Куприн Александр Иванович, в 1919 году...

Белая Стихия
СОЦИА...ИЛЬ НАЦИОНА...ЛИЗНУЛИ?

михаил ардов     протоирей


25 августа - день смерти талантливого русского писателя Александра Ивановича Куприна.
Умер он в 1938 году в Питере на Литераторских мостках.
   Примерно за год до смерти он вернулся из эмиграции, но это не было сознательным решением. Человек, с которым Куприн дружил многие десятилетия, Иван Бунин свидетельствовал: "Он не уехал в Россию, его туда увезли совсем больного, впавшего в младенчество."
   И это суждение вполне убедительно, поскольку Куприн в своё время был офицером Белой армии и даже одним из её идеологов.

          Вот, например, что он писал в 1919 году в газете "Приневский край":
         "25 октября старого стиля 1917 года в управление всем Российским государством вступил Владимир Ленин и вот уже два года в полной мере самодержавно правит Россией. Он заключил позорный мир с Германией, он впустил германские полки разорять русскую землю, он порвал всякие дружеские отношения с нашими старыми союзниками англичанами и французами, он вместе с немцами устроил самостоятельную Украину, и он же источил русскую землю кровью, уничтожил десятки тысяч людей в тюремных застенках и под орудиями пытки палачей, он призвал наёмных китайцев и латышей, чтобы пытать и уничтожать русских людей, он задушил русскую свободу и вернул Россию к самым тюремным временам бесправия, полицейского режима, пыток и казней.
   В страшные времена Иоанна Грозного русскому народу легче жилось и дышалось, нежели в Советской России в неистовые времена Владимира Ленина".
НО ЛЕНИН БЫЛ ДОСТАТОЧНО ПАРТИЕН, И ВОВСЕ НЕ ТИРАН,... ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?

   У меня и у моих собратий есть к Куприну претензия. В 1913 году он написал рассказ "Анафема". Сюжет там такой: некому протодиакону приказывают возгласить в храме анафему Льву Толстому...А он вместо этого отлучённому от Церкви писателю "многая лета". Полагаю, Куприн бывал на богослужениях крайне редко (если вообще бывал) и, разумеется, не мог знать того, что после XVIII века в Российской церкви еретиков и отступников поимённо анафеме не придавали. В самом определении Святейшего Синода от 20-23 февраля 1901г. о графе Льве Толстом" нет слова "анафема". Так что ничего подобного тому, что вообразил и изложил на бумаге Куприн, в действительности не было и быть не могло.
    В конце XIX века, когда Куприн много странствовал по России, возник такой анекдот. Будто бы этот писатель, пребывая в маленьком городке, отправил телеграмму государю Николаю Александровичу. Там сообщалось, что местность, где он пребывает, выходит из состава империи и объявляет о своей самостоятельности. И вот из Петербурга приходит депеша на имя тамошнего губернатора. Чиновнику предписывалось следить за тем, чтобы писатель Куприн не только пил, но и закусывал...
    В начале XX века в компании литераторов присутствовали Александр Куприн и литовский поэт Юргис Балтрушайтис. Их представили друг другу, последовало рукопожатие.
-Куприн.
-Балтрушайтис
    Пьяноватый Куприн принял литовскую фамилию за глагол в повелительном наклонении, что-то вроде "угощайтесь", а потому произнёс: "Спасибо. Я уже..."
    Как известно, придя к власти, большевики принялись грабить состоятельных людей. При этом самый процесс насильственного отчуждения собственности назывался двояко - "социализировать" и "национализировать". Мой покойный друг Евгений Борисович Чуковский мне говорил, что в знаменитом альбоме "Чукоккала" рукою Куприна было записано такое его стихотворение:
    ПОСЛЕ ОБЫСКА
    Ушли. Сижу я гол и бос -
    Сапог и брюк мне не вернули...
    А в голове один вопрос:
    Социа...иль национа...
                лизнули?

 газета Метро, между прочим,понедельник 24 августа .