Бериллиево-бронзовая Джемма

Александр Ясень-Горелов
               
Кино-, телесценарий, сценическая композиция, либретто.
(С Хром и Балетом).
На стихи Джеммы Сергеевны Фирсовой-Микоши и Автора.
В трёх картинах.
Продолжительность - семьдесят пять минут.
Для одной (трёх) актрис и одного артиста.
"Композиция" - финалист Всероссийского
конкурса "Поэта года.2013 год.Книга 15".
    УДК 82 - 1  ББК 84 (2 Рос-Рус6-5).
    Редакция "композиции" от 2 октября 2015 года


               
   БЕРИЛЛИЕВО-БРОНЗОВАЯ ДЖЕММА

 
   Картина первая. "Ведьма".
 

   Затемнённая сцена. На арьере - монитор (экран).
   В "световой вилке" - Героиня.
   В "световой вилке" - Г е р о и н я.
   Героиня одета а-ля Симона Синьоре
   в "Салемских ведьмах".
   Музыка - Паганини ("Дорога без конца")
   Чтение - 4 минуты.


   Меня уже сжигали на костре
   В Нормандии, Бургундии, Салеме.
   И в проруби во вьюжном декабре
   Топили, останавливая время.

   Мне не прощали избранность мою.
   Мне не прощали то, что я летаю.
   Мне не прощали то, что я люблю,
   Что я дарю удачу и караю.

   Мне не прощали то, что я пою
   И вызываю молнии и грозы.
   Мне не прощали искренность мою -
   Мой смех, тоску, молчание и слёзы.
               
   Мне не прощали, что в моих руках
   Любое дело спорилось и пело.
   Мне не прощали, что скрывая страх
   Чуму и оспу я лечить умела.

   Мне не прощали, что любой судьбы
   Заранее я знала завершенье,
   И то, что просто так, без ворожбы
   Во всём читала тайные знаменья.

   Мне не прощали, что в вечерний час
   Меня виденья в поле посещали,
   Что Гостя моего священный глас
   В моей каморке много раз слыхали...

   Мне не прощали, что приняв коня,
   Копьё и меч, надев мужское платье,
   Я шла на бой, и воины меня,
   Как полководца приняли в объятья.

   Мне не прощали юности моей.
   Когда от зависти товарки умирали,
   И счёт теряя лет моих и дней,
   Они от тихой зависти сгорали...

   Мне не прощали, что моя любовь
   Бессмертье смертному избраннику дарила,
   Что я ему свою вливала кровь,
   Что я свои вливала силы...

   Испытывая леденящий страх
   За мной следили утром, днём и ночью.
   Пророка моего в Его крылах
   Не раз видали пред собой воочью...
    
   Да, я прошла и пытки, и костры.
   Я всё прошла - и вновь не отступаю.
   Я принимаю тяжкие дары -
   И ничего в судьбе не отвергаю.

   И корчатся мучители мои
   На смертном ложе то от ужасной хвори,
   В последние мгновения свои
   Испив до дна сосуд вины и горя...

   ...И плачу я, не в силах уберечь
   Их, палачей моих, от неизбежной кары, -
   Из рук Судьбы не выбьют грозный меч
   Прощающие всё моей судьбы фанфары.

   М е н я   -   у ж е   с ж и г а л и   н а   к о с т р е...


   ("Тёмная" перестановка" на "вернисажный" зал.
     Героиня - в белом; колье, длинные подвески -
     "тигровый глаз". Музыка - вальс из "Маскарада".
     Балет - вальсирует у арьера на по сцене).
 


   В залов анфиладах
                я одна брожу,
   По картинам взглядом
                пристальным скольжу...
   Сколько ж я музеев
                видела во сне! -
   В скольких галереях
                помнят обо мне
   В золочёных рамах
                дивные портреты -
   Рыцари и дамы,
                виданные где-то,
   Юная инфанта,
                сумрачный монах,
   Всадник в аксельбантах,
                маршал в орденах,
   И на фоне стада -
                благостный пастух,
   Пристальные взгляды
                старцев и старух.
   В полумраке залов -
                лица - без конца
   Чьи же я узнала
                вдруг черты лица?
   Вдруг передо мною
                (не сойти б с ума!) -
   Зеркало большое. -
                Это ж я сама!
   В страхе сердце билось. -
                Как унять испуг?
   Вдруг я усомнилась. -
                Догадалась вдруг! -
   Значит , в анфиладах,
                по которым шла,
   По стенам висели
                только зеркала!


