памяти друга

Нелли Бикс
 Был у меня друг, земляк. Сам из Донецка. Шабашил у нас на московских дачах, история его мутная и не совсем правдоподобная, поэтому пересказывать её не  стану.
Паспорта у него не было, то есть был, но давно просрочен, а просрочен значит никакой. Тем более гражданин Украины.
Но прижился у нас скоро и работа у него была завсегда. Да, забыла представить его- Алексей Ковтыха, 1959 г.р.
Как сам сказывал -казацкого древнего рода, сама Екатерина-матушка сослала их непокорных в Сибирь, так и сказал- за непокорность. А уж в чём эта непокорность выражалась об этом Алексей и история умалчивают. Но лично я думаю, что за упёртость и за "малость прибрехать".

Прибрехивал Лёшка лихо, но не корысти ради и ни то, чтоб досадить, а для того чтоб нагнать пурги и очаровать сотоварищей, и , может быть и возвыситься  среди собутыльников, а потом скромно снизойти.

Не скажу, чтоб Алексей был алколголиком или злостным выпивохой, но дело это любил заради компании, которая скрашивала его одиночество.

Жил Лёха круглый год в кунге, на заброшенном участке, зимой подвязывался сторожем и на мелких работах по нужде кооператива, где председателем был Женька, местный деловар, но человек справедливый и отзывчивый и для любой помощи был скорый помощник и советчик.  Женька со своим многочисленным семейством и хозяйством ценили Алексея  за его незаменимость и безотказность.
А ещё С Лёшкой можно было говорить на разные темы. Даже имя Алексей трактуется как "божий человек". Вот и Лёшка был воистину божьим человеком: Он окончил институт, вырос в непростой семье, был женат на женщинах с детьми, а их у него было пятеро, имел хорошее хозяйство и огромный в этом опыт, сидел в тюрьме.

И даже эта его часть биографии шла как глянцевое приложение к внушительной роман-газете с названием "Житие божьего человека Алексея" Об этой стороне жизни было известно только то, что на зоне его погоняло было- "Князь" Об этом он любил говорить постоянно. Остальное на эту тему сплошной туман...
  Мы все очень любили и уважали Лёшку, понатаскали ему всякого барахла, утвари, одежды и лишний харч. А он в свою очередь всегда готов был предложить свою помощб и компанию. Ему поручали кормить животных, присмотреть за детьми (О своих он очень тосковал), чинил детям велосипеды, сделал детскую площадку.
Ему даже щенка преподнесли от породистой сучки. С тех пор щенок от него ни на шаг.  И назвал он его-"Барон". А как же "Князю" только "Барон", не какой-нибудб там "Шарик" или "Бобик".
Мы их завидя вместе так и говорили:- "Вот "Князь " с "Бароном" к нам пожаловали, честь оказали. В выходные Лёха одевал белую рубаху и брюки и соломенную шляпу, брал !Барона" и обходил дачное хозяйство, где многие его зазывали и наливали".
Лёха мог любому поднять настроение, поднять и отряхнуть от житейских невзгод, развести руками любую беду.
 Знали бы мы каково у него самого было на сердце, когда тёмными зимними вечерами, порой без ужина и света, без самого последнего собеседника он закутывался в бурку и плакал горючими слезами о своей семье, судьбе , скорчившей ему козью рожу, на чужбине без документов и дальнейших видов на существование.

Лёха прикипел ко мне душой, когда узнал, что я тоже из Донецка и периодически навещаю свой родной край. А когда я ему подарила старые открытки с видами Донецка он просто заплакал:
- Ты даже не представляешь какой драгоценный подарок ты мне принесла, ты даже не знаешь как для меня это приятно. "
С тех пор Лёшка стал звать меня сестрой и опекать меня.

Любил завернуть ко мне после шабашки (а он много лет работал на одного хозяина, моего соседа) вечерком посидеть в саду, раздавить сиротинушку или мерзавчика*, поесть домашней пищи, особенно борща. При этом он любил рассказывать какие явства подавали у них в семье, про то, как он умело налепил как то зимой целый пакет вареников с картошкой и жареным луком. Кто то видать расплатился или поделился с ним урожаем.

