Ника Турбина. У черты Вселенной

Зера Черкесова Новеллы
Я стою у черты,
Где кончается
Связь со Вселенной...

(Из самого раннего)

 Не прекращаются споры о феномене Ники Турбиной.
Ника такая одна. Она-не в ряду!
Сколько их:прежних и новых вундеркиндов, что сочиняют »недетские стихи». Но оказывается,что это очередной пиар шоу-бизнеса. В недавнем интервью Виктория Ветрова, к примеру, призналась, что «феномен Вики Ветровой», которую сравнивали с Никой Турбиной, был надуманным и притянутым за уши:не было никакого феномена, а был нормальный ребенок из интеллигентной семьи-общеобразовательная и музыкальные школы, кружок живописи  и т.д. Ну и стихи...А журналист»Комсомолки», чья статья наделала шуму и сделала имя Вики Ветровой громким-»просто сместила акценты», как развенчала самое себя повзрослевший «вундеркинд».
В спорах о феноменальности и уникальности Ники Турбиной со стороны скептиков част довод: а вот я в детстве тоже сочинял(а)стихи не хуже Ники(или «знакомый ребенок вот какие сочиняет стихи-чем хуже и слабее Ники?!»). Просто, мол, меня(или того подростка)не пиарят, как носились с Никой Турбиной, а так, ничего особенного, много таких, и никакой мистики...
И вообще, если отвлечься от возраста автора-»невелик талант». Принадлежи они взрослому автору-и не обратили бы внимание.
...
Вот образец из Никиного раннего-написанный до семилетнего возраста:

В самую полночь
Дверь отворится.
И прилетит вдруг ко мне
Странный волшебник,
Синяя птица
В образе детства,
На легком коне.
Он прилетает с рифмой скользящей,
Ну-ка попробуй, поймай.
И, ускользая, голос манящий,
Слышу, зовет меня вдаль.
В даль одиночества,
В даль расставаний,
В слезы, прощанье
И радость потерь.
Всадник, летящий
С рифмой скользящей,
Ты в наговоры не верь.
А попроси у меня на прощанье
В час недомолвок,
В час звездной зари
Маленький дар -
За крылатую рифму -
Сердце мое забери.

Или вот это:

 Алая луна,
 Алая луна.
 Загляни ко мне
 В темное окно.
 Алая луна,
 В комнате черно.
 Черная стена,
 Черные дома.
 Черные углы.
 Черная сама.

 1980г(6 лет)

 Право, даже если бы эти строки этих приведенных самых ранних Никиных стихов (до 7 лет!) принадлежали взрослому поэту с дипломом Литинститута-и тогда это не было бы ординарно. А если вспомнить, что эти »крылатые рифмы» вышли из-под пера дошкольницы(нет, гласа, ибо Никуша их распевала, свои рифмы, а записывали вначале за ней, еще не умевшей писать-домочадцы)-становится не по себе.
Неавторитетны наши субъективные оценки? Что ж, Ника Турбина в 12 лет была удостоена за сборник »Черновик»-Золотого Венецианского Льва. Второй из русских поэтов после Анны Ахматовой. Красноречивое соседство в истории...
И не единственный факт преемственности подобного рода. Уже в пору Никиных триумфов было замечено странное совпадение:Ника училась в той же 12-ой ялтинской школе, в которой в свое время училась Марина Цветаева. Более того:маленькую Нику находили   похожей на цветаевский профиль.
 Насколько объективно стилевое сходство двух поэтов, разделенных во времени, при том, что юная Ника уж точно сознательно не стилизовала свои стихи под кого-то . Нет. Они приходили ей по ночам-»как звук», они захватывали ее сознание и требовали оглашения и записи на бумагу. И они:жаждали быть услышанными миром. Иначе как объяснить чудесную историю вознесения Ники Турбиной на гребень всесоюзной и международной славы и изумления-и  невероятную, зашкаливающую в своем густом трагизме историю столь же внезапного угасания таланта и страшной трансформации личности юного гения по достижении 13-летнего рубежа? Словно ее короткая 27-летняя(лермонтовская черта)жизнь вместила в себя двух личностей из двух миров.

Ника из Зазеркалья.

