Экклезиаст, или коэлет

Сергей Есеня
Стихотворное переложение Наума Басовского

Слова проповедника, сына Давидова, царя в Иерусалиме:

Суета сует всё на свете, суета сует, суета —
все усилия бесполезны, и венчает надежды тщета.
Век за веком и род за родом тяжко трудится человек;
род уходит, и род приходит, а земля остаётся навек.
Солнце всходит, и солнце заходит, и опять на востоке встаёт,
ветер мчится на юг и на север, чтобы снова уйти в полёт,
чтоб, восток облетев и запад, возвратиться на круги свои;
и все реки стекают в море — но всё так же плывут корабли;
не наполнится море сверх меры и за край не выплеснет кладь,
и куда бежали реки, туда продолжают бежать.
Все заботы трудны, но тщетны — ни одна не оставит след:
не пресытятся уши звуком и глаза не насытит свет.
Всё, что будет, когда-то было, и не раз на стезе земной;
что творилось, то и творится, и нет нового под луной.
Кто-то скажет: — Смотри, вот новость! —
                услыхав занятный рассказ,
a это уже случалось в те века, что прошли до нас.
И как мы не помним о прежнем, ушедшем в царство теней,
так не вспомнят о нашей жизни те, кто придёт поздней.
Я, царивший в Иерусалиме, жизнью всей и мудростью всей
постичь задумал под небом ход событий и суть вещей.
Мне, царю из Давидова рода, дал тяжёлую ношу Бог!
Видел я все дела под солнцем и в одном убедиться мог —
завершает любые деянья одинаково пустота:
все стремления — ловля ветра и усилия все — тщета.
Всё, что будет, когда-то было, но исчезло в пустынях лет;
распрямить кривизну невозможно и расчислить то, чего нет.
Суета сует всё на свете! Сам себе я промолвил так:
вот я мудрость свою умножил, как зерно умножает злак;
стало сердце моё для знания, словно улей для роя пчёл, —
всех, кто был до меня над Израилем,
                я премудростью превзошёл.
Но сравнив безумье и мудрость, понял я на все времена,
что и это — пустое томленье, ибо участь у них одна:
рок и мудрому, и безумцу прерывает с насущным связь,
только мудрый уходит в печали, а глупец уходит смеясь.
В многой мудрости много скорби:
                больше знаю — сильней скорблю;
человек, умножающий знанье, умножает печаль свою.

Взору сладостны и сердцу лепестки в садах весенних,
виноградных гроздей тяжесть, юных женщин красота.
Я сказал себе: попробуй, испытай себя весельем,
познакомься с благом жизни! Оказалось — всё тщета.

Равно мудрость и безумье я впускал в свои чертоги,
говорил заботе: властвуй! говорил вину: пьяни! —
чтобы честно разобраться — по какой идти дороге,
как нам лучше жить на свете в наши считанные дни?

Я дома себе построил, цветники разбил у входа,
насадил дерев плодовых, виноградники взрастил.
Мне дары свои дарила изобильная природа,
ибо ей я отдал много и забот своих, и сил.

Я купил рабов могучих, нанял слуг нетерпеливых,
проложил я сеть каналов, чтоб всегда была вода,
и по праву необъятен урожай на тучных нивах,
и бесчисленны отары, и ухожены стада.

Но, богаче всех богатых, не копил сокровищ втуне:
дорогих наложниц ласки, пышный двор, обильный стол,
голоса певцов прекрасных, танцы дивные плясуний, —
всех, кто раньше был на троне, я и в этом превзошёл!

Не отказывал я сердцу всякой радостью упиться,
всё, чего глаза просили, тут же дать им был готов,
ибо знал, что в том даянье воздавалось мне сторицей
и за мудрое начало, и за праведность трудов.

Но хотя мой ум и руки потрудились беззаветно,
оглянулся я однажды на чреду достойных дел —
и увидел, что и это — всё тщета и ловля ветра,
ибо глупость пред рассудком я унизить не сумел.

Что с того, что ум возводит всё надёжно и красиво,
мудрый видит всё на свете, а глупец бредёт во мгле?
Свет, конечно, лучше мрака и пустыни лучше — нива,
но исход один и тот же ждёт любого на земле.

Снова род пройдёт за родом, и придут иные люди,
но и этих, вновь живущих, та же участь ждёт в конце,
и о мудром, жившем раньше, так же памяти не будет,
как не будет о безумце, как не будет о глупце.

