Иоанн Калита - собиратель земли Русской

Людмила Попкова
'С того же лета сяде Иоанн Данилович
                на великом княжении всея Руси,
                И была тишина великая на 40 лет
                и престаша поганые воевать Русскую землю
                и закалати христиан: и отдохнуша
                и опочинуша христиане от великия истомы
                и многие тягости,и от насилия татарского
                и бысть оттоле тишина великая
                по всей земле."
                /Тверской летописец/

   Иоанн Калита - внук Александра Невского, получил своё прозвище от обычая носить с собой кошелёк(калиту) с деньгами, чтобы раздавать милостыню бедным.
Он вступил в Москве в правление в 1325 году, после того, как его старший брат Юрий уехал на княжение в Новгород. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, князь Иван Данилович Калита обосновался в Москве.
 Благодаря набожному и мудрому князю, ордынские ханы земель московских не разорили, не сожгли ни одного города.
 Иоанн уяснил себе, как нужно угождать татарским ханам и получать их поддержку: он часто ездил сам в Орду, возил туда богатые подарки. Таким образом он и добился великого княжения владимирского. Но во Владимир не поехал, а остался в Москве.
 Ханы даже доверяли Иоанну собирать дань со всех окрестных княжеств, а он, посылая им дань, часть бОльшую оставлял себе и на эти деньги скупал города и сёла у обедневших князей, или завоёвывал эти города в тяжёлых битвах, забирая их под своё владение. Так он присоединил Ростов, Углич, Дмитров, Белозёрск, Галич, Можайск, Звенигород, Серпухов, Коломну, Рузу и Переяславль.
 Иоанн неуклонно стремился к своей цели: собирал и укреплял земли московские, поступая вразрез с ханской политикой: "Разделяй и властвуй!"
 Он был дальновидным правителем и дипломатом. Его ещё в древней Руси назвали "Собиратель земли Русской"!
 В правление Иоанна Калиты в Москву переезжает митрополит Пётр, который поддерживал его политику объединения русских земель.
 В Москву со временем была переведена митрополичья кафедра, что явилось важнейшим шагом для поддержания величия Москвы.
Слава о Москве и её князе распространилась по всей земле русской.
Митрополит Пётр вместе с Иоанном заложили в Москве церковь Успения Богородицы, где митрополит завещал похоронить себя:
Он сказал князю:"А если меня послушаешь и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своём граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои, и город твой славен будет по всей Руси, и святые будут жить в нём, и прославится Бог в нём!"
 Умер этот старец, прожив святую жизнь, в 1326 году в Москве и похоронен в храме Пресвятой Богородицы.
 Москва же с этих пор стала духовным центром русской земли под покровительством Богородицы.
 После смерти митрополита Петра в Москву прибыл новый митрополит - Феогност, проводивший ту же политику поддержки московского князя в его деятельности на благо Руси великой.
 Народ стал тянуться в Москву отовсюду, прослышав о том, что в Москве тихо и безопасно, нет захватчиков-татар.
 Иоанн заложил ещё много храмов: построил каменную церковь Архангела Михаила (там, где сейчас Архангельский собор), основал монастырь святого Преображения, церковь Иоанна Лествичника, церковь Спаса на Бору.
Кроме того, Иоанн Данилович восстановил Московский Кремль, окружив его дубовыми стенами.
"Точию соблюде и заступи Господь Бог князя Ивана Даниловича, и его град Москву и всю его отчину от пленения и кровопролития татарскага."(Никоновская летопись).
 Весной 1341 года, приняв схиму и пострижение, Иоанн скончался, и был погребён в церкви Архангела Михаила. Всё своё имущество он разделил между своими сыновьями, а Москву оставил им в общее владение, завещав хранить и возвеличивать город Москву.
 Иоанн был одним из великих князей Руси.
Народ любил своего князя и горько оплакивал его кончину.