Размышления о богатстве с позиции воспитания

Елисей Сыроватский
Здравствуйте, уважаемые друзья. Представляю Вашему вниманию статью на тему: "Размышления о богатстве с позиции воспитания". Автор затрагивает актуальную и дискуссионную проблему, назревшую в современном обществе. Уделяется внимание вопросам: истинного богатства, воспитательного процесса, а также "формальной путаницы". С уважением и наилучшими пожеланиями.



1) Богатство



Кто богатый и кто бедный -
Не формальность разрешит,
Зачастую неприметный
У богатства внешний вид...



     Богатство... Это так просто и сложно. Это так однозначно и неоднозначно. Это актуальный и дискуссионный вопрос, который останется таковым, не взирая на временные условия...Довольно часто, мы начинаем анализировать понятийные категории, начиная с буквального смысла или формального, не учитывая внутренний подтекст. Точно так же дело обстоит и с предложенным основным вопросом статьи: "Кого следует считать богатым?". Не сомневаюсь, что большинство жителей из населения земного шара ответят так: "богатым считается тот, кто не только обеспечил себе безбедное существование, но и приумножил его до уровня...И вот тут возникает второй основной вопрос: "До какого уровня?". Сможете ли Вы дать точный ответ на этот вопрос? - Вряд ли, потому что с каждой дополнительной единицей полученного блага (реализованной потребности) нам будет требоваться реализовать более существенные потребности и так до бесконечности...Увы, у человека не срабатывает механизм насыщенности в чем-либо, а поэтому, чем больше денежной массы имеется в распоряжении Человека, тем больше хочется приумножить. Это не значит, что нужно жить в нищете, но это означает то, что необходим разумный подход к данному вопросу. На основе этого, автор дает следующее определение "богатству", под которым понимает внутреннее состояние человека с разумным началом к получению и расходованию благ (духовных, материальных) по назначению. По мнению автора, богатству присущ не количественный аспект, а качественный, выражающийся в семейном благополучии, наличии родственников и друзей, способных прийти на помочь в жизненные невзгоды. Возразите, семейное благополучие пропорционально зависит от количественного аспекта богатства. Спорный вопрос. Можно ли считать богатым того, человека или ту семью, где есть "всё", но нет Главного: Разумного начала и элементарного понимания во взаимоотношениях супругов, когда жена живет с мужем только ради денег или в результате  воздействия каких-либо бытовых причин, но не по любви? - Нет. Тоже самое, что касается второй половинки. Идеальных отношений не бывает, но что касается жизнедеятельности, то богатство семьи состоит в том, чтобы все ее представители смотрели в одну сторону с позиции дальнейшего развития себя, как Личности, учитывая роль морально-нравственных ценностей. В формальном же определении богатства настораживает в первую очередь его неопределенность с позиции количественного аспекта, учитывая относительность. В определении приведенном автором, доминантной является внутренняя среда, а вторичной - внешняя, связанная с получением и расходованием благ. К данному вопросу уместно применение такого выражения: "не все то золото, что блестит".



2) Воспитательный процесс



От семян начальных басен
Расцветет душевный сад,
Если же Цветок прекрасен,
То народ-садовник злат...



     Воспитательный процесс является ключевым этапом развития будущей личности либо с морально-нравственными установками, либо отсутствием их. Если воспитательный процесс начинается с того, что расставляет приоритеты таким образом: первый план - деньги, а второй - человеческие отношение, то человек вырастит наибеднейшим, при этом числясь в списках самых богатых людей. Вы можете говорить и рассуждать о том, что это - утопия, парадокс, не имеющий права на существование. Формально, конечно, да. Но, обращаясь не ко всему золоту, что блестит, данное авторское суждение имеет смысл. Природа, если не все, то большинство дискуссионных вопросов разрешила за нас. Представьте любой цветок, который посажен на предполагаемой клумбе. Автор не зря привел пример садовника. Садовники - это наши родители, которые, закладывают зерно, дающее впоследствии культурные Плоды, или бездарно отцветшие. Ко второму случаю относится именно подмена или второстепенное значение незыблемого понятия "любовь" на мнимое первостепенное "деньги". В результате, формальное внешнее богатство цветка с одной стороны окультуривает клумбу, но с другой не оставляет после себя разумного Семени и отцветает бесследно. Даже в случае развития другого цветка с таким же отношением со стороны садовников, цветочное семейство не станет богаче. Воспитательный процесс, разумно расставляющий приоритеты - это одно из условий богатства Личности.