Так зачем я был под солнцем столь прилежным и премудрым?
Утруждал я ум и сердце, собирал добро, и вот —
то, чем нас заботил вечер, всё равно забудут утром
те, которым наша доля по наследству перейдёт.

И тогда возненавидел я судьбу и труд подённый,
ибо это — ловля ветра, это — суета сует:
как узнать, каким он будет, мой наследник отдалённый, —
столь же мудрым и прилежным? — а скорей всего, что нет.

Я ему дома оставлю, и в плодах тяжёлых ветви,
и прозрачные каналы к тучным нивам и садам,
но увижу, оглянувшись: всё тщета и ловля ветра, —
и в прощальный вечер сердце я отчаянью предам.

Был мой труд под солнцем мудрым, и умелым, и успешным,
а плоды получит кто-то, не поднявший и перста,
или тот, кто в безрассудстве бродит, как во тьме кромешной, —
и сказал тогда себе я: всё на свете суета!

Всё тщета, томленье сердца, умножение печали,
возведение строений на колеблемом песке.
Наши дни полны заботы, и покоя нет ночами,
но глупец уйдёт с весельем, а мудрец уйдёт в тоске.

Даже есть и пить под солнцем после праведной работы,
чтобы плоть была во благе, чтоб душа была пьяна, —
даже это, я увидел, на земле дано от Бога,
ибо только Бог дарует сладость хлеба и вина.

Но о том в короткой жизни невозможно знать заране,
и награда человеку неизвестна никогда;
лишь тому, кто благ для Бога, Он даёт не только знанье,
а вина и хлеба сладость после долгого труда.

А тому, кто согрешает, Он внушает незаметно
собирать, копить и множить, проливая тяжкий пот,
и понять в свой час последний: всё тщета и ловля ветра, —
и отдать в чужие руки плод бессонниц и забот!..

Свой час под небом для множества дел,
и всякому делу свой предел:
время родиться и время умирать,
время насаждать и время вырубать,
время убивать и время воскрешать,
время возводить и время разрушать,
время плакать и время смеяться,
время избегать и время сливаться,
время пляске и время рыданью,
время камни швырять
            и время складывать камни,
время терять и время искать,
время рвать и время сшивать,
время тратить и время копить,
время ненавидеть и время любить,
время разговору и время тишине,
время миру и время войне.
Тем самым сказал человеку Бог:
всё прекрасно, когда оно в срок, —
прекрасно,
                но благом ли будет оно —
этого знать никому не дано:
узнал я, что осиянная мгла
от нас укрывает Божьи дела.
Только и благ на свете есть,
что работать на совесть, пить и есть,
но без Божьей воли ни труд, ни еда
тебя не обрадуют никогда.
Что Бог творит — пребудет вовек:
ни отнять, ни прибавить тебе, человек.
Что есть, то было и будет опять,
а небывшее может лишь Бог создать.
Случалось, мне видеть нечестный суд
и слуг закона, которые лгут,
но для каждого дела назначен срок:
грешного с праведным рассудит Бог.
И я подумал: Бог сделал так,
всюду Свой оставляя знак,
чтоб человек знал наперёд,
что без Божьего духа — он просто скот:
без Него одинаково невмоготу
и человеку жить, и скоту;
одна и та же их участь ждёт —
ведь умирают и люди, и скот;
и для человека, и для скота
без Божьего духа — всё тщета.
Никто не скажет, солгать не боясь,
что душа скотины уходит в грязь,
а душа человека — в небесных мирах:
что вышло из праха — вернётся в прах.
Я увидел — нет большего блага нам,
чем вовремя радоваться своим делам,
потому что вся наша доля в том:
никто не знает, что будет потом.

И ещё я увидел: творится под солнцем гоненье,
угнетённые плачут, но им утешителя нет.
Беспощаден тиран, а у подданных — только терпенье, —
и восславил я тех, кто покинул мучительный свет!

Благо мёртвым, ушедшим, оставшимся в памяти тенью;
ещё большее благо тому, кто не жил никогда,
кто не ведал ярма, на себе не познал угнетенья
и пустую тщету не увидел в итоге труда.

И ещё я узнал, что плодами не вызреет завязь,
если чьим-то успехом завистливо мучишься ты:
все старанья твои пожирает недобрая зависть,
оставляя тебе только полные горсти тщеты.


И ещё я узнал, что из сeрдца уходит отрада,
если ты одинокий, и рядом с тобой — никого.
Вот живёт человек, не имея ни сына, ни брата,
и бывает, что спросит: — Зачем я тружусь, для кого?

