Гаспаров. Реформа Тредиаковского

Рихард Мор 2
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. (2-е издание, 2000).
§9 Реформа Тредиаковского. Новшеством Тредиаковского в его программном трактате "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) был его научный, исследовательский подход к русскому стиху. И досиллабическое, и силлабическое стихосложение в русском стихе утверждались лишь практически, на слух, или по иноязычным пособиям. Тредиаковский первый подошёл к стиху как филолог с отличным европейским образованием, с прекрасным знанием силлабического и с редким интересом к народному русскому стихосложению. Исходными для него являлись два факта: природные данные русского языка и сложившаяся традиция русского стиха. На основании природных данных русского языка, не имеющего долгот, но имеющего ударения, Тредиаковский заключает: следовательно, именно "то`ническая" ударность должна определять систему русского стихосложения. На основании литературной традиции силлабического стиха Тредиаковский заключает: следовательно, именно 11- и 13-сложный размеры с женским окончанием являются основными размерами русского стиха. Таким образом, задачу свою он представлял себе так: в эти традиционные формы русского стиха необходимо ввести упорядоченное расположение ударений -- прежде всего в окончании стихов и полустиший, а затем и внутри стиха.
Окончание стиха, по Тредиаковскому, всегда должно быть женское (как почти всегда было и у силлабистов), а окончание предцезурного полустишия, напротив, мужское (тогда как у силлабистов оно было свободным). Здесь Тредиаковский опирался на опыт французского стиха с его постоянной мужской цезурой и ссылался на то, что при "прочитании стихов" на французский лад предцезурное ударение должно служить опорой для интонационной вершины строки. Самый стих Тредиаковский предлагает измерять {ИЗМЕРЯТЬ!!!} для удобообозримости не слогами, а двусложиями, называя их "стопами", -- это тоже приём французского стиховедения того времени. Таких стоп может быть четыре: хорей 1о, ямб о1, спондей 11 и пиррихий оо. Чем больше однородны стопы в строке, тем отчётливее в стихе ритм ("падение" cаdentiа). Недостатком традиционного стиха было то, что в нём при таком рассмотрении оказывались, как в прозе, смешаны любые стопы (напр., "Имени его славу несите премногу" -- хорей, пиррихий, спондей, предцезурный "гиперкаталектический слог", ямб, пиррихий, хорей). Во избежании этого Тредиаковский предлагал "чрез весь стих" выдерживать повторение лишь хореических стоп, допускать по необходимости спондеи и пиррихии, но никак не ямбы. Такое предпочтение хорею объяснялось тем, что только хорей мог дать единообразный ритм в обоих полустишиях стиха Тредиаковского... 11-сложный стих при этом, по современной терминологии, имеет вид 6-ст. хорея с цезурным усечением на III стопе:

Красота` весны` / ро`за о` прекра`сна!
Всей о госпожа / РУМЯности власна!
Тя, во всех садах / яхонт несравненный,
Тя, из всех цветов / цвет предрагоценный...
...Похвалить теперь / я хотя и тщуся,
Но, багряну зря, / и хвалить стыжуся!..
("Ода в похвалу цвету розе". 1735)

КОММЕНТАРИИ.

Если говорить серьёзно -- Х4
И ещё серьёзнее на тему Прозы и Поэзии то ладно -- Х10
Но вначале всё же хочется поговорить о Метре... -- Х8
Что такое Метр и что такое стопность Метра -- Х7
И его Стопа которую зачем-то постоянно сравнивают с Метром?.. -- Х11

Это вообще не проблема. Хотя, возможно, во времена Тредиаковского это и было проблемой. Сейчас её нет. Если трезво смотреть на вещи. Проблема в другом. И вот это уже действительно проблема. Во-первых, Стопа предназначена для измерения Метра. Во-вторых, измерять Метр, я вот так посмотрю, не умеют до сих пор. Показательный пример, -- от Гаспарова. Ещё раз. Цитирую:

"...(напр., "Имени его славу несите премногу" -- хорей, пиррихий, спондей, предцезурный "гиперкаталектический слог", ямб, пиррихий, хорей)."

Эх, придётся поучить Гаспарова чертить схемки. Вначале

ПОПРОЩЕ:

Имени его --

2-стопный 1-й Пеон, м.; или 2-я форма 3-стопного Хорея, м.

а) 1ооо 1; б) 1о оо 1.

Славу несите премногу --

3-стопный Дактиль, ж.

1оо 1оо 1о

ПОСЛОЖНЕЕ:

Имени его славу несите премногу

1ооо11оо1оо1о

1о / оо / 11 / оо / 1оо / 1о

Хорей/Пиррихий/Спондей/Пиррихий/Дактиль/Хорей = 6-стопный Хореодактилический логаэд (5/1) -- ХПСПДХ. Подберём к нему такую форму ХХПХДХ* и такую ХХПДХХ**

Имя Божие восславьте именем Бога*
Именем его славу несите премногу
Имя Господа восславьте во имя Бога**

Так ведь? О других нюансах этого стиха в другой раз.

Касательно же того, что, возможно, Гаспаров отталкивался от слов Тредиаковского и поэтому так загадочно определил эту строку, -- ладно, но ведь это не означает, что он не должен был показать, её и современный, и упрощённый вид. А именно, ещё раз: б) Х3м^Д3ж.

И, опять же, повторюсь: это не проблема. Подумаешь Проза или Поэзия. А вот, что делать, когда в Поэзии, один и тот же логаэдический Размер даёт разную Ритмику?

Об этом в следующем эссе...