По конкурсу ПГ-1. Способы записи диалога

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2015/08/31/2719 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/10/14/3137 - Итоги конкурса

Из  http://www.stihi.ru/2015/10/15/3260

Правописание диалогов в русском языке - несложная тема. Между тем количество ошибок, сделанных участниками нашего конкурса при записи диалогов  поражает величиной. «А тебе не все равно, как именно записаны мои стихи? - подумал кто-то из вас, - главное, чтобы стихи были хороши!». Нет, не все равно. Потому что правильная запись помогает понять, кому и какая речь принадлежит (особенно если в стихах  беседу ведут несколько участников), где заканчивается одна реплика и где начинается следующая, а какие строчки принадлежат автору стихов, который время от времени вмешивается в поэтический рассказ и что-то нам поясняет.

Безграмотная запись подчас путает смысл, не позволяет понять читателю, что же хотел сказать автор.

Итак, вспомним общие правила правописания прямой речи (более подробно их можно вспомнить по http://www.stihi.ru/2015/08/31/1967).

 Если реплики говорящих начинаются с нового абзаца, то перед каждой из них пишется тире, например:
- Что такое диалог и монолог?
- Это две формы речи.
- А чем они отличаются друг от друга?
- Количеством участников.

Если же реплики идут подбором без указания на принадлежность тому или иному лицу, каждая из них оформляется в кавычки и отделяется от следующей с помощью тире. Например:

«Что такое диалог и монолог?» - «Формы речи». - «Спасибо за подсказку!».

В случае если после высказывания следуют слова автора, перед следующим из них тире опускается:

«Как живете?» - спросила Мария Петровна. «Ничего, потихоньку», - ответил Игорь Олегович.

Но если бы в последнем примере после слов автора Марья Петровна продолжила свою реплику, то кавычки обрамляли бы всю ее речь и не ставились перед и после слов автора, то есть:

«Как живете? - спросила Мария Петровна, - у вас все в прядке?». «Ничего, потихоньку», - ответил Игорь Олегович.

Зная эти нехитрые правила и применяя их на практике, можно всегда грамотно и понятно записать диалог в прозаическом тексте. В прозе мы располагаем свой текст «в формате А4» - по всей странице, а каждая реплика, начинающаяся со знака тире, это не что иное как начало нового абзаца, который пишут с небольшим отступом от начала строки. 
       
      - Садитесь, садитесь. Бог с ним! пусть оно себе околеет; не буду больше говорить!..

        В это время принесли закуску.  Иван Иванович выпил рюмку и закусил пирогом с сметаною.
 
        - Слушайте, Иван Никифорович. Я вам дам, кроме свиньи, еще два мешка овса, ведь овса вы не сеяли. Этот год все равно вам нужно будет покупать овес.  (Н.В. Гоголь)

В прозе мы прекрасно видим начало и конец реплики каждого персонажа благодаря тому, что каждая из них представляет собой новый абзац с отступом - начинается «с красной строки».

Совсем другая картина в стихах: мало того, что стихи поделены на строки - до концевой рифмы, но еще и каждую новую реплику, выделенную начальным «тире»  автор не всегда  начинает с нового абзаца, не делает отступа для записи всей реплики, не отделяет отдельные реплики пустой строкой, потому что потому что пустые строки у него предназначены для деления текста на строфы, а реплика, мало того, что занимает несколько строк, но еще и  может начаться в одной строфе, а закончиться в другой.

В конце реплики при переходе на прямую речь другого персонажа без участия авторской речи мы, следуя правописанию, ставим «тире», но это тире оказывается не в новом абзаце и даже не в новой строке, а идет далее по тексту. А если за концом реплики идет абзац без диалога (с авторским повествованием), то очень сложно понять, где - слова автора, а где - персонажа, разве что только по догадке - с помощью «особого ума и сообразительности, которыми отличается наша Птица Говорун! )))

Приведу некоторые  примеры  записи конкурсных стихов с диалогом и авторской речью (имен авторов не раскрываю):

№ 1
Опускаясь чернильною кошкой,
ночь царапает дверь на лету.
Собирая пространство по крошкам,
ты приходишь в мою пустоту.
На комоде вчерашнее фото -
светом полнится пристальный взор.
С еженощной отмеренной квотой,  (лишн. зпт и ош. согл. - с кем разговор?) молчаливо ведём разговор:

- Расскажи, как живётся, родная?
Быт? - пустое, как всякий объём...
Попрошу отпускную из Рая,
чтоб к тебе прикоснуться дождём...