Худо быть одному — одинокие блага не имут;
быть хотя бы вдвоём — и уже не напрасны труды:
если двое в пути упадут, то друг друга подымут,
если двое возжаждут — друг другу достанут воды;

двум лежащим тепло, одному же никак не согреться,
и с двумя совладать никому не удастся спроста,
и не сыты добром одинокие очи и сердце,
ибо время приходит узнать, что и это тщета!

Это может случиться в богатом и бедном жилище,
и правитель иной, угнетающий тьму бедолаг,
даже в царственном сане последним окажется нищим,
разгадать не умея беды упреждающий знак.

Ловлей ветра окажется власть и тщетою — наследство,
и для пользы людей, проживающих в этом краю,
мальчик бедный, но умный займёт одряхлевшего место,
чтобы выказать волю и раннюю мудрость свою.

Время властвовать будет и время, судьбу подытожа,
в свой черёд уступить и подумать о прошлом в тиши...
Но забудут того, как забудут и этого тоже —
всё на свете тщета и пустое томленье души!

Следи, как ступаешь, в дом Божий идя:
чем с глупцами молиться, отдайся думам;
слова их шумны, как струи дождя,
и зло умножается этим шумом.

Не торопись, если разум впотьмах,
слово вымолвить, предстоя перед Богом:
ибо ты на земле, а Он в небесах;
потому, молясь, говори немного.

Непомерна словами речь глупца,
но дальше идёт он, их не помня.
Ты же, дав обет, иди до конца,
и что обещал, непременно исполни.

Не давай устам ввести тебя в грех,
пусть звучат слова уместно и строго:
дело сам превратишь в пустой орех,
если речью пустой прогневишь ты Бога.



Много тщетных слов рождают мечты,
если мечтать о манне небесной;
лишь Бога должен бояться ты,
а судьба пусть останется неизвестной.

Еле дышит под гнётом иная страна,
деспот царь, и судьи несправедливы.
Но слабей поборы — скудней казна,
и, значит, царь в рабстве у нивы.

Но не знает блага любитель копить:
чем больше добра — тем охотней гости
приходят, чтоб даром есть и пить,
а владельцу — тщеты полные горсти.

Сладок сон работящего, поел или нет, —
богачу и в сон от забот не деться;
злейший недуг знает белый свет:
богатство, хранимое во зло владельцу!

А пропадёт оно, как видения в снах,
хоть будут полны закрома и посуда:
как он вышел из чрева матери наг —
так нагим уйдёт и отсюда.

Ни денег из подвала, ни мёду из сот,
ни вина из кувшинов чеканной меди
уходя, он с собою не унесёт,
и что пользы ему, что трудился на ветер?

И все-то дни он скорбью ведом,
и жадность из глаз выжимает влагу...
Есть, и пить, и вдохновляться трудом —
вот единственное в жизни благо.

И если это дал тебе Бог,
а не только одно людское имя,
Он сделает так, чтобы ты смог
воспользоваться трудами своими

и взять свою долю богатств и добра, —
а если Бог не пошлёт привета,
то, что радовало тебя вчера,
окажется завтра ловлей ветра...

Я вновь повторю про великое зло,
которое видел на свете:
копил человек, человеку везло,
но нет ему власти над этим.

Пусть множество лет проживёт он, спеша,
пусть будет семья многодетна,
но коль не насытилась благом душа,
пуста его участь и тщетна.

Скажу я, что выкидыш даже — и тот
счастливей уж тем, что он не был:
из тьмы он пришёл — безымянным уйдёт
в полночное чёрное небо.

А этот над жизнью, как ворон, кружил,
не ведая блага от Бога,
и если б две тысячи лет он прожил,
и это бы было немного.

Трудился весь век, но трудился для рта,
для хлева, мошны и подвала,
и разве всё это — не та же тщета,
как в жизни бесплодной и малой?

И чем же мудрец превосходит глупца,
а честный трудяга — злодея?
Вся жизнь, если блага не алчут сердца, —
тщета и пустая затея.

Живи и работай, а плох ли, хорош, —
зависит от Божьего взгляда.
Есть множество слов, умножающих ложь,
но в них ли людская отрада?

Простые вопросы приходят в наш дом,
но как же непросто с ответом:
что будет на свете, когда мы уйдём,
и кто нам расскажет об этом?!