 
   Картина вторая. "Безумство Женщины влюблённой".
 
         
   На арьерном экране - "Хмурое утро".
   Свет - "проясняется".
   Героиня - белое, с глубоким узким("закрытым")
   декольте, атласное платье.
   Гарнитур - тот-же.
   Музыка - а-ля : "Жизнь в розовом свете",
   Сильвия Вартан("Моцарт-40",
   "Когда ты уйдёшь"(французский вариант - Эдит Пиаф).

   Не бери даров не одаряя...
   Не бери того, что не вернёшь.
   Как одну из заповедей знаю:
   Дар не отдарённый - та же ложь...

   Как одну из заповедей знаю:
   Дар не отдарённый - тот же грех. 
   И любовь, и радость принимая,
   Не воздав, - не верь и в свой успех...

   У судьбы есть долговая яма,
   И проценты долга - во сто крат.
   И она взыскает с нас упрямо,
   Без различья - нищь ты, иль богат.

   Как бы счёт не медлил долго-долго, -
   Неожиданно и в неурочный
   Платим мы судьбе по счёту долга -
   Долга убивающего нас.

   Н е   б е р и   д а р о в   н е   о д а р я я...

   ---           ---          ---

   Какое счастье знать,
   Что ты живёшь на свете.
   Какое счастье ждать,
   Проснувшись на рассвете.

   Как нежно вспоминать
   Касанье губ и звуков, -
   Не помнить, - ощущать
   Наперекор разлукам.

   Любимый голос твой
   Услышать - задохнуться!
   И, как к земле прибой,
   К тебе опять вернуться...

   Н е   с о м н е в а ю т с я   в   л ю б в и.
       
   Н е   с о м н е в а ю т с я   в    л ю б и м ы х.

   М ы   л и ш ь   т о г д а   С у д ь б о й   х р а н и м ы,

   К о г д а   н е   п р е д а ё м   Л ю б в и.
   (В идеале - исполняет ХОР).


   А мне без тебя -
               не дышать и не жить...
   Как много людей
               не дают мне любить,
   Любовь нашу жаждут
               сломать и убить,
   Меня удержать и к тебе не пустить.

   
   Друзья -
               что бы крепче к себе привязать,
   Враги -
               что бы счастью меня не отдать,
   Друзья -
               что б надежда совсем не ушла,
   Не их -
               так ничьей что б уже не была,
   Подруги -
               что б дальше без горечи жить
   И верить - никто не умеет любить.
   Родные -
               что б с нами, лишь с ними была,
   Что б цепи родства
               я порвать не смогла...


   А мне без тебя -
               что в могилу живой,
   Тебе без меня -
               лютой смерти покой.
   Не будет тогда ни меня, ни тебя,
   Не будет ни ночи,
               ни утра, ни дня,
   Не будет рождения трепетных слов,
   Ни музыки нашей,
               ни наших стихов
   Не будет рассветов, закатов, ,
   Сверкающей яви,
               пугающих снов...


   А мне без тебя -
               не дышать и не жить.
   Любовь нашу многое может убить:
   Советы друзей и наветы врагов,
   И глупые смыслы
               бесчувственных слов,
   Подсчёты возможных потерь
               и долгов,
   И сорванный с трепетной тайны
               покров
   И омут привычек, и страх перемен,
   Попытки укрыться за ложью измен...

   И непониманье того, что стряслось
   И как мирозданье теперь началось...
   Любовь нашу многое может убить.
   Тебе без меня -
               не дышать и не жить...
   ---         ---        ---
   Картина вторая :
   ВЕНОК СОНЕТОВ....
   Костюм и н\грим а-ля Эллада.
   