- Дорогой, без тебя не живу я,
свитер твой к моей коже прирос...
Серебристые нити рисуешь
ты дождём мне на прядях волос...
Распушилась ноябрьская морось,   
мокрый снег на ветвях теребя.
Приказали с тобою быть порознь,
только как выживать без тебя?...

Опускаясь чернильною кошкой,
ночь царапает дверь на лету.
Собирая пространство по крошкам,
вновь придёшь заполнять пустоту...

Здесь автор выбрал не самый плохой способ записи: каждая реплика у него, невзирая на строфы, начинается с нового абзаца. Стихи начинаются с авторского повествования, а потом, после двоеточия следуют подряд две реплики, записанные без открывающей и закрывающих кавычек. А ведь очень часто автор дает текст без пропуска строк - сплошным текстом, а каждая реплика - длинная, и тогда приходится ориентироваться только на разделительное тире между репликами. А представьте себе, если автор его забудет поставить? Тогда вы только по смыслу будете догадываться, кому принадлежат какие слова. В данном произведении тоже есть неопределенность: чьи слова последних четырех слов, начиная с «опускаясь чернильной кошкой...» - автора или это продолжение предыдущей реплики?

Запомним:
там, где в СТИХАХ возможна неоднозначность в понимании текста, при записи диалога лучше пользоваться кавычками, а не тире (как при записи диалога в прозе), то есть, КАЖДУЮ РЕПЛИКУ, ЗАНИМАЮЩУЮ БОЛЕЕ ОДНОЙ СТРОКИ, ЗАКЛЮЧАТЬ В КАВЫЧКИ.

№2
Мне дождь в окно шептал тревожно, (если это конец авт речи, то нужно двоеточие)
- Я, как и ты! Я, как и ты!
Смотри, как мы с тобой похожи,
Внимай шагам моим простым!

Он не считал своих мгновений,
Летел, искрился, прыгал, пел,
Неся кому-то вдохновенье,
Кому-то сна тяжелый плен.

Кого-то бил, кого-то гладил,
Кого-то вовсе убивал,
Кому-то жизнь дарил в прохладе,
А с кем-то весело играл.

- Я, как и ты! – во мне дышало.
- Я, как и ты! – он вторил мне,
И эхо четко отбивало
Триолью мир мой на окне.

Шепнув мне, - Ты! – последней каплей  (!!!!!!!)
Упав в оконный переплет,
Он прекратился вдруг, внезапно
Тревожный вычеркнув полет.

- Я, как и ты! - во мне звучало,
Душа стремилась за дождем,
Туда, где радуга вставала,
Сияя памятью о нем.

Пример еще более неудачной записи: вместо  кавычек в записи реплик автор везде используют знаки тире, и в итоге "одаривает" нас таким шедевром записи, как:

                Шепнув мне, - Ты! – последней каплей
вместо естественного:
                Шепнув мне «Ты!»  последней каплей

Кроме того, как и в предыдущем примере, здесь есть неопределенность в понимании где чья речь.

№3.
Перерасту мирские нормы.
Уйду от рифмы и от формы,
Насытив ими белый свет.
«Вы, – спросят, – пишите?» – Я: «Нет».

Весь мир спрессуется до кельи:
Пластинки, книги, рукоделье…
И вдруг напомнят мой провал:
–Тебя такой-то вспоминал…
– Он жив ещё? – Спрошу я вяло. –
К несчастью я его знавала.
Он был тогда известен. Но
Всё это было так давно…

Здесь в одном стихотворении имеем соединение двух разных  способов записи реплик - кавычками и знаками тире.

Запомним:
НЕ НАДО В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ СТИХОТВОРЕНИИ ОДНИ РЕПЛИКИ ЗАПИСЫВАТЬ В КАВЫЧКАХ, А  ДРУГИЕ - С ПОМОЩЬЮ ТИРЕ.

№4.
Глубокомысленная Лупа
Лишь в обращении проста.
Живя продуманно и скупо,
Клеймит позицию Хлыста:
«Как всё бессмысленно и глупо!
Был необдуман Ваш рывок.
Удар зачем-то вдоль сапог!
Потом, упав, легли у ног.
Да, был хозяин, Холмс, сердит,
Бывает редко с ним такое.
Он симпатичен мне, не скрою,
НО ВАШ В ТОТ МИГ СВИРЕПЫЙ ВИД!»        ( ош. согласования слов!)