Лучше доброе имя, чем добрый елей;
в доме пиршества лучше стоять у дверей,
в доме плача — молиться со всеми:
там ушёл человек, там рыдают, скорбя;
и такой же удел ожидает тебя,
потому что отмерено время.

Лучше горькая скорбь, чем бессмысленный смех;
сердце мудрого — в доме, где горе у всех,
а глупца — в обиталище смеха.
Лучше мудрый укор, чем глупца похвала:
как от веток в костре поутру лишь зола,
так от глупых речей — только эхо.

Не от мудрости эти вопросы твои,
если спросишь: как вышло, что в прежние дни
было лучше под солнцем, чем ныне? —
ибо ты о прошедшем не знал ничего;
лучше дела конец, чем начало его,
и терпение лучше гордыни.

Мудрость — благо, конечно, сама по себе:
у кого для неё было место в судьбе,
тот прожил под серебряной сенью.
Нет, никто не расправит, что Бог искривил,
но иное зависит от собственных сил:
часто в знании — жизни спасенье.

Сердцем радуйся дню, если выпал благой,
но не сетуй на день, если выпал плохой, —
оба дня равно посланы Богом,
чтоб создать равновесье скорбей и утех,
чтобы ты, человек, после этих и тех
ничего не нашёл за порогом.

Я узнал равновесия облик иной:
гибнет праведник, мало прожив под луной,
нечестивцу же срока не видно.
Будь же праведным, будь, но не всею душой:
для греха в ней оставь уголок небольшой, —
и любая судьба не обидна.

Сколько б ни было жить нам отсчитано лет,
а такого среди самых праведных нет,
чтобы не согрешил хоть немного.
Но и грешный, и праведный, — этот и тот, —
жизнь проводит в чреде бесконечных забот,
а блажен лишь боящийся Бога.

Слух к молве обращая, будь сердцем не слаб:
проклинает тебя твой же собственный раб —
но и ты проклинал властелина!
Ты хотел, чтобы чтили в тебе мудреца,
а придётся узнать на пороге конца:
мудрецу и глупцу всё едино.

То, что в этих словах заповедал тебе,
я постиг по своей многотрудной судьбе, —
далеко, глубоко всё, что было.
Был я глуп и безумен и в жизнь не вникал;
был я жаден до знанья и смыслы искал;
стал я мудрым, но сердце остыло.





Но пока не забылось кипенье страстей,
избегай, говорю тебе, женских сетей,
ибо женщина — горше кончины:
руки женщины — узы, ловушка она,
с ней об истинном благе на все времена
забываешь, не помня причины.

Я благого искал; труд велик и тяжёл;
одного лишь из тысячи мужа нашёл,
а из жён — ни одной: это омут.
Божье благо вовеки неведомо им,
ибо Бог сотворил человека прямым,
а они в ухищрениях тонут.

Есть ли кто на свете, столь рассудком велик,
чтоб ему в сих словах не случилась закавыка:
Мудрость человека озарит его лик,?
и переменится дерзость его лика

Приказ царя выполняя, помни про высь,
откуда Божьи приказы к тебе летели.
Не скажешь царю: — Что делаешь? Остановись! —
но можно не участвовать в неправом деле.
Соблюдающего заповедь минует позор,
даже если на него неправый укажет,
ибо всякой вещи свой срок и приговор,
ибо зло на злодея, умножившись, ляжет.

Никто не знает, что будет потом,
и нет никого, кто расскажет об этом;
в руках человека — поле и дом,
но нет человека — владыки над ветром,
и над смертным часом власти нет,
нет лишнего мига — успеть проститься, —
и оружие не спасёт на войне,
и злодеяние не выручит нечестивца.

Бывает, властвует над людьми человек,
к нечестивости их понуждая силой.
Он думает, владычество это — навек,
оно же кончается просто могилой:
в святое место его несут
им притеснённые, роптать не вправе;
но время свершит беспристрастный суд —
он будет забыт в стране, где правил.







Люди осмеливаются делать зло
оттого, что за зло воздаётся неспешно;
каждый раз ликуя: опять повезло! —
сотню зол совершить успевает грешник.
Но у нечестивца не жизнь, а тень,
потому что он не боялся Бога,
а тому, кто боялся, каждый день
дарована будет к благу дорога.

Да, знаю, есть люди праведных дел,
что живут, как должны нечестивцы: мучась,
а кому за грехи полагается горький удел,
тем достаётся праведных участь.
Но и это тщета, суета сует,
и не нужно сетовать, хмуря лица:
под солнцем иного блага нет
кроме как есть, пить и веселиться.