   Я знаю что такое умиранье,
   Спокойное предвестие конца:
    и дни, и ночи ожиданья
   Исчезновенья Вашего лица...

   ...Я знаю, что такое умиранье -
   Смертельное предвестие конца:
   Предчувствие минуты расставанья
   Исчезновенье Вашего лица...

   До пробужденья Вашего лица
   Зиме не будет на дворе конца...

   Зиме не будет на дворе конца...
   Уж март кончается, засыпанный снегами,
   Уже апрель стучится у крыльца,
   И вьюжный май идёт на встречу в нами...

   ...Не выдержу я это испытанье -
   Застынут чувства и умрут желанья...

   Застынут чувства и умрут желанья,
   Поблекнут краски, музыка умрёт,
   Померкнет чуткий трепет ожиданья,
   Любовь уйдёт от тягостных забот...
   
   ...Боюсь, что солнце - остывая гаснет,
   Ударов сердца - остановлен счёт...
   Не знаю я, что может быть ужасней,
   Того мгновения, когда любовь умрёт...

   Не допущу её конца,
   Пока не встречу твоего лица...

   Пока не встречу твоего лица
   Не обрету ни счастья, ни покоя,
   И не приму тернового венца,
   Доверчиво сплетённого судьбою...

   ...Не шевельну безвольною рукою,
   Слепая мысль - не явит ничего,
   И не свершу, покуда нет со мною,
   Любимого, - призванья моего...

   Ты искра, что одна зажжёт меня,
   Я без тебя - лампада без огня...

   Я без тебя - лампада без огня,
   Я без тебя - реки безводной русло,
   Я без тебя - свет пасмурного дня,
   Без солнца пробивающийся тускло...

   Я без тебя - не чувствую себя,
   И не умею всё, то я умею.
   Лишь понимаю: так тебя любя,
   Я словно тяжким недугом болею...

   ...Себя я потеряла без тебя.
   Как вновь мне обрести себя?

   Как вновь мне обрести себя?
   Как цепи рабства тягостного скинуть?
   Как токи, что исходят от тебя
   Не  принимать - остановить, отринуть?

   ...Как снова звёзды в небе увидать,
   Не думая о взгляде глаз твоих?
   Как снова звуки музыки принять,
   С игрой твоей не сравнивая их?

   Как в пламени любовного гоня
   Не потерять дарованного дня?

   Не потерять дарованного дня,
   Не растерять божественного дара,
   И не загнать крылатого коня,   
   По небу вскачь несущегося даром...

   И обрести дар слова и строки,
   Чтобы тебя навеки в них оставить
   Оцепененью воли вопреки
   Остановить мгновенье и восславить...

   Чтоб вспоминая каждый миг тебя,
   Не умереть - тоскуя и любя...

   Не умереть тоскуя и любя,
   Не посылать тебе хулу за муку, -
   Принять всё, что исходит от тебя -
   Любовь и боль, и смертную разлуку...

   Послать тебе гранатовый браслет -
   Слова - кроваво-красные каменья...
   И ничего не ожидать в ответ,
   За всё воздав тебе благодаренье

   ...Где путь любви моей пролёг неближний,
   Об этом знает лишь один Всевышний...
   ...Я муку смертную свою благодарю. -
   Захочешь - жизнь тебе я подарю...

   Захочешь - жизнь тебе я подарю.
   Всю сразу, по частям, по капле крови.
   Зажгу на небе новую зарю,
   Открою новый мир - без платы и условий...

   Раскрою тайный код твоей судьбы,
   Ключи её вручив тебе от Бога,
   Кассандрою, без тёмной ворожбы,
   Скажу, куда ведёт твоя дорога...

   Я всё могу, что может сам Всевышний, -
   Лишь бы в судьбе твоей - не быть мне лишней...
               
   Лишь бы в судьбе твоей - не быть мне лишней, -
   Я быть готова другом и сестрой,
   Любовницею матерью, женой -
   Лишь бы в судьбе твоей не быть мне лишней...