 Не станем по некотором размышлении цитировать версию диакона Кураева, изложенную им в разошедшейся по Сети книжке, в которой этот как будто призванный сеять светлое-духовное священнослужитель растекается на десятках страниц измышлениями о «бесовщине», »одержимости» и прочем в этом роде:по адресу самых ярких звезд русской и мировой культуры-литературы, поэзии, музыки, живописи. И между прочим-на странице о Нике Турбиной. Все валится в одну кучу:действительно помешанные-и подлинные гении, пророческий дух живущий в больших художниках и поэтах- и откровенный примитив творчества большинства «контактеров».
 Тот же диакон приводит психиатрический синдром Кандинского-Клерамбо, каким объясняли Никин дар советские психиатры, которым показывали странную маленькую поэтессу(в переводе с медицинского на расхожий-та же »бесноватость»). Такое объяснение имеет право на существование, но не как догма, не подлежащая обсуждению во всех случаях: иначе это еще один грустный пример в ряду ярлыков сумасшествия, навешиваемых на все из серого ряда выбивающимся «лица необщим выражением» советской карательной психиатрией.
Здесь религия в версии таких, как упомянутый диакон-и официальная психиатрия  сходятся в попытках втиснуть в прокрустово ложе усредненности Феномен Человека, его бесконечную вариативность, многоликость и многообразие проявлений,подчас кажущихся непостижимыми.
 Хотя маленькая Ника знала источник своих крылатых скользящих рифм: »стихи мне диктует Бог»-прямо и без зауми заявляла она потрясенным и испуганным домочадцам и многочисленным интерпретаторам ее феномена(психиатрам, экстрасенсам, авторитетным лицам, таким как ее открыватели и покровители-Юлиан  Семенов и Евгений Евтушенко, пытавшимся понять).
 Можно ли сомневаться, что устами младенца глаголила Истина-и оскорблять память светлого моцартовского гения(Нику сравнивали с юным Моцартом) дешевыми и сомнительными спекуляциями о темной «бесовской» природе ее Слова?!
Не пытаясь осмыслить-категорически и с апломбом служителя культа в сутане- навешивать готовые ярлыки.

...дайте мне
 Как можно быстрее сказать -
 Что я потерян во времени... 
    

 ...Зачем столпились у дверей
 Недетской памяти моей...
 
Какие признания изрекала в этих строках  7-10 -летняя Ника, сколько тайного нераскрытого смысла!

 Новые версии нового века:дети Нового Сознания, дети-индиго. Вестники иных миров, пришельцы.

Как видим, версий много, и ни одна не в силах объяснить то, о чем вопрошала сама Ника:»Так кто же я??»:

Кто я?
Глазами чьими я смотрю на мир?
Друзей? Родных? Зверей? Деревьев? Птиц?
Губами чьими я ловлю росу
С упавшего листа на мостовую?
Руками чьими обнимаю мир,
Который так беспомощен, непрочен?
Я голос свой теряю в голосах
Лесов, полей, дождей, метели, ночи…
Так кто же я??
В чем мне искать себя?
Ответить как всем голосам природы?

Большой художник-всегда Пророк. Большое искусство исполнено пророческого пафоса.Ника Турбина-Большой Поэт. Ее стихи и ныне понятны не более, чем на пять процентов, только намеки, только догадки.

Один из них:пронзительнейшая »Полынь-трава»:



Я — полынь-трава.

 Я — полынь-трава,
 Горечь на губах,
 Горечь на словах,
 Я — полынь-трава…

 И над степью стон.
 Ветром окружён
 Тонок стебелёк,
 Переломлен он…

 Болью рождена
 Горькая слеза.
 В землю упадёт —
 Я — полынь-трава…

Законченный поэтический шедевр, достойный пера большого поэта-как почти все творения Ники Турбиной. И-столь же загадочный.О чем это?

 Ника, живущая на берегу Черного моря, астматик, сбегающая подышать целебным морским воздухом (и услышать в рокоте волн те горние звуки, может быть, что исторгались из нее стихами?).
Годы-начало 80-х.
Прелестная Ялта, рукой подать до Киева...До Припяти...
До Чернобыля.

«…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.» (Отк. 8; 10).

Пророчество Иоанна Богослова о звезде Полыни, ставшее знаменитым в еще атеистической стране после Чернобыльской Катастрофы.

