Холодный понедельник - одним файлом

Юрий Вигнер
если что-то найдешь – чем не трагедия – холодный понедельник – прыгнуть в воду – к радости – единственный посетитель – желания образуют пейзаж твоей души – ничего не меняй – возвращение – не доверяя веселому настроению – грех уныния – ничего волнующего – пора жечь архив – светает все позже – крик вороны – лес воспоминаний – искусственные цветы – темница – Лунный Арлекин

===============================

ЕСЛИ ЧТО-ТО НАЙДЕШЬ

если что-то найдешь
внутри,
покажи это, покажи.

если что-то найдешь
снаружи,
спрячь поглубже это,
поглубже.


ЧЕМ НЕ ТРАГЕДИЯ

жизнь моя – вроде кубика Рубика:
вертишь, вертишь,
а сложить краски не получается –
рано или поздно
приходит крутой облом.
подлость еще
и в том, что, скорее всего,
где-то есть кто-то всеведущий,
кто-то мудрый,
с запредельным IQ, –
он пьет пиво, ест барбекю,
качается в кресле
и следит рассеянно
за моими попытками привести
свою жизнь в порядок
сделать ее цельной, осмысленной, –
смотрит и забавляется.


ХОЛОДНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

февраль. холодный понедельник.
и ночь – до вторника.
увы, сегодня не помогает ничего.
и ничего не согревает –
ни чай, ни водка, ни Фуртвенглер.


ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ

пустынны берега и воды этой реки –
ни зверя, ни рыбы.

в казино на окраине крутится колесо,
и единственный посетитель

ставит лишь на зеро.


ПРЫГНУТЬ В ВОДУ

вирджиния вулф
набив карманы камнями
прыгает в воду
идет ко дну
как тот незадачливый
с двумя утюгами
не помню уж почему
он решил покончить с собой
и не знаю
что привело на дно
вирджинию вулф
может быть то
что ее библиотека сгорела
после бомбардировки
как и библиотека
яна парандовского
но тот не стал топиться
не бросился в реку
он нашел силы
начать жизнь заново
хотя его книги и рукописи
сгорели
и если я последую
за вирджинией и квентином
то уж точно не из-за книг
и рукописей
то есть файлов
нет я не брошусь в Даугаву
даже если у меня завтра
рухнет винт
без всякой надежды
на восстановление
но возможно появится
другая причина о которой
я пока ничего не знаю
и попытавшись
угадать заранее
не угадаю


К РАДОСТИ

если все источники радости пересохли –
те источники, что струились где-то вовне, –
попытайся отыскать новый в самом себе.
ты ничего не знаешь о своем сердце,
пока не пройдешь его, словно шахтер, насквозь:
может быть, в нем таится океан радости;
может быть, радость – самая суть твоей самости.
и не говори, что такое дело не может удаться,
только потому, что до сих пор тебе это не удалось.



ЖЕЛАНИЯ ОБРАЗУЮТ ПЕЙЗАЖ ТВОЕЙ ДУШИ

обычно это песчаная пустыня
иногда степь
иногда ровный луг
совсем редко холмистая местность

но каким бы ни был
этот пейзаж
включая миражи
трудно представить
чтобы где-то
вдалеке
прятались горы
или таились бездны


НИЧЕГО НЕ МЕНЯЙ

Ничего не меняй.
Дождись, когда само все изменится.
Это будет лучшее из того,
Что может случиться с тобой.
Доверие, мой друг, доверие и терпение.


ВОЗВРАЩЕНИЕ

вот так ты возвращаешься к жизни,
побывав в дальних странах,
повидав дальние земли,
утонув в океане,
и не раз потерпев крушение
в озерах, морях, –

бросаешь в воду бинокль,
сжигаешь журнал и карты,
снимаешь китель,
ставишь ногу на сушу –
мнимый утопленник и бывалый моряк.


НЕ ДОВЕРЯЯ ВЕСЕЛОМ НАСТРОЕНИЮ

я не доверяю веселому настроению –
как будто в таком настроении
я предаю самого себя,
как будто в таком настроении
я оказываюсь во власти врага,
как будто кто-то меня
оккупировал,
навязал чуждые мне чувства и мысли,
кто-то веселый, радостный,
всем довольный,
бодрый, открытый жизни и людям,
верящий в благополучный
исход истории.

кто бы это мог быть? – спрашиваю я себя.

слушаю Брамса и читаю Беккета.


ГРЕХ УНЫНИЯ

«уныние – это грех. почему?» – спросил я.
друг мне объяснил, что под унынием
здесь понимается потеря веры:
унывает тот, кто потерял веру в Бога.
«понятно, – сказал я и добавил: –
а тот, кто потерял веру в прогресс
и космическое предназначение человека,
унывает еще больше – он унывает без меры».

–––––––––––––––
«…рай это не что иное, как любовь к Богу, и нет худшего ада, чем остаться без Него». – Жюльен Грин. Дневник II. 1940-1945. Плон, 41-42.


НИЧЕГО ВОЛНУЮЩЕГО

глядя с террасы галереи Лафайет-Осман
на крыши Парижа, я был спокоен:
ничего волнующего. но дело, конечно,
было во мне самом, а не в скромной
высоте галереи – я остался бы спокоен
и в том случае, если бы точка обзора
располагалась гораздо выше.


ПОРА ЖЕЧЬ АРХИВ

жизнь подходит к концу – пора жечь архив,
удалять файлы, раздавать книги.

если подумать, мне, в общем-то, повезло:
не лежал в операционной, не бывал в суде,
не видал войны.

когда скучал, мог сходить в оперу
или пройтись по улочкам Старой Риги.


СВЕТАЕТ ВСЕ ПОЗЖЕ

проснешься ночью, где-то под утро, –
уснуть не можешь, вставать не хочется;
мысли бегут по одиночке и гуртом…
а рассвет не спешит, рассвет не торопится…


КРИК ВОРОНЫ

внезапный крик вороны –
будто скрип колодезного барабана,
или, как его называют, ворота.
и вздрагиваешь, чувствуя,
как из глубины поднимается бадья
с тем, что было когда-то на дне,
в темноте, спрятано, похоронено.


ЛЕС ВОСПОМИНАНИЙ

лес воспоминаний усеян ловушкам,
капканами.
то и дело ранишь себя.
а когда выбираешься на опушку
и думаешь: все позади, –
радуешься широкому полю,
открывшемуся виду,
собираясь быстрым шагом
отправиться вдаль, –
наступаешь на мину.
она здесь всего одна,
но тебя угораздило...

вспышка.

б а м м.


ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ

искусственные цветы не умирают

они осторожны
их не замечает
ни время
ни сентиментальность

они красивы
и не навязчивы

о них можно забыть
а потом вспомнить и убедиться
что они остались
такими же яркими как и год назад


ТЕМНИЦА

мир состоит из образов и звуков. те и другие приходят к нам извне.
все остальное – ощущения собственнного тела. ты заперт в них,
болезненны они или приятны. ты заперт сам в себе –
неважно, мерзнешь ты или горишь в огне.


ЛУННЫЙ АРЛЕКИН

все темнее темнее ночь
что мне делать
как мне себе помочь

я не сплю и много плачу
жизнь могла пойти иначе
но она пошла вот так
ах какой же я дурак