-А ты знаешь какой я готовлю борщ по- полтавски? пальчики оближешь!  Как , ты не знаешь что такое борощ по-полтавски?! Да ты шо, ты пол жизни потеряла!  Это ж такая вкуснота, это пища богов!
А как он готовил борщ с карасями, караси в сметане, щуку как фаршировал, жарил картошечку на шкварках, солёные огурчики собственноручного засола из погреба, капустка.... И тут Лёшка оказывался где то далеко- далеко...
И тогда мы пели с ним песни: "Несе Галя воду" "Ой, у вышневому садочку." "Песня о тревожной молодости" и обязательно в нашем прокате песни о Донецке и шахтёрах.

Иногда я думала, как это Лёшка за свою короткую жизнь закончил и горный техникум и институт, служил то ли в Анголе, то ли в Алжире, сидел в тюрьме, три раза был женат, имел пятеро детей, несколько гражданских жён, занимался сельским хозяйством, а уж как он выбирал и покупал козу- отдельная песня, с неё он надаивал литров семь молока, необычайно жирного и цельного, (Это была необыкновенная коза. Просто кОза Ностра. Какие он делал сыры и зимние заготовки. День косил- три дня скирдовал. А сколько он знал баек и анекдотов, случаев , которые и сомневаешься что могут быть в жизни.  Но такие случае потом и случились, но об этом потом.

Как то вечером,ближе к ночи, уже потемнело, а калитку забыла закрыть. Дети спят, уже почти готов борщ, копошусь по-хозяйству и такая благодать  и тишина.  И вдруг:
-Это я хорошо зашёл, на борщечок!"
меня аж подкинуло, сердце аж застрекотало от неожиданности,
-Лёшка, чёрт ты, такой, кто так входит, лес вокруг!
С тех пор договорились, что только входя , со двора голос будет сначала подавать, типа пароль:-
Оксана, Выдчыняй!
А я ему:-"Та, цэ, ты,ОстапЭ? Заходь!- так и всегда приветствовали друг друга.

И вот однажды приехала я с одинокой подругой Светланой. А она такая, просто слов нет, чтоб описать её достоинства. Просто бомба.
Сидим с ней в саду, а тут Лёха мимо с полными сумками, идёт понуро, но увидел меня с подругой вдохновился.

И тут меня осенило:- вот пара- гусь да гагара!

И как сели мы ввечером да втроём, так и полилась беседочка, водочка, песенка воспоминаньица, а амурчик пролетел и зацепил их.

С этого места и начинается совсем другая история, такая история, что слова здесь утрачивают всякий смысл если не не быть свидетедем этих событий, это разве, что сравняться "Поющие в терновнике", праздник у обрыва.

С тех пор , а это было начало июня, Светлана упросила меня пожить у меня в доме с Алексеем, своей и Лёшкиной собакой, моим котом и моими детьми, пока я работаю.
А работала я (служила) в ту пору на четырёхдневке за рацпредложение. На что я с радостью согласилась.
Почему у меня? Потому что условия, дом деревянный, а не железный кунг без удобств.

И потекла наша жизнь. В четверг вечером приезжаю с продуктами, а стол уже накрыт, на столе холодненькая-обычно"Пять озёр". Сначала пять, потом ещё пять, потом по ночи на озеро, пол луну - купаться нагишом. И всё это с песней, с шуткой, смехом. И каждый раз такие чудесные грани друг друга познаёшь, такие тонкие струны затрагиваешь, что мы уже тогда не существовали, мы уже парили в пространствах далеко не всем доступным. Каждый день наш был как праздник для всех- и детей, и животных наших и соседей и даже самого пространства. Это было пространство истинной любви, родства и дружбы. Это было самое яркое пятно у каждого в нашей жизни.

Днём мы со Светланой занимались хозяйством, кашеварили, стирали, убирали, занимались детьми. Вечером приходил Алексей и тут мы все, не исключая животных усаживались в саду , жарили шашлык, сервировали, накрывали, заваривали на костре травяной чай, детям кусочки хлеба и сосиски, животным тоже полагалось угощение, качались  на качелях, плясали и дурачились и шли на пруд, по дороге обрывая розы  и вишни из чужого сада.

