы Гаспарову поставить удар босому в последней строке, если б было бы так:

А нагому-босому В ЛЕСАХ шумит разбой

Но это лирика. А так-то, как я уже и говорил, довольно странная и прямо таки навязчивая идея ставить ТРИ УДАРЕНИЯ на былинный стих. При этом, где трёхударность с трудом получается -- винить переписчиков. Что толку от такой СВОБОДНОЙ ударной системы, если она так жалко напоминает сугубо ЗАТВОРНИЧЕСКУЮ стопическую?

...Стих написан 5-стопным Ямбом? Да ладно! А почему тогда он так загадочно не 5-ти ударен? А потому шо...

Но эта "Повесть..." действительно интереснее некуда! Во-первых, дактилическое окончание прямо таки чудесно сглаживает такой серьёзный Размер, как 3-стопный Анапест...:

На себя что купить то проториться

Хотя конешно тут, слова попадающие под первые два удара так интересно образуют некое своеобразие Фалеха:

На себя что купить...

Ну кто так пишет Анапестом? Плюс, довольно таки ощутимо слово -- ТО, прям ну просящееся на удар:

На себя что купиТЬ ТО ПР...

Вобщем, всё в этом Анапесте указывает на Фалеха:

На себя что купить ВАМ то проториться

Единственно, что в этом убудет, так это то тяготение к удару слова ТО. Плюс, как бы там ни было, а Ан3 посерьёзней Фалеха будет. И это безусловно нужно было к следующей строке:

А ты`, уДАЛ-мо`лодец и та`к живё`шь

Здесь 4 удара и без комментариев.

Как и в 8-й* и 10-й строке:

А с того`-све`ту сюда` не вы`тепут
...
А наго`му-босо`му шуми`т разбо`й

А в девятой всё смахивает на 2 ударения:

Да никто`_к_неМУ_не_привя`жется

*
А с того`-све`ту сюДА_не_вы`тепут

Да никто`_к_неМУ_не_привя`жется

Хм...

Вот таки дела. И, -- только схемки не хватает. Что ж, черчу. По своему. Без метрической и стопной. Только цельная:

1ооо1ооо1оо_____1
оо1ооо1о1оо_____2
оо1оо1ооо1оо_____3
оо1оо1оо1оо_____4
о1оо1ооо1о1_____5
оо1о1оо1о1_____6
оо1оо1ооо1оо_____7
оо11оо1о1оо_____8
оо1оооо1оо_____9
оо1оо1оо1о1_____10

1П3д (Буй-турчик)_____1
Х5д_____2
Фалех. ХД5, д_____3
Ан3д_____4
ЯА5_____5
Сапфо. ХД5, м_____6
Фалех. ХД5, д_____7
ЯЯА4, д_____8
Пкбс.(?) ХД4, д_____9
ХД5м_____10

Размер 10 строк:

3_____1
5_____2
5_____3
3_____4
5_____5
5_____6
5_____7
4_____8
4_____9
5_____10

Итого, 3-х,4-х,5-ти стопный безцезурный Тактовик.

Если что, то это экспериментальное определение.