Метаморфозы

Вит Уйманов
По воле обстоятельств мне приходится с интервалами в несколько месяцев бывать в районе станции метро "Спортивная" и по пути следования проходить мимо гостиницы "Юность", построенной в Москве ещё к Олимпиаде-80. При этом я наблюдаю интересные метаморфозы, растянутые во времени.
Однажды у входа в гостиницу появилась бронзовая скульптуру довольно привлекательной девушки, опирающейся одной рукой на спинку старинного кресла. Поза девушки не давала конкретного ответа на вопрос о роде её занятий, тем более у входа в гостиницу - зачем она здесь? (уже потом случайно узнал, что это образ людоедки-Эллочки из "12 стульев").
Спустя некоторое время на месте девушки появилась скульптурная группа, изображающая юных пионеров - мальчик с пионерским знаменем в руке и девочка, оба  в пионерских галстуках, отдающие пионерский салют. И, вроде бы, это больше подходило к названию гостиницы "Юность" (фото найти не смог).
Но вот, на днях, неожиданно, я увидел на месте пионеров теперь уже дворника, тоже бронзового, с лицом алкаша (похожего, извините, на Ю.Никулина), в фартуке, с метлой и торчащей из кармана бутылкой. Технически скульптура выполнена замечательно, но вот опять, смысл её мне не ясен.
Не зная подоплёки происходящего, я, по привычке, начал выстраивать предполагаемую логическую цепочку. Очевидно, талантливый скульптор (в работах чувствовалась одна рука), у которого хорошие отношения с администрацией гостиницы, использует эту площадку для демонстрации своих работ. При этом, думаю, он не вкладывал определённого смысла в очерёдность их экспонирования. Мне же увиделась в этой последовательности, как в кадрах кинохроники, аналогия с нашей историей в лицах.
20-30-е годы, НЭП, нэпманы, людоедки-Эллочки, "красивая жизнь"...
Затем на смену купеческого, мещанского быта приходит период строительства социализма - вера в будущее, ясность целей, энтузиазм, пионеры, пионерская атрибутика ...
Но вот наступает теперешнее время. Бывший мальчик-пионер не нашёл себя в новом, "демократическом" (сродни НЭПу) укладе жизни и превратился в дворника-алкаша, судьба девочки неизвестна... Круг замкнулся.

Сейчас многие города заполняются дорогими бронзовыми игрушками: скульптурами-шутками, скульптурами-анекдотами, персонажами литературных произведений или кинокомедий, рассчитанными на улыбку нетребовательной публики. Ну, увидел, ну, улыбнулся один раз, а дальше? А "оно" стоит...  Многие со мной не согласятся, но за всем этим видится рука богатеньких спонсоров. То ли это администрация, готовая распилить "на украшение города" бюджетные средства. То ли из "купеческой среды" кто-то желает "увековечить" свои прихоти, но во всём этом какая-то пустота, безвкусица и ... оскорбление благородного, "вечного" металла - бронзы (о творческом достоинстве скульптора я уж  и не говорю).
___________
P.S.
Узнал, что дворник - это "Тихон", тоже персонаж "12 стульев", а скульптор Катиб Мамедов. Имеет ли он отношение к "Пионерам" не знаю.

27.09.15.   Ил. - Инт.