Дерево из Чрева

Ида Рапайкова
Ч. 1

                Наделы у каждой души с нею вровень,
                Назначено время и место посева;
                В цветении внутрь - всего сущего корень,
                Росток прорастает из нас в виде древа.
                (В.Странник "Дерево из чрева")

Родившись зверем с пёсьей головой,
С душой, что к чуду истины стремится,
Бродил чудак один под Горней синевой,
И всё искал кому служить годится.

" Иди к царю, не прогадаешь ты, -
Ему внушали мудро богатеи, -
Превыше нету в мире - посмотри! -
Чем наш Властитель. Все с того имеем,

Что службу справно царскую несём,
Что охраняем трон и государство.
Царь наградит за верность, вознесёт,
Жить станешь, позабыв годин мытарства."

Псякрев нанялся в службу Государя,
Не покладая лап стерёг его добро,
Пока однажды не увидел парень,
Как господин дань платит серебром,

Каменьями из разных самоцветов,
Рабами и рабынями, товаром,
Как лестно кланяется Дьяволу при этом,
И понял Псяголов: "Всё даром."

Не есть царь самый-самый из Могуты,
Он лишь служака, равно как и смерд,
И разорвав кабальной службы путы -
Ушёл пёс к Мефистофелю совсем.

Князь Тьмы возвел собаку в компаньоны,
Любимца царского держал превыше прочих,
Однако ж пёс узрел, что  у иконы,
Хозяйн его трепещет, прячет очи.

И Псяголов постиг, что выше Крест.
Оставив в удивлении Сантана,
Герой наш подался искать тех мест,
Где внятно объяснят: кто пуще окаянный,

Чем Вельзевул - и где живёт тот Бес.
Скитался долго в поисках Псякревный,
Пока в глухом углу, за скалами, зря крест,
Он повстречал Отшельника, усердно

Молящегося на предмет сей. Здесь!
Вот-вот и будет найден Самый-Самый,
Кому служить во Славу, Имя, Честь.
Да только схимник остудил: "Псеглавый,

Не то ты ищешь. Кто бы наградил
Тебя за службу - это ль воздаянье
Слугою быть Сильнейшего? Гляди:
Ты Слабому отдай своё вниманье,

И будет Подвиг твой защитан." "Не шути
Со мною, ты, монах смиренный,
Такую глупость кто же утвердил,
Избрать из малых сих пахана?" "Несомненно.

Пахать или орать - ты сам реши, -
Ответствовал Отшельник , удаляясь, -
Искать устанешь - на реку держись,
С твоим-то ростом, знаешь,

Лишь ты годишься люд носить
С погоста на погост." "Убогий,"-
Не очень веря в слово, пёс гневить
Не стал верховного  Магога,

Подался, поплутав, к его реке.
Где бурное течение, ревело,
Грозя всех смыть: и тех кто налегке,
И тех кто с грузом пробовал пределы.

В раздумье постоял Псякрев:
"День-два отбуду, а там посмотрим,
Реку одолев..."


 (продолжение следует)


В основу положена легенда о Святом Христофоре (несущем Христа) - Псяголовом Великане, которого однажды  попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки ребёнок стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Великана с Пёсьей Головой (именовавшегося до этого Репрев) в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций(Дагнус)), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.  Девево с двойным крестом на вершине - стало символом Посоха Христофора - и именовалось герб "Лис" ( учреждён для г. Слоним по Магдебургскому праву). Был принят как герб - Двойной крест на посохе святого -  герб Йогайлы (Ягайлы), затем герб Сапеги со Львом, несущим герб Лис.