Пунктуация. Двоеточие

Творческая Мастерская Алкоры
Разбирая пакеты конкурсных стихов, многие из членов жюри не раз огорчались неумению (а часто и сознательному нежеланию!) авторов грамотно записывать свои тексты в части расстановки нужных знаков препинания на нужных местах. Иные  пишут вообще без каких-либо знаков, иногда - даже без заглавных букв в начале предложений и точек - в конце. При этом они ссылаются на «авторскую запись», которая по каким-то не известным  мне правилам записи стихов допустима.

Возможно, я просто не в курсе этих правил: кто-то, как Птица Говорун, которая  «отличается особым умом и сообразительностью», эти правила придумал и среди поэтов распространил. Возможно… Лично для меня эти нововведения ничего полезного не прибавили - никакого особого очарования стихам не придали, зато  некоторые проблемы создали. А еще они лишают автора стихов важного средства передачи смысла, интонаций и акцентов на те или иные фразы текста. То есть, автор сам себе добровольно руки связал и этому радуется! )))

Ладно, потерялись интонации, гораздо хуже, когда даже смысл предложений без правильных знаков препинания перестает быть понятным и вообще - однозначным. И это вовсе не замысел автора, а его личная школьная недоработка - безграмотное письмо.

Члены жюри, конечно же - не звери: до сих пор на наших конкурсах мы не снимали стихи с номинации по причине ошибки в орфографии или из-за пропущенных запятых. Впечатление наше, конечно, об авторе чуть портилось, но стихи все равно оценивались не по их записи. С этого года и только на серии «Птица Говорун» неправильная расстановка запятых и других «точек» будет влиять на номинацию. Именно поэтому о самых типичных ошибках их расстановки я постараюсь подобрать вам на страничке Ликбез нужные материалы. Попробуем вместе освежить в памяти давно забытое, а там, глядишь, и появится привычка ВСЕГДА записывать свои стихи грамотно. Потому что поставленная запятая или какой-нибудь другой знак в не нужном месте, может когда-нибудь сыграть для написавшего роковую роль…

В этой статье хочу поговорить о двоеточии. За исключением случая перечисления предметов и употребления его в прямой речи, авторы почти не пользуются в текстах стихов этим знаком, заменяя его то запятой, то тире совершенно бездумно. А зря. Двоеточие часто полностью меняет (или делает много понятнее) смысл наших стихотворных фраз - предложений.

Обратимся к «Правилам русской орфографии и пунктуации»

Двоеточие — знак препинания в виде двух, расположенных одна над другой, точек (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Двоеточие в русском языке:

- разделяет слова автора и прямую речь; оно  предупреждает, что после слов автора последует прямая речь, и нам следует обратить внимание на это место в предложении (Я воскликнул: «До ближайшего хутора рукой подать!»).

- ставится после обобщающего слова в обобщении («Удивляло и восхищало в нём всё: его манера говорить, его отношение ко всем, всегдашняя приветливость…») или предложениях с большим количеством однородных членов;

- используется как символ, который вводит перечисление чего-либо (примером может служить данный список);

-ставится между двумя частями сложного бессоюзного предложения, когда вторая часть предложения УКАЗЫВАЕТ НА ПРИЧИНУ ТОГО, о чём говорится в первой, либо вторая часть ПОЯСНЯЕТ ПЕРВУЮ, либо вторая часть ДОПОЛНЯЕТ ОДНО ИЗ СЛОВ ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПЕРВОЙ.

А теперь еще раз об этом же, но поподробнее:

                Правила постановки двоеточия в русском языке

1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

а) Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, ещё слова НАПРИМЕР, КАК-ТО, А ИМЕННО), например:

Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.
Н.В. Гоголь

Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.
Л.Н. Толстой

Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки.
С.Т. Аксаков

б) Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки.
Л.Н. Толстой

в) Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова КАК-ТО, НАПРИМЕР, А ИМЕННО, например:

И всё это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка — напомнило мне далёкие дни детства.
А.А Первенцев.

Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев — и возвратился на Урал.

2. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединённых с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении, например:

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
А.С. Пушкин

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
Л.Н. Толстой

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.
М.Ю. Лермонтов

б) основание, причина того, о чём говорится в первом предложении, например:

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
А.Н. Некрасов

Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба — это была та тёмная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.
В.Г. Белинский

3. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединёнными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЗНАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
А. Н. Толстой

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз…
М.Ю. Лермонтов

Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею…
М.Ю. Лермонтов

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
А.С. Пушкин

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.
Н.А. Островский

           !!!! Но (без оттенка предупреждения): «Слышу, земля задрожала».

4. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности — прямой вопрос или восклицание, например:

Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».
А.С. Пушкин

По окончании работы Пётр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»
А.С. Пушкин

А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!»
А.П. Чехов

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его — знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

Я думал о том, какой это тяжёлый и ленивый малый.
Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!