Маркс и современность

Жарасбек Коргамбаев
Когда речь идет о "товаре" и прочих понятия, которыми сегодня пользуемся мы, то говорят о Марксе. И считают, что вне его экономической теории невозможно объяснить современный мир. Я не отрицаю Маркса и понятия, созданные им, его способ объяснения. Я вообще его не отрицаю. Но Маркс интересовался только обществом. А нас интересует человек, личность, индивидуальность. И то, что в связи с определенными историческими причинами, в силу вступили индивидуальные механизмы развития, о которых Маркс не мог иметь понятия. Именно эта позиция сегодня определяет ход развития истории и свидетельствует, что мы стоим на кануне будущего - общества всесторонне развитых людей. Для Маркса «клетчаткой» всего общества был товар, в котором было синтезировано все богатство мира и что составляло основу всего сущего в общественном мире. Ибо все самые поразительные свойства этого мира состояли в том, что все его предметы и явления, включая и самого человека, могли завоевать себе право на жизнь, на существование, на развитие, только превращаясь в товар. И ничего не оставалось в мире, что бы не превращался в товар и не получал товарную оценку. Когда в западном мире появилось товарное производство, стремительно развивавшееся в 18 веке, то весь мир был перевернут наизнанку и предстал в новом облике, в котором беспрерывное изменение и беспрерывное развитие впервые стали неотъемлемым атрибутом развития мира.
Но с тех пор утекло много воды, и мир уже забыл не только Адама Смита, но и самого Маркса, открывшего все свойства товара. И теперь нас интересуют только деньги, которые находятся в карманах людей и являются обликом человека. И не каждый знает, что сегодня только в них акуммулировано все богатство мира. Впервые деньги становятся всеобщим богатством, неограниченно господствующим над людьми. Действительно, «богатство как таковое» в истории впервые сложилось в непосредственно воспринимаемом конкретном виде. И люди сегодня его носят в своих карманах. И что самое интересное, люди уже сами не знают, зачем им хочется все превращать в деньги. И зачем весь смысл нашей жизни сведен к «деланию денег»? Прислушайтесь к окружающему вас миру, и вы увидите, что денег не хватает не только вам, но всем, особенно государству, даже миллиардерам. И чем больше их не хватает, тем глубже мы размышляем. И парадокс состоит не в том, что их нет, а в том, что они не осваиваются, не используются так, как нужно было бы, чтобы деньги созидали. А люди их попросту «поедают», накапливают, прячут, замораживают. И наша жизнь, неожиданно оказавшаяся в полной зависимости от денег, разваливается в полном соответствии с самоликвидацией денег, т. е. с их беспрерывным обесценением, что на нашем обычном языке называют «инфляцией», «девальвацией» и т. д. Что же здесь происходит, почему в деньгах весь мир ополчился против человека и неприкрыто стремится его уничтожить? И почему мы не видим именно этого, а только деньги, деньги и их движение?
Товар существовал для общества и определялся производством как общественное богатство, а деньги были лишь всеобщим эквивалентом товаров, и они обслуживали производство, распределение, потребление. Для общества всегда важно было производить и создавать богатство. А теперь все сложилось наоборот, и те же самые деньги стали вдруг властелином мира, а мы все – рабами денег. Это, казалось бы, уже не человеческое рабство, а какое-то нечеловеческое, рабство, которому нет сравнения. Разве было так, чтобы несметное число людей было порабощено наркотиками, алкоголю, собственными страстями? И денег стало так много, что «делать деньги из денег» становится основным принципом нашей жизни.И денежное рабство запутывает весь мир? Разве не поразительно, что даже наше общество (вся постсоветское общество) все свое богатство променяло на деньги, и жажда денег парализовала все общество настолько основательно, что мы даже до сих пор не знаем, что вдруг с нами произошло, когда социализм распался и когда наше общество по кирпичикам было разобрано и продано. И заводы, и фабрики. И в кратчайший срок их место заняли торговые и развлекательные центры "по-заподу". Разве это не парадоксально. Они вдруг стали нам не нужны. И это было самым уникальным событием в нашей жизни, оглушившим всех. Что вдруг произошло? Что стряслось? Никто даже понятия не имел. И все разом заговорили «о роковой ошибке» истории. И, как это ни странно, это объяснение всем понравилось.