   ...Лишь бы в судьбе твоей - не быть мне лишней. -
   Коль тяготит тебя любовь моя,
   Исчезнуть навсегда готова я, -
   Лишь бы в судьбе твоей - не быть мне лишней...

   Приму смиренно приговор любой -
   Всё решено капризною судьбой...

   Всё решено капризною судьбой,
   Хоть и не знаем мы её решенья...
   В любви своей я занялась собой, -
   А как же ты? В покое иль смятеньи?

   Чем наша встреча стала для тебя?
   Досадой тяжкою или ступенькой к взлёту? -
   Как для меня, открывшейся любя,
   На страшной высоте смертельному полёту?

   Что уготовано тебе судьбой,
   Пути твои скрестившие со мной?..
   ...И лишь теперь, в любви моей, в слияньи
   Я знаю, что такое - умиранье...

   Я знаю, что такое - умиранье:
   Зиме не будет на дворе конца...
   Застынут чувства и умрут желанья,
   Пока не встречу твоего лица...

   Я без тебя - лампада без огня.
   Как вновь мне обрести себя?
   Не потерять дарованного дня,
   Не умереть - тоскуя и любя?..

   Что я тебя за всё благодарю,
   Об этом знает лишь один Всевышний...
   Захочешь - жизнь тебе я подарю,
   Лишь бы в судьбе твоей - не быть мне лишней...

   Всё решено капризною судьбой,
   Пути твои скрестившие со мной...
               
      ---          ---         ---

 
   Тебе желаю я удачи.
   А ты - ты рвёшься в сны мои. -
   С трудом дотягиваешь дни,
   Что б выпасть в сон мой - не иначе!
   Тебе желаю я удачи!
   Удачи! Только - без меня!

   Тебе желаю счастья я,
   А ты - сквозь двери, окна, стены,
   Сквозь все разлуки и измены, -
   Как в бытиё из небытья.
   Тебе желаю счастья я!
   Но только - только без меня!

   Тебе желаю я любви. -
   Любви, как первого причастья.
   Но не круши меня на части, -
   Не рвись, не буйствуй не зови!
   Что б без любви не быть ни дня, -
   Будь счастлив! - Только без меня!

 
   С о м н е н ь я   г л о ж у т

   В н о в ь    и    в н о в ь

   А   е с л и   я   л ю б л ю -

   Л ю б о в ь ?  ( ХОР - ?)


   Нет, не потому ушла удача,
   Что ты упустил тогда коня. -
   Это просто, это однозначно -
   Потому, что не было меня.

   Не из-за звонков и перегрузок
   Не писалось музыки ни дня, -
   Не звучало ни стихов, ни музык -
   Потому, что не было меня.
   
   Всё вокруг совсем лишилось смысла,
   Затревожилось, как в колокол звоня,
   Суетой бессмысленной повисло -
   Потому, что не было меня...

   И напрасно в зал смотрел ты грустно,
   В неудачу лишь себя виня :
   В полном зале было просто пусто -
   Потому, что не было меня...

   ---           ---           ---

   Мы устали
          сквозь смутные грёзы
                светить в темноте,
   Мы устали
          скрываться от памяти
                собственных глаз,
   Мы устали
          веками не верить
                себе и мечте,
   Мы устали
          общаться с друзьями
                обрывками фраз,
   Мы устали
          в прекрасных букетах
                не видеть ,
   Мы устали
          надежды, как мелкие деньги терять,
   Мы устали
          не видеть наивных девических снов,
   Мы устали
          без устали старому зеркалу лгать.
               
   Мы устали от нежных снов,  (подхватывает ХОР)
   Мы устали от липких рук,
   Мы устали от лживых слов,
   Мы устали от вялых губ,
   Мы устали от серых дней,
   Мы устал от жадных глаз,
   Мы  у с т а л и    от   с и л ы   с в о е й...
   М а т е р ь   Б о ж ь я,  -  п о м и л у й   н а с!
               


   Картина третья. "Молитва Джеммы".
 

