Никки бунгаку-1 Из дневников

Сендр Фридайвер
                Никки бунгаку-4 (Из дневников).

               27 сентября 2015, 20:05.

                Странная у меня голова!
                Всё думает
                О недостижимом,
                Неужели так будет
                И в этом году?

                Исикава Такубоку(20 февраля 1886-13 апреля 1912г.)
                Цикл "Грустная игрушка".


      Тёплый, удивительный, тёмный по-южному вечер. На улицах, набережных звучит много разной хорошей музыки, сегодня много  джаза, звучит саксофон. Музыка заполняет пространство у кафе, ресторанов, у уличных стоек баров. Уличные музыканты исполняют сольно свои или хорошо известные мелодии, музыкальные команды радуют прохожих эстрадными хитами. Классический репертуар предпочитают прогулочные катера и судёнышки покрупнее.  Восторженный нестройный хор экскурсоводов взывает в ночи с молитвой:
   
                О, проснись, проснись!
                Стань товарищем моим,
                Спящий мотылёк!

                Басё (1644-1694г.)

       Тусуется молодёжь всех неформальных сообществ.  Клубная вечеринка панков с ирокезами на головах, тусуются рокеры  и дефилируют в своих нарядах и образах. Просыпаются мотыльки.
       Туманное небо не даёт явиться луне во всей своей красе, над городом в дымке висит яркое туманное светило. Горят уличные фонари, подсветка, пешеходы ходят парочками и в обнимку,  о чём то шушукаются.
       Замечательный творческий вечер-лекцию провела редактор журнала "Прочтение" Анна Рябчикова в помещении "Музея советских игровых автоматов" на Конюшенной площади 2В, "Кто написал стихотворение, или кризис поэтического Я".
       Слушателей собралось 9 человек, все девушки, и у меня сложилось устойчивое мнение, что все присутствующие - авторы поэтических форм.
               
                Конюшенной площади
                тёмные замки,
                автомобиль у ворот
                болеет ветрянкой,
                огромные окна,
                туманные тени,
                игровых автоматов
                поэтический вечер....
               
                (" Творческий вечер"- С Ф.)


       На лекции осуществлялась попытка уяснить практику применения художественного приёма Центон как конкретную форму создания поэтического текста на примере отечественных, ставшими признанными классиками советского и постсоветского исторического периода авторов.
       Особенно удалось пристально вглядеться в опыт авторов, созидавших свои произведения в последние десятилетия 20 и первого десятилетия 21 веков.
      Интересный материал, интереснейшие произведения, но особо сильное впечатление на меня произвело творчество Льва Рубинштеина, и его произведения, сочетающие в себе поэзию, перфоманс, эссеистику, смешение литературных жанров.         
     Пришлись мне они по вкусу их схожестью с японской поэзией малых твёрдых форм, обладающих исключительным свойством суггестивности, в этом их основная  притягательность для меня.
    В давно забытой статье 1986г. А.Долина "Поэзия гэндайси - путь к истокам  о литературных взаимосвязях Востока и Запада", приводится пример сравнения перфоманса европейского дадаизма и поэзией дзенского абсурда. В творчестве японского дадаиста Такаси Синкити автор приводит несколько произведений, к которым в своих исследованиях прибегает с постоянством с первых публикаций 1984 года и до публикаций  2014 года.
            
   А.Долин констатирует - Такаси Синкити " ...точно уловил подспудную связь между дадаииским и дзен-буддийским алогизмами..."

                Я не знаю,
                Что думает воробей о земном шаре,
                Но каждое утро
                Они исправно клюет корм на крыше...

                ("Воробей")


                Скажи , что меня нет дома.
                Скажи, что здесь никого нет,
                Я вернусь через пятьсот тысяч лет...
               
                ("Меня нет дома")
               


                Солнце также святило
                И пятьсот тысяч лет назад...


                ("Солнце")

               
                Тихий дождь моросит в туманное утро,
                Подвывая, как призрак, проходит собака.

                Чаю заварю , в одиночестве выпью.
                На коленях в бесформенный клубок
                свернулась кошка.

                На земле, окраплённой росой былых грёз,
                Посадил бамбук, красиво расставил
                камни-  и слушаю ветер.

                А когда набегут облака и вечер настанет,
                Я окно, что распахнуто в явь, закрою и
                уйду в спальню...

                ("Дождь  и туман")

 Собственно, "смешение" литературных жанров, сочетание их с "перфомансом", с различными видами и жанрами искусства- классика дальневосточной культуры. Вспомним сочетание классической живописи, поэзии, прозы, эссеистики, аранжировки цветочных композиций ( их наименования весьма разнообразны в зависимости от конкретного частного случая).
               
 По завершении лекции и краткого обсуждения пришли к выводу- современные  авторы поэтических форм широко и иначе используют приём цитирования, чем авторы  предшествующего эстетического поколения постсоветского времени. Авторы в настоящем пользуются этим приёмом не комплексуя, не прячась за мысли и формы признанных авторитетов прошлого, они открыто демонстрируют своё право использовать весь наличествующий материал в своих опытах создания нового. Они  бравируют,  демонстрируют свою эрудицию, талант и способности в игре смыслами и формами.
  Авторы позиционируют себя равными или личностно превосходящими авторитетов  прошлого - классиков.

 Чудесный вечер , спасибо лектору!
               
                С Ф



       Фото- Евгения Чумакова.