Как приятно находиться в ауре любви, купаться в лучах чужой благодати. Какие они были счастливые- Лёха и Светка. А потому, что они повернулись к миру самой лучшей своей стороной, самой светлой , и я бы сказала светонесущей стороной.Весь дачный посёлок наблюдал за сказочным романом , случившимся с Алексеем за многие его беспросветные годы и это была его лебединая песня.
Какие покупки он делал в магазине для своей любимой: самые лучшие сигареты, шампанское, пироженое, мороженое, коньяк, лучшая водка, крема для загара, от загара, соки, прокладки и даже палочки для чистки ушей. И каждый день. С утра по бутылочке пива и кости для собак.
  С большим трудом уезжала от них в воскресенье поздно,или понедельник слишком рано.

Но много лет ко мне всегда заезжала местная торговка Марина, моя старинная подруга и останавливалась у меня в доме часа на четыре, сетуя на своего мужа и повествуя о своей жизни , вибрируя разноцветными её гранями.
А теперь вот такой пассаж- времени на ней осталось мало , а поэтому всё это её просто выводило из себя- мои друзья и то, что мне с ними весело и радостно и всё у нас хорошо. Огород прополот, полит, плетень соорудили, чучело нарядили- всё вокруг цветёт и расцветает от любви.

И тут бы нам заметить скверное, но влюблённые не замечают не только часов, но и опасность. И стала Марина меня наводить на мысли о том, что друзья мои злостно пользуются моим гостепримством, что флигель я легко могла бы сдать за 15 тыс, а тут и музыка целый день и грязно. Оказывается без меня Марина посещала мою подругу в моём доме по предмету продажи молока и яиц.
-Приеду - музыка на всю Ивановскую, посуды гора в мойке, в доме срач, Светка пьяная и голая ходит по участку.
-Что , без трусов?- спрашиваю серьёзно.

-Да, нет, в купальнике, и в магазин голая ходит.

-Без трусов? -вопрошаю я.

-Да, нет, в купальнике, но там не купальник, а только две полоски.

-Так у нас и бабки старые в шортах в магазин дачный ходят и мужики-старики, а у Светки фигура-Афродита!

Марина со своими 130 кг просто дрожит от негодования.

Ну и что ,-говорю ей ,- лето, дача, жара,-просто завидно тебе, Марина.

Ничего не сказала Марина и слиняв, затаила обиду на то, что мы собирались на пруд всей кодлой. Утро-пруд, обед- пруд, ночь- на пруд. А Марине места нет.

И зоркий Лёшкин глаз определил, что молоко козье Марина привозит с лихвой разбавленное, яйца -магазинные, со стёртой ацетоном маркировкой, а рассаду цветов только тех, которую уже выбрасывают за просто так и Марина это учуяла.
Лёшка так и сказал:
-Марина твоя, просто барыга, ищет московских дураков и впаривает им всё подряд, даже рассада  её никуда не годиться, а картошка так и не взошла ни у кого, а говорила-  семенная, элитная. Вот так и открыл мне глаза.

Но тут стали как то стали у нас какие то недомолвки и непонятки. Вдруг ни с того, ни с сего. Лёшка как то перестал к столу покупать , Светка пила сок втихаря, вечером вдвоём уединялись, потом приходили навеселе. На детей стали жаловаться, в основном Света.

Как потом оказалось, Марина их подвела к теме, что сидеть на даче с детьми(10 и 12 лет) непосильный труд и я её типа эксплуатирую, а Лёшка типа кормит моих детей. Это не считая, что в четверг я приезжала с полными сумками еды и не только и обслуживала всех 3 дня, а у Светки -выходной. Дети же при мне есть не хотели, а всё пропадали у соседских детей или строили шалаши и были заняты своими детскими радостями, их компания была с одной улицы, около 10 детей вместе с моими.

И тут мне стало ясно коварство человека, но я ещё думала, что ошибаюсь.

Но стало невыносимо. Тогда я решила, что стоит им уйти жить к Алексею в кунг.

Там у них как то не стало складываться. Пришлось много ходить за водой, стирать руками, а не машинкой, всё равно каждый день готовить, покупать мелочи, закончились шашлыки, всё сникло. Стало не так.

И только Марина приезжала ко мне в гости и говорила как у меня теперь тихо и чисто.  Но и Марину я тоже посчитала уже излишне назойливой.