   Вся прозаическая часть - фонограмма.
   На мониторе (экран на арьере) -
   "ассорти" из фильмов,
   с участием Джеммы Сергеевны
   (от "Хмурого утра", "Алых парусов",
   "Белой птицы" до "Пани Марии"),
   Её документалистических работ -
   "Свидание с Джокондой",
   "Предупреждение об опасности"...
   Чтение (фонограмма) - 14 минут.
   Постепенно - "проявляется" ХОР.

       "Она ушла навсегда 8-го мая,
    но солнечным утром Дня Победы,
    по весенне-праздничным улицам  Севастополя -
    Города-Героя Российского Флота, оставшиеся в живых
    моряки-черноморцы, ещё не ведавшие об этой
    невосполнимой потере, несли Её портреты
    под траурно-героический марш Российского
    Военно-Морского Флота -
    "Плещут холодные волны"
               

        На прощании с Нею в Малом зале
    Дома Кино в Москве, нас было человек триста
    трёх поколений Её друзей, коллег, просто
    кино-зрителей - всех тех, кого Она
    накрепко "зацепила" своими работами в Кино
    и всею своею, в общем-то, не особенно
    устроенной жизнью...
    ---       ---       ---
               

    Мы дети чужих городов -
    Военного времени дети -
    Полков, гарнизонов, фронтов.
    И этим век наш нас отметил.

    Нет в памяти нашей примет
    Весны переулков Арбата.
    И Мойки, и Невского нет.
    И в  том лишь война виновата.

    Да наши служаки-отцы,
    Скитавшиеся по гарнизонам.
    Немыслимые концы
    Вдруг нам становилися домом.

    И в возрасте том, что навек
    Впечатывается в сознанье
    Дом, школу, и ливень, и снег,
    И улицы милой названье, -

    Нам, детям чужих городов
    Нам в снах наших детских приснилось
    И улиц чужих, и домов,
    И зорь несказанная милость.

    И первый под снегом цветок,
    И буйно расцветшие травы,
    И лета небесный платок
    Накинутый на Амалиенау.

    И он остаётся таким -
    В руинах, в весеннем цветеньи, -
    Чужим и навеки родным, -
    Таким же - без изменений.

    Да, детства пронзительный зов
    Идёт не от улиц Арбата. -
    Мы, дети чужих городов, -
    Ну, в чём же мы, в чём виноваты?

               
       Её очень редкие актёрские работы
   зачастую затмевали работы большинства Её коллег
   в фильмах, где Она  далеко не самые
   главные роли.
       Ей приписывают фразу: "Аквариум игрового кино -
       стал слишком мелок для меня!".

       Её документалистика (хотят  того, или нет,
   деятели нынешних "образовательно-культурных услуг")
   станет наглядным пособием  по Великой Бойни Народов
   и Мировой Культуры, а не (пусть и талантливым)
   воспеванием превосходства одной "расы" (или - "теории") -
   над "всеми прочими" и подлинной Историей России,
   а не очередной "трактовкой" новых "сиддукеев", как всегда -
   выгодной их очередным "работодателям"...

       Её стихам могут, если и не позавидовать,
   то - поучиться на них, абсолютное большинство
   нынешних, самых печатываемых поэтов.
       У Джеммы Сергеевны, обоих Николаев -
   Гумилёва и Рубцова и Сергея Есенина - нашлось-бы
   "много-чего", для бесед, творческих споров,
   да и просто - "дружеских посиделок".

        "Надобно, господа, - дело делать!"
   (говорил Леший-Иванов у Антона Павловича Чехова),
   а Джемма Сергеевна (про себя - тихо) добавляла :
   "А не своими ассенизаторскими
   изысканиями наслаждаться!"...

   МОНОКРИСТАЛЛ, "Продюссер собственной судьбы",
   "Орлица-альбинос" (отнюдь - не "белая ворона"),
   БЕРИЛЛИЕВО-БРОНЗОВАЯ ДЖЕММА" -
   никогда и нигде не поддающаяся абсолютно никакому
   душевно-нравственному "окислению"...