Полынь-по украински чернобыльник. Город назван по имени растения, в изобилии произраставшего здесь.

«И третья часть вод сделалась полынью...»(библейский Иоанн Богослов)- Я — полынь-трава/ Горечь на губах/ Горечь на устах Я — полынь-трава...(Ника Турбина, девочка из Украины,  незадолго до Чернобыльского колокола, возвестившего миру о его хрупкости).

 И над степью стон.
 Ветром окружён
 Тонок стебелёк,
 Переломлен он…

Не метафора разве Экологической Катастрофы Вечной Чернобыльской Зоны?!

 Болью рождена
 Горькая слеза.
 В землю упадёт —
 Я — полынь-трава…

«…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь».

 Кто-то еще сомневается в боговдохновенности(а отнюдь не «темных сущностях преисподней)-уст и пера Ники Турбиной?-Если Ника, росшая в атеистической стране и семье, учившаяся в советской школе, отделенной от тени религиозного образования-едва не слово в слово повторила в отточенных, звучащих, как мерный ритм колокола,-пророчество Иоанна Богослова?!
И незадолго, едва не накануне Катастрофы.
Знала ли она текст Иоанна? Весьма сомнительно, хотя мне уже пытались в дискуссии притянуть вероятность подобного рода(подпольные Библии в семьях советских интеллигентов, но ни мать, ни бабушка Ники ничего об этом не упоминали-Ника выросла во вполне светской творческой среде художников и писателей).
Но даже если бы знала. О звезде Полыни Иоанна Богослова заговорили после, а не до. И какой  же сверхъестественной проницательностью(снова пророческим духом нужно было бы быть одержимым), чтобы из тысяч строк Библии выбрать-эти.

 В спорах о природе паранормального, меня, автора этих строк, больше всего поражает стремление Фом Неверующих любой ценой, даже абсурдной, притянуть и втиснуть в прокрустово ложе готовых «доказанных наукой»(как будто Наука уже заранее все объяснила и доказала) схем-все, что в эти схемы втискивается не желает. Ощущение неправды и надуманнности возникает при слушании и чтении подобных »простых и ясных объяснений».
Истина всегда обладает внутренней правдивостью-как  неистинное обнажается трудновыразимой словами кривью и фальшью.
 
 В этой статье мы снова лишь прикоснулись к  светоносной поэзии Ники Турбиной. Хотя многими ее поэзия отчего-то воспринимается как «тяжелая и мрачная», но это зависит  от способа чтения и личности читателя.
Это не первая моя статья о Нике Турбиной.
Сегодня я обнаружила на Стихи ру страницу автора Ника Турбина-что меня удивило и обрадовало. Да, разумеется:память Поэта надо поддерживать и развивать всеми способами. Хочется выразить благодарность тем, кто создал на портале stihi.ru страницу сколько возможно пока полного собрания ее стихов(но далеко не все еще обнаружено, а многое и просто не опубликовано, в том числе особенно ее взрослые стихи, кеми-то  произвольно сочтенные »не представляющими интереса»). Замечательно и то, что в разделе »Читает Ника» приводится список интернет-ссылок на авторское чтение, которое  собирало тысячные залы, делались документальные фильмы.
 Мы признательны также и за идею переводить посильное количество стихобаллов на ее страницу-для анонсирования ее произведений на Главной, что как светильник, поддерживало бы и развивало интерес к ней, столь несправедливо угасший уже при ее сложной и противоречивой жизни на фоне излома эпох.
Я немедленно перевела свои баллы, и призываю сделать то же читателей, коим небезразлична не только своя лира, но и русская поэзия и ее будущее в этой стране.
 
1.
http://stihi.ru/2011/07/16/3938
Ника Турбина непонятая Пифия

2.
http://stihi.ru/2011/07/19/2405
Ника Турбина. Послания из Космоса?


3.
http://stihi.ru/2011/07/16/4166
Имя сей звезде Полынь. Ника Турбина.


4.
http://stihi.ru/2015/11/24/6445
Ника Турбина. Вундеркинд, медиум или Дети Индиго?


5.
http://stihi.ru/2015/09/22/8018
Ника Турбина. У черты Вселенной
            
 22.09.2015 17:28