А смысл бытия в череде ежедневных забот
на дорогах прямых и на извивающихся, как змеи,
сколько б ни трудился искать человек — не найдёт,
и мудрец не найдёт, даже возомнивший, что сумеет.

Это всё я запомнил в сердце, дабы это всё объяснить, —
что у Бога в руке от праведных и от грешных деяний нить:
вот человек созерцает, трудится, спит в дому,
но никогда не знает, что предстоит ему —
ждёт любовь его или ненависть, ждёт мир его или война.
Всё, как всем; и праведному, и грешному участь одна;
чистому — и осквернённому, презревшему участь благих;
тому, кто приносит жертвы — и кто не приносит их;
тому, кто клянётся всуе легко всегда и везде —
и кто боится клятвы даже в крайней нужде.
Во всём, что было под солнцем, и во все времена
есть печаль из печалей — что участь у всех одна.
На свершение зла потому-то осмеливается злодей,
и покуда живы под солнцем, безумье в сердцах людей.
Ибо всегда есть надежда у того, кто ликует: — Живу! —
ибо живой собаке лучше, чем мёртвому льву,
ибо живые знают, что все умрут всё равно,
но мёртвым даже и этого знать уже не дано,
и нет им более платы, ибо память о них ушла,
а любовь их, ненависть, зависть — сгинувшие дела,
и не найдётся для мёртвых обычной доли земной
во всём, что в мире делается под солнцем и под луной.
Так ешь же в радости хлеб свой и в радости пей вино,
ибо твои деянья Бог предрешил давно.
Пусть будут во всякую пору одежды твои белы,
и пусть не оскудевают нивы твои и столы,
и если жену ты любишь, наслаждайся любовью с ней
отмеренные дни и ночи тщетной жизни твоей,
ибо тебе под солнцем дарованы Богом они —
достойные и недостойные, все твои тщетные дни.
Заполни трудом и радостью каждый миг бытия:
она такова от Бога, доля в жизни твоя.
Я всякий раз бы ответил, если бы ты спросил:
что хочется делать — делай в меру отпущенных сил,
ибо там, в грядущей могиле, даже слабый не брезжит свет,
и там ни дел, ни расчётов, ни знаний, ни мудрости нет.
И ещё довелось мне увидеть — я повторю для всех, —
что не быстрым удача в беге, и не храбрым в битве успех,
и не мудрым хлеб, и богатство — не запасающим впрок,
но каждому срок и случай, только случай и срок.
А знать не дано человеку, когда поглотится мглой,
как не знает этого рыба, влекомая сетью злой,
как не знает этого птица, влетевшая в злой силок,
но каждому срок и случай, только случай и срок!

Видел я мудрость под солнцем, большой показалась она:
вот городок неприметный, вокруг городка стена,
и в стене непрочные камни, и в городе мало сил,
а его с превеликим войском напавший царь осадил;
в городе смерть и голод, в городе плач и стон;
нашёлся бедный, но мудрый, и город избавил он,
мудрых советов слово вовремя говоря;
но его потом и не помнили, а помнили все царя,
хотя того достояньем был только глупый крик, —
но тихому мудрому слову народ внимать не привык.
И видя это под солнцем, тогда я подумал так:
мудрость лучше, чем храбрость, но если мудрый — бедняк,
если он тих и скромен и не владыка ничей,
то мудрость его презирают и не слышат его речей.
В мудрости больше блага, чем в орудьях войны, —
Бродя в жару от дохлых мух, смердит елей нательный,
и капля дури тяжелей, чем множество ума.
О деле думы мудреца, у глупого — бездельны,
дорога каждая ему крута и непряма.

Ищи прямой и ясный путь и затверди отныне,
что если в гневе властелин и жизнь твоя лиха,
ты не перечь ему, его не разжигай гордыни,
и будет благо для тебя: подальше от греха.

Под солнцем зло встречалось мне — оно, как наважденье
(уверен я, довольно раз его видал и ты), —
что от имеющего власть исходит заблужденье,
когда дарованы глупцам высокие посты,




когда рабы сидят в седле, в параде выступая,
и, как рабы, идут пешком достойные князья...
Но знаю: в яму упадёт тот, кто её копает,
и на того, кто сносит дом, набросится змея,

и пострадает от ствола неумный рубщик леса,
и будет тот, кто камни бьёт, осколком уязвлён, —
не расколоть тугой чурбак, не заточив железа:
когда нет мудрости