        12-го мая, на погосте в Химках,
   мы - человек 55-ть, при прекрасной солнечной
   погоде, около 14-30-ти, без надгробных речей
   (согласно Её воле), постились с Нею...
         И только после отпевания в маленькой
   Часовенке при огромном погосте, проходя мимо 
   величественно-спокойного лица Джеммы Сергеевны,
   Автор этих строк осознал, что Она –
   единственная женщина, на его памяти,
   которая ушла ТУДА,
   с Лентой Святого Георгия на груди...


          МОЛИТВА   ДЖЕММЫ-ДАРЬИ
       
   
   Героиня одета "а-ля" Елена Добронравова
   в "300 лет  тому..." ("монашка")
   на авансцене, с "световой вилке"...
   Музыка - Клод Дебюсси "Музыка Ангелов" и т.п).
   ХОР - постепенно "проявляется"
   Чтение - 8 минут.
             

   Не дай мне Бог почувствовать успех,
   Признать своё хоть в чём-то совершенство,
   Не допусти, что б на устах у всех
   Моё звучало превосходство и главенство

       Не дай мне Бог - почувствовать успех...
          (ХОР - 2 раза).

   Не дай мне Бог перерасти себя,
   Когда движенье дальше - только вспять,
   Что б ослепления, молю Тебя,
   Самой собой мне никогда не знать.

       Не дай мне Бог - перерасти себя...          
          (ХОР- 2 раза).

   Не дай мне Бог всё в жизни получить,
   Пресыщенной на пир друзей явиться,
   И расхотеть стремиться и учиться -
   Не дай мне Бог - вдруг захотеть учить.

       Не дай мне Бог - всё в жизни получить... 
          (ХОР - 2 раза).

   Не дай мне Бог друзей не узнавать,
   И что б мне кланяясь меня не узнавали,
   Не дай мне, Боже, зеркала печали,
   Где вдруг увижу Каина печать.

       Не дай мне Бог друзей не узнавать...       
          (ХОР - 2 раза).

   Не дай мне Бог поверженных врагов -
   Что-бы мой меч в бездельи затупился,
   Не дай мне Бог молчальников-рабов,
   В которых-бы мой смертный  сокрылся.

       Не дай мне Бог - поверженных врагов...    
          (ХОР- 2 раза).

   Не дай же Боже разучиться вдруг
   Доверчиво обманываться в людях.
   О, Господи, - пусть никогда не будет
   Умения замкнуть коварства круг!

       О, Господи, - пусть никогда не будет
       Умения замкнуть коварства круг!     -
          ( Две последние строки - Хор- 2 раза)


   Вступает ХОР - по нарастающей - от "полушёпота"-
   до "лавина с гор".
   К вступлению ХОРА - Героиня, в белом, длинном платье,
   с "закрытым" узким декольте;
   гарнитур - тот же ("Кошачий глаз") -
   три шага впереди Хора.

   Не дай мне Бог почувствовать успех...
   Не дай мне Бог перерасти себя...
   Не дай мне Бог всё в жизни получить...
   Не дай мне Бог друзей не узнавать...
   Не дай мне бог бояться пораженья...
   Не дай мне Бог поверженных врагов...
   Не дай мне Бог замкнуть коварства круг...
               
          З   А   Н   А   Н   А   В   Е   С


     P.S.: 12-го мая 2013 года -
     в годовщину похорон Джеммы Сергеевны,
     Автору был вручён диплом "императорской" премии "Наследие".
     Произведение издано за счёт Автора с целью увековечивания
     литературной памяти Джеммы Сергеевны Фирсовой-Микоши.
     Все, теоретически возможные "активы", полученные от
     вероятных(профессиональных) постановок "Композиции",
     должны быть направлены  на переиздание стихов
     Джеммы Сергеевны и установки достойного памятника
     на месте Её упокоения в г.Химки Моск.области.
     Более 500 экземпляров "композиции" разосланы Автором
     по театрам Москвы и Российской Федерации.02.10.2015 год.