3) О совершеннолетней наглости



Сел на шею ножки свесил,
На родителей повесил
Все, что "можно" и "нельзя"
Это правильно, друзья?



     Прозвучало очень интересное замечание от одного из читателей-авторов после прочтения статьи "Размышления о втором счастье", сущность которого заключается в следующем: "если Ваши дети сядут на шею - это наглость?". Ответ автора таков: "до наступления совершеннолетнего возраста - нет" (ввиду воспитательного процесса и обязанностей родителей), но, как только человек становится самостоятельной единицей общества и отвечает за свои поступки - да". Все понятно, что для родителей дети навсегда останутся детьми, но раз уж мы оцениваем ситуацию на уровне общества, то становится очевидным следующее: работоспособность человека не дает ему права сидеть на шее у родителей. Не путайте и не подменяйте понятия "сидеть на шее" и "помогать в случае необходимости". При разных жизненных ситуациях нам всем предстало помогать друг другу. Но корень вопроса, заключающийся "в сидении на шее" по достижению совершеннолетнего возраста, априорно подразумевает "наглость".



4) Формальная путаница



Споры были, есть и будут
О формальности не впрок,
Те, кто "Главное" забудут,
Обесценят свой мирок...



     Итак, в первых двух вопросах уже было положено начало выражению авторской позиции "о богатстве", где в качестве доминантного аспекта рассматривалась не формальная составляющая, а духовная. Доказательство своей позиции автор видит в следующем примере: представим ситуацию близкую к идеальной. Предположим, что человек богат духовно на 49 процентов (из 100) и материально на 49 процентов (из ста). Что же получается? Формально человек будет жить и ни бедно, и ни богато, то есть относиться к средним слоям общества, но с духовной точки зрения перед нами получеловек, а это самое страшное, когда Разум в порабощении у инстинктов. Конечно, Вы можете возразить, если например увеличить примерные проценты, чтобы получился Человек близкий к идеалу. Такие есть, возможно, на этой земле и перед ними, как говорится, снимаю шляпу, но, как правило, будем объективными, сказав, что перенасыщение денежной массой невольно развращает Личность и приводит к губительным последствиям для общества. Примерами могут служить различные сферы общественной деятельности, где осуществляется формальная покупка знаний, чиновничий беспредел, а также при равноправии прав "начальник прав, смотри пункт первый".



5) Богатый бедняк



Тот богат, кто знает цену
От начал всему, что есть,
Кто не выдаст за измену
Никогда
"Любовь и честь".



     Заключительный пункт статьи "богатый бедняк" включает в себя следующий вопрос: "можно ли стать богатым, будучи бедным душой?". Однозначно, нет. Сколько бы у Вас ни было денег, как бы Вы ни были богаты, но истинного счастья не ощутить, не слившись с природой, не понимая Ее дыхания, не чувствуя Ее настроения. В конце концов, не чувствуя Разумной человеческой сущности. Опять абстрагируясь от формальности, раз уж статья публикуются на творческом сайте, автор приводит пример народных поэтов (А.С. Пушкин, С.А.Есенин, М.Ю. Лермонтов, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак), а также некое множество талантливых творческих личностей, у которых есть шанс зарекомендовать себя по прошествии определенного времени. Автор не станет акцентировать внимание на Их положительных и отрицательных качествах с Человеческой точки зрения. С Их жизнью Вы можете ознакомиться в учебных пособиях, но хотелось отметить следующее: при известной формальной бедности Поэтов, Они являются богатейшим наследием русской культуры и литературы. Им дан один из самых главных и ценных подарков - Душа, которая хотя и подвергалась, и подвергается всевозможным материальным гнетам и упрекам, но заключала и заключает в себе Божий дар, который априори богаче всех внешних золотых оков вместе взятых.