Предвоенная Бойуола

Сафонова Полина
По рассказам мамы, как сказка этот край.
Да,  воочию вижу действительно здесь рай.
Как поверхность стола  здесь ровные луга
В сенокосных угодьях, трудилась  здесь мать.
Тут зеркальное озеро с карасями,
Ведь кормило оно всех жителей участка.
Разнообразие ягод и земляника
Витамины давали и предков кормили.
Здесь растёт до сих  пор не отменный лук,
Здесь пасутся коровы, лошадей табун.
Набирают  здесь жир, так к зиме готовясь.
Проживали тут мирно, со всеми делясь.
На озёрочке с турангом купались детки,
Тут же мазались грязью как с мылом крошки.
Землянику собрав, подмешали в кёрчэх.
Их хранили  в растопленном масле зимой.
В огоньке же коптили мундушек - рыб мелких,
Иэдьэгэй, YрYмэ, и сорат, и быыппах,
Все молочные блюда, кымыс да ещё тар,
Запасались которым на долгую зиму.
Испокон  кормились так, по режиму.
Не богато, но сыто, трудом  кормились.
Байанай даровал зайчаток, охотились.
В сорок первом вдруг женщина одна вещала,
Заболела уж точно,  погибаем что все:
«Все пропало, гибель!» тогда говорила.
Посчитали больной,  вещунья всё же.
Началась, как-никак, война смертоносная.
Ой, ты горе, горемычное! Даже духи
Наперёд узнали, извещали как могли.
Сенокосчики вдруг увидели мираж.
Показал  работягам такое алас:
Кто-то плакал, гурьбою  шумит весь народ,
И телеги, и сани, тогдашний экипаж.
Что за чудо, все на работе,  откуда галдеж?
Что увидели?  Жаль, повторен эпизод.
На войну провожал так солдатов  весь род.
Много чуда давал, как сигнал тут алас.
Просто мистика, мать говорила всегда.
Сиротинушкой даже на небе, смогла
Удивиться, открыли окно  в вышине.
Всё же ангел хранитель заботился о ней.

8.10.2015  ТABYLLANAY

Алас-поляна широкая с озером, с сенокосным угодьем
Бойуола-название аласа.
Туранг-лечебная грязь
Кёрчэх-якутское блюдо, взбитые сливки, обычно ели по утрам.
Мунду(шка)-гольян озёрный
Иэдьэгэй -блюдо измолока творог(обычно сушеный)
YрYмэ-пенка на молоке(тоже сушится немножко)
сорат-блюдо из молока,заквашенное кипячёное молоко
быыппах(быырпах)- кумыс из коровьего молока
кымыс- кумыс обычно из кобыльего молока, крепкий кумыс был как якутское вино
тар-молочное блюдо, которым запасались на долгую зиму, особенно в военное время
Байанай-дух покровительствующий охотникам, рыбакам

Однажды, прочитав разные мистические случаи, мама написала статью в журнале "Кистэлэнг КYYC"- "Сакральные тайные силы", сказав, что и в её жизни случалось диковинное. Часть из этих рассказов положила здесь как основу.