Тогда Марина стала ездить к моим друзьям и делать возлияния в их уши.
И она была услышана и даже увидена и попрошена выйти вон.

Был у меня там и дружок один молодой, генеральский сынок, так для души, от скуки и тоски.
Когда я уехала на море в отпуск, пока Алексей был на работе Светлана скучала, а потом стала скучать с моим дружком втайне.


Дело в том, что Денис нигде не работал, а отец его содержал и ни в чём ему не отказывал, купил даже дорогую иномарку, одевал, кормил, но денег на руки не давал, так, как он имел очень нехорошую историю, что отразилось на его здоровье.

Света жаловалась ему на то, что Алексей стал не такой щедрый и шашлыкиз вырезки они уже едят далеко не каждый день, шампанское с утра уже не подаёт в постель, а вкарманах его кроме гвоздей ничего больше нет.
Денис жаловался о своём- о том, что отец денег не даёт, даже сигареты покупает сам. А лёшка , который раньше его выручал, теперь не хочет знать его нужды, а я мужикам просто так денег не даю, у меня надо по даче поработать, а потом можно  и посидеть.

Но Марина увидела Свету и Дениса в недвусмысленной ситуации и поспешила осведомить об этом меня и Алексея.

Так угасла большая дружба и чистая любовь.

Марину гнали ото всех дворов. Марина не показывалась на даче больше года.
Со Светой мы не говорили. И у всех у нас была одна правда- своя.

Лёшка пережил зиму и как то потух, но иногда заходил:-
Оксана, выдчыняй!
-Та цэ ты, ОстапЭ? Заходь-

говорила я.
но мы только и могли говорить о прошлом лете и о том, что человеческая зависть, неблагодарность- отравляют нас и делают нас дурными. И как опасны посторонние люди для дружбы и любви.

Лёшка стал пить и пил так, как когда забыться хотят и стал пропадать в своём кунге. Я думаю ему было стыдно за свою любовь.

А потом он упал с крыши на арматуру и умер, но не сразу, а как то постепенно, даже даже был переведён из реанимацию в общую палату , потом ему стало опять хуже- пошло заражение крови.  И пока мы собирали деньги стало поздно.

В тот день когда я узнала про это ,я почувствовала глубокую тоску и безвозвратную утрату, словно с мясом вырвали кусок плоти, словно я лишилась брата.

Не смотря на глубокую обиду и то, что мы год не общались, живя в одном доме в Москве я позвонила Светлане. Ведь Алексей накануне решил ей всё простить и возобновить хоть какие отношения. И я должна была с ней вот вот поговорить.
Мы долго говорили со Светланой и она должна была приехать на могилу.

Но сама я на похоронах не была. А случился там казус: - когда привезли на кладбище, не оказалось гвоздей гроб забить- так и опустили, не заколотив.
И три дня подряд Лёшка ходил по домам и стучал в окна, собака его "Барон" выл дурным голосом. Стучал в окна, крутил дверные ручки.
Тогда мы опять скинулись и решили отпеть его в церкви и сделать обряд запечатывания.
 Но до этого умер на даче Денис, парень , которому исполнилось 29 лет. Просто вышел на платформу и упал. А ещё через три дня умер от инфаркта мужик 52 лет, у которого Алексей крыл крышу.


Приехала Светлана, мы с ней обнялись и расплакались, водки напились после церкви и кладбища и просидели до утра.

Искренне попросила прощения со слезами,-бес попутал, большего захотелось, прости.


На кладбище прикурили сигарету, она так и истлела до конца, словно её курил кто то. Словно Лёшка рядом был, с нами.

А Маринке сделали операцию и вырезали ей всё женское внутри.

А Светка, здоровая и красивая баба умерла от рака через год.

Милые вы мои, часто вас вспоминаю, красивые ваши лица, ясные ваши глаза, шутки ваши смешные, голоса ваши далёкие ещё звучат в моей памяти.

Где же та грань, где та ошибка, которую мы не заметили и люди ущербные, которые прикасаясь к прекрасному и светлому могут обратить его в ущерб.

Светлая вам память. Когда то свидимся, но не сейчас- у меня пока здесь дела.  Но я стала опасаться ущербных.


Без редакции, прошу простить.