«Ах, Лупа! Это всё детали!            (ОШ: нет тире перед сменой  оратора)
Мне очень трудно объяснить!
Когда б меня Вы понимали,
Чтоб уловить поступков нить.
В прыжке и взлёте - красота!
Лишь в тот единый миг живу я.
Венец стремлений - высота.
Удар, восторг, и я ликую!
Да, с Вами мы различных взглядов,
Но каждый должен быть собой.
Коль нерушим союз такой,
Не потому ль судьба - быть рядом?»

Все реплики записаны с помощью кавычек, но между репликами разных персонажей пропущено тире, и такая ошибка записи так же может внести неопределенность в понимание (здесь нас, правда, спасло обращение к персонажу («Лупа!»), но ведь его могло и не быть… Тем не менее, запись с кавычками в стихах, записанных строфами и строками - предпочтительнее, чем запись с помощью тире.

Кстати, запомним:

ПРИ  ЗАПИСИ  РЕПЛИКИ С ПОМОЩЬЮ ТИРЕ, ТИРЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ НА НИЖЕЛЕЖАЩЕЙ СТРОКЕ,  А НЕ НА ТОЙ ЖЕ, ГДЕ СТОЯТ СЛОВА АВТОРА, ВАРИАНТ ЗАПИСИ ОДНОЙ СТРОКОЙ ДВОЕТОЧИЯ И ТИРЕ
           (АВТОРСКАЯ  РЕЧЬ)  :  -  (ПРЯМАЯ РЕЧЬ)      
НЕ ГОДИТСЯ!!!

№5.
А теперь покажу, как можно улучшить запись стихов.

5-а) Вариант авторской записи (исходный):

- Что привезти тебе, родная? - ты спросишь, с нежностью глядя,
- Ведь много разных мест изъезжу!"
Скажу я: - Привези себя!
- Духи иль сумку из Парижа? Платочек шейный?
- Гранд мерси! - тебе отвечу еле слышно, -Себя скорее привези!
- Приправ, тунисских масел, чая? Шелков китайских иль халвы?
– Молчу опять, не отвечаю.
- Тебя, - лишь снова слышишь ты...
-Я буду в Вене, в Праге, в Ницце, - и снова, губки сжав, молчу,
- Скажи, что хочешь ты в подарок? - В ответ я взгляд лишь опущу,
И, вздёрнув нос, капризно сморщусь. Глаза не смотрят на тебя,
И, как упрямая ослица, отвечу : - Привези себя!

О качестве стихов мне здесь даже говорить не хочется: есть грубые ошибки исполнения, но зато на этом примере есть смысл поговорить об их записи. Исходный, авторский вариант - и не стихи, и не проза -  мне  не кажется удачным.

   Есть два способа более и менее понятно и правильно записать эти стихи (заодно и ошибки исполнения покажу):

№5-б  Запись в формате прозы, диалогом:

    - Что привезти тебе, родная? - ты спросишь, с нежностью глядЯ, - ведь много разных мест изъезжу!               
Скажу я:
    - Привези себя!
    - Духи иль сумку из Парижа?  Платочек шейный?
    - Гранд мерси! - тебе отвечу еле слышно, - себя скорее привези!
    - Приправ, тунисских масел, чая? Шелков китайских иль халвы?
 Молчу опять, не отвечаю.
    - Тебя лишь, - снова слышишь ты...
    - Я буду в Вене, в Праге, в Ницце…
И снова, губки сжав, молчу.
    - Скажи, что хочешь ты в подарок?
В ответ я взгляд лишь опущу и, вздёрнув нос, капризно сморщусь. Глаза не смотрят на тебя, и, как упрямая ослица, отвечу:
    - Привези себя!

Записывать стихи форматом мнимой прозы (в формате А4) можно, но не нужно:  предпочтительнее все же разбить текст  на строки, чтобы  показать структуру строф и концевые рифмы, а реплики заключить в открывающие и закрывающие кавычки:

№5-в:
«Что привезти тебе, родная? -
ты спросишь, с нежностью глядЯ,-              (прав. «глЯдя»
ведь много разных мест изъезжу!»              (потеря рифмы)
Скажу я: «Привези себя!»

«Духи иль сумку из Парижа?
Платочек шейный?»
                - «Гранд мерси! -
тебе отвечу еле слышно, -
себя скорее привези!»

«Приправ, тунисских масел, чая?
Шелков китайских иль халвы?»
Молчу опять, не отвечаю.
«Тебя лишь» - снова слышишь ты...

«Я буду в Вене, в Праге, в Ницце…»
И снова, губки сжав, молчу.
«Скажи, что хочешь ты в подарок?»
В ответ я взгляд лишь опущу

и, вздёрнув нос, капризно сморщусь.
Глаза не смотрят на тебя,
и, как упрямая ослица, отвечу :                (потеряна РИФМА)
«Привези себя!»

№6.
Еще один пример исправления авторской записи.   Авторский вариант:

- На чём погадаем?
- Давай, на чаинках?
- Давай.
Сейчас всё узнаем.
Покрепче заваривай чай.
А выпив по чашке,
Заглянем на самое дно.
Куда там ромашке –                (нужно двоеточие)
В ней «да» или «нет» лишь одно.
А здесь нам рисунок чаинок
Подскажет ответ.
- Постой! Не гадай.
- Почему? Испугалась?
-Да нет.
Пусть тайна останется тайной.
- Не хочешь узнать?
- Всё то, чему дОлжно исполниться -                (ош. согласование слов)
Не миновать.
А вдруг я случайно возьму да и всё изменю?
- Морочишь ты голову.
Что-то тебя не пойму.
- Ну что не понятно?
Без тайны так скучно нам жить!
Так выпьем же чаю за то,
Чтобы тайны хранить!.

В авторской записи много рубленых, коротких предложений, запись реплик  сделана способом диалога в прозе, но продолжение реплики часто размещено на нескольких строках, отчего есть затруднения в определении конца реплики, кроме того, есть несколько ошибок в согласовании слов и расстановке знаков препинания. А еще при такой записи не между всеми строками  видна  рифма. Получается запись и не то прозы, не то стихов - нечто смешанное.  Как вариант исправления, текст лучше  записать сдвоенными строками (чтобы показать попарную рифмовку строк) и немного изменить пунктуацию  в предложениях. Предложу два варианта такого исправления:

№6-а)

- На чём погадаем? - Давай, на чаинках?- Давай,
  Сейчас всё узнаем, покрепче заваривай чай,
  А выпив по чашке, заглянем на самое дно.
  Куда там ромашке: в ней «да» или «нет» лишь одно,
  А здесь нам рисунок чаинок подскажет ответ.
- Постой! Не гадай. - Почему? Испугалась? - Да нет,
  Пусть тайна останется тайной… - Не хочешь узнать?
- Всего, чему дОлжно исполниться, не миновать,
  А вдруг я случайно возьму да и всё изменю?
- Морочишь ты голову, что-то тебя не пойму.
- Ну что не понятно? Без тайны так скучно нам жить!
  Так выпьем же чаю за то, чтобы тайны хранить!

Или: (самый лучший вариант) со сдвоенными строками и с использованием кавычек в репликах:

№19-2
- «На чём погадаем?» - «Давай, на чаинках?»- «Давай,
    сейчас всё узнаем, покрепче заваривай чай,
    а выпив по чашке, заглянем на самое дно.
    Куда там ромашке: в ней «да» или «нет» лишь одно,
    а здесь нам рисунок чаинок подскажет ответ».
- «Постой, не гадай!» - «Почему? Испугалась?» - «Да нет,
    пусть тайна останется тайной…» - «Не хочешь узнать?»
- «Всего, чему дОлжно исполниться, не миновать,
    а вдруг я случайно возьму да и всё изменю?»
- «Морочишь ты голову, что-то тебя не пойму».
- «Ну, что не понятно? Без тайны так скучно нам жить!
    Так выпьем же чаю за то, чтобы тайны хранить!»
____________________________

Про стихи участников с другими ошибками в знаках препинания (не только в прямой речи) писать здесь не хочется - грустно. К тому же, кого эта проблема волнует, всегда можно вспомнить забытые правила правописания на страничке «Творческая Мастерская Ликбез». Там  организован сборник «Все о записи», где я публикую подборки материалов с конкретными примерами по каждому знаку препинания, а каждый тур конкурсной серии «Птица Говорун» еще и посвящен какому-то определенному случаю использования какого-то знака препинания, который должен ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствовать в тексте конкурсных стихов - читайте условия каждого тура конкурса  «Птица Говорун» ВНИМАТЕЛЬНО!)

 Имеющий глаза - прочтёт.

Ошибки в пунктуации в данном конкурсе действительно помешали получить номинацию и даже победить очень многим достойным произведениям. Правда, не всем: некоторые из них все же счастливо проскочили этот запрет и попали в таблицу номинантов  только благодаря невнимательному чтению некоторыми членами жюри. Просто повезло! :)))

На этом хочу разбор стихов закончить. С уважением, Ваша Алкора. 16.10.15.