Сбрей усы!

Эдуард Казанцев
На следующий день после успешной защиты дипломной работы Илья приземлился на Одесском аэродроме. Сразу же бросился к телефону и позвонил своему дяде-генералу, у которого рассчитывал остановиться.  Подошла домработница :
 - Твой дядя на дежурстве в штабе округа, у них учения. Перезвони ему через два дня...

Пройдя по нескольким квартирным бюро он понял, что снять комнату в городе ему не по карману, и уехал в пригород Одессы, в дачный посёлок Черноморкa. Там он быстро нашел себе жильё...  "Жильём" оказался огромный сарай, в котором было расставлено пять кроватей, соответствующее число тумбочек и один большой стол. Илья долго оставался первым и единственным обитателем этого, похожего на больничную палату, жилища.

В один из первых же вечеров он решил испытать судьбу на любовном фронте. Нет, но какой же отдых без романтических приключений, да ещё в двадцать с небольшим лет? Не килограммы же набирать он сюда приехал?

К тому же последняя любовная неудача всё ещё ёжиком шевелилась в его сердце... Но он-то знал, что лучшее лекарство от любви - это новая любовь.

Недалеко от его хорOм располагалась база одного из одесских институтов, где каждый вечер гремела музыка, танцевали... Илья подошёл к площадке, где раздавались звуки танго, но все девушки были разобраны. Только одна маленького роста некрасивая девчушка одиноко стояла у дерева. Ладно, я человек не гордый, сойдёт и эта,- подумал Илья и пригласил её на танец. Но лишь закончился танец, как к нему подошли трое рослых парней: - Кто ты, откуда? Илья ответил, что, мол, тоже студент, но приезжий...
- Послушай, товарищ. Хочешь приходить танцевать? Нет проблем, приходи, но со своей девушкой, понял. А наших не лапай, иначе испортишь себе отдых!

Илья всё понял, что же здесь не понять. Но где же её взять-то, свою? Домой он возвратился поздно, опечаленный неудачей.
- Что у них, девушки по талонам, как в наших краях мясо и масло? Оберегают свой прайд?

 Хозяйка, довольно привлекательная женщина средних лет, одиноко сидела на лавочке, xозяин дома ушёл на ночную рыбалку
- Ну что, студент, не клюёт? - она рассмеялась. - А, может быть, не там ищешь?
Он сделал вид, что не понял намёка, пожелал ей спокойной ночи и завалился спать.


Быстро решил наш герой и проблему с питанием. Рядом с домом было большое кафе, готовили неплохо, но цены были высокие. К тому же постоянно гремящая из репродуктора музыка, одни и те же пошловатые шлягеры стали раздражать Илью, и он решил найти что-нибудь попроще и подешевле. И вскоре он нашёл небольшую столовую, на которой и остановился.

В первый же день он обратил там внимание на молодую симпатичную девушку, стоявшую на раздаче вторых блюд. Русоволосую, с голубыми глазами, с почти не исчезающей с лица милой улыбкой. Её длинная коса была обмотана на затылке в тугой узел, так что в профиль она казалась какой-то древнеримской богиней.

Уже на второй день Илья знал, что идёт в эту столовую с единственным желанием - снова увидеть эту девушку. Когда он появился в дверях столовой, она заметила его и помахала рукой. Это придало юноше смелость, и приблизившись за получением порции второго, он произнёс заготовленную фразу:
- У вас вкусно готовят. А как зовут прекрасную повариху, специалистку по вторым блюдам?

 - Меня зовут Валя, - просто, без жеманства ответила девушка. 
 - Валечка! - вдруг кольнуло далёкое воспоминание.- Как же они похожи! Только у этой лицо - сплошная улыбка. Илья хотел продолжить разговор, но стоящие за ним посетители зашумели:
 - Молодой человек, продвигайтесь, мы очень хотим есть!

О, как бы Илье хотелось познакомиться с этой девушкой поближе! И вскоре такой случай ему представился. Рано утром он поехал в железнодорожные кассы покупать билет на обратную дорогу. Купив билет и побродив немного по Одессе Илья взглянул на часы: скоро обед! Но не только голод манил юношу обратно в Черноморку. Сев в трамвай Илья уже знал, что всё это время он будет думать только о НЕЙ. И... о, чудо! На одной из остановок в трамвай через переднюю площадку входит ОНА! Илью будто подбросило и он устремился к ней. Девушка его тоже заметила, немного смущённая, но радостная улыбка озарила её лицо... Они разговорились.

Когда Илья сказал, что он только что закончил университет и будет поступать в аспирантуру, она рассмеялась:
- О, среди аспирантов у меня ещё не было друзей, ты будешь первым. А я студентка кулинарного техникума, сейчас здесь на практике. Только какая это практика, целый день на раздаче. Вообще-то, моя мечта - быть кондитером. Я - сладкоежка,- и она опять рассмеялась.

Вдруг завизжали трамвайные тормоза, поток нецензурных ругательств понёсся из кабины водителя... Необоримая сила инерции припечатала тело Ильи к телу девушки, он почувствовал её сразу всю: упругие груди, мягкий живот, лобок... Оказалось, какой-то пьянчужка решил перейти рельсы перед идущим на полной скорости трамваем, но не удержался и упал на рельсы. Слава Богу (и водителю), обошлось без жертв.

Когда волнения улеглись, Илья стал извиняться перед девушкой:
- Я тебя сильно придавил, тебе больно?
- Нет, ничего. Нормально придавил, - и она опять рассмеялась.
- Слушай, Валюша, ты когда сегодня заканчиваешь работу?
- В семь. Жди меня на нашей трамвайной остановке около газетного киоска.

Надо ли говорить, что юноша уже забыл про обед и стал готовиться к предстоящему свиданию. Прежде всего он отгладил свои парадные брюки и рубашку. Потом решил ещё раз побриться. Несколько минут смотрел в зеркало и решал: сбривать или не сбривать усы? Решил оставить - может быть благодаря им он и приглянулся девушке? Потом вдруг пришла мысль - одновременно стыдливая и радостная: нужно успеть забежать в аптеку, надо быть при амуниции...


...................................... ***..............................

Девушка пришла в семь двадцать:
- Извини, меня заставили поужинать вместе со всеми. Куда пойдём?
- В ресторан (Илья был голоден).
- Ты что? На полный желудок? А знаешь что, поехали сразу ко мне. Я ведь сейчас живу одна в дядиной квартире. Он у меня капитан большого сухогруза, они сейчас идут домой из Каира. Его жена с детьми у своих родителей, в Киеве. А меня вроде как за сторожа оставили.
О таком раскладе Илья и не мечтал, как всё удачно складывалось для него!

Но прежде чем идти домой, они зашли на почту - дядя каждый день посылал ей телефонограмму. Вернее, на почту зашла она, а его оставила за углом:
 - Я не хочу, чтобы нас видели вместе, тут меня все знают.
Через несколько минут она выскочила с радостным воплем, держа в руках телефонограмму: - Приход теплохода в Одесский порт задерживается на три дня!
Да, если уж везёт, так везёт!- порадовался за себя Илья.

Как только они зашли в квартиру, Валентина начала давать ему инструктаж: сними обувь, здесь не садись, сюда не заходи, ковры на полу лучше обходить, самому ничего не брать...
- Знаешь,  капитанша жутко строгая. Увидит соринку - скандал закатывает. Она наверняка приедет на встречу с мужем, а я могу не успеть сделать уборку.

- Ты, может быть, для начала угостишь меня чем-нибудь, я ведь с утра ничего не ел, - у юноши уже давно сосало под ложечкой.
- Тю, у меня же дома ни крошки хлеба нет, не говоря уж о другом. Да и зачем? Я же в нашей столовой и завтракаю, и обедаю, и ужинаю. А хочешь, я тебе свою коллекцию покажу?

Марки, что ли? - подумал Илья. Но Валя открыла шкаф, выдвинула одну из полок, и стала вытаскивать... косметику, бижутерию, нижнее бельё, какие-то кофточки, и духи, духи... Но всё это было в красивых целлофановых упаковках, всё импортное. Потом выдвинула ещё одну полку, потом другую...
- Это мне всё дядька из-за границы привозит, на приданное. Но я кое-что потихонечку продаю, деньги ведь тоже нужны.

Потом вытащила какую-то шкатулочку:
- А здесь у меня боны, их выдают вместо валюты. В магазине "Берёзка"...
Илья начинал скучать - не барахло же рассматривать он сюда пришёл.
- Слушай, у тебя проигрыватель есть? Пластинки? Давай потанцуем!

Она поставила пластинку - медленный танец. Юноша обнял мягкие плечи девушки, и они медленно поплыли... Илья приблизил свои губы к её губам, но она увернулась.
Сначала ему показалось, что она просто играет, но когда он повторил свою попытку, она остановила проигрыватель.
- В чём дело, Валюша?
- Ты хочешь меня целовать?
- Очень, очень хочу тебя целовать!
- Детка, ты, наверное, хочешь не только целовать меня, но и... гораздо большего?
- Голубоглазка, зачем задавать риторические вопросы?
- Хорошо, тогда, пожалуйста, иди сначала в ванную и сбрей свои усы!
- Что? Чего вдруг? Они тебе не нравятся? Честно говоря, мне они тоже порядком надоели, завтра утром буду бриться и они исчезнут.
- Нет, сейчас! - В её голосе появились стальные нотки.
- Валюша, тебя раздражают мои усы? Давай выключим свет и они исчезнут с твоих глаз.
- И ты опять полезешь целоваться?
- Как пить дать!
- Значит я не буду их видеть, но буду чувствовать на своих губах.

Илью стало раздражать её упрямство, и он выпалил:
- Сначала сбрей усы, потом... сделай обрезание. Так что ли?
- Дурак! - Девушка сделала вид, что обиделась.

Илья пытался отшутиться: - Но ведь как утверждают казачки, поцелуй безусого - всё равно что пища без соли.
Но девушка не приняла шутку: - Наелась я этой соли... Иди и сбрей! Или...
Или можешь иx выкупить.

Юноша оторопел, не зная, что ответить. Это было так неожиданно: она совсем не походила на девушек, которых он встречал вечером у ресторанов.
- Да ладно, шутка на шутку. Короче, иди и сбрей свои усы! Или...

Илья легко бы расстался со своими несчастными усиками, но не по приказу же этой девчонки. И потом, он интуитивно чувствовал, что дело здесь не в его конкретных усиках, что дело в чём-то другом. Может быть, она уловила его насмешливо-скептический взгляд, когда хвалилась своим приданным? Нет, чушь! И потом, она же его сюда сама привела. В чём же тогда дело? В чём его вина? Ведь всё так хорошо начиналось...

Повисла пауза... Валя посмотрела на часы:
 - Сейчас должен подойти последний - ночной - трамвай. Ты ещё успеешь.
Илья направился к двери.
-Подожди, я тебя провожу.
- Спасибо, я дорогу запомнил.
- Дело не в этом. Просто дворовая шпана тебя не пропустит.
- А ты её не боишься?
- Я? Они у меня знаешь где!- Она подняла сжатый кулачок:
 - Не забывай, я племянница известного  капитана дальнего плавания. Ну, пошли!

На улице не было ни души. Только в беседке сидело десять-двенадцать пацанов, о чём-то споря, курили. Увидев незнакомца, они, как по команде, встали и пошли навстречу.
- Отдыхайте, мальчики, отдыхайте, всё в порядке!
- А, это ты, Валюха. Привет. Если что, кликни, мы здесь.

На трамвайной остановке тоже было пустынно.
- Наверное пропустили? - С надеждой воскликнул Илья.
- Не боись, через минут пять подойдёт.
Они стояли молча, каждый думал о чём-то своём. Вдруг девушка, как бы продолжая начатый разговор, сказала:
- Я в прошлом году всё лето проплавала на сухогрузе дяди, буфетчицей работала. Помолчала. Усмехнувшись, продолжила:
- Там тоже были усатенькие. Да не в пример тебе, аспирантик, - oрлы! - Помолчала, как бы раздумывая: продолжать-не продолжать?
- Многих ночей я там недоспала...

И вдруг сорвалась на крик:
- Да, меня предупреждали, да, я знала, знала, на что шла! Но...но... какие же вы все... скоты! - Плечи девушки задрожали...
Ещё мгновение и Илья готов был схватить её за плечи, обнимать, гладить, целовать... Просить прощение. За себя? За кого-то другого? Или других - "усатеньких"?
Но подошёл трамвай, последний - ночной... Илья, не прощаясь, вскочил на подножку последнего вагона.


Домой Илья возвратился заполночь. Дверь комнаты была открыта, на ближней кровати кто-то мирно посапывал.
- Ну вот и первый сокамерник.
Он включил свет. На кровати спала... его хозяйка. Судя по тому, что её халат и нижнее бельё - лифчик, трусики - были аккуратно сложены на спинке стулa, она лежала под простынёй совершенно голой.

Что должен был делать в такой ситуации "настоящий мужчина"? Bыключить свет, раздеться и..."На моём месте так поступил бы каждый". Он вспомнил полушутливое-полусерьёзное наставление своего отца о том, что мужчина не имеет права уклоняться от двух вещей: от вызова на дуэль и от благосклонности женщины.
- Но нет, нет, не в эту проклятую ночь! - воскликнул про себя измученный юноша. Рухнул  на свою кровать и мгновенно забылся.

Проснулся он поздно. Кровать, на которой спала его хозяйка, была в первозданной неприкосновенности.
- Наверное, мне всё это приснилось?- подумал Илья. - И вчерашний вечер, и ночь...
Под ложечкой сильно заныло, чувство голода вернуло его к действительности. Он вышел во двор и направился к туалету. Проходя мимо кухни, заметил хозяйку, поздоровался.
Она не ответила на его приветствие, лишь с усмешкой, разбавленной укоризной,  произнесла:
- Что, студент, не везёт нам с тобой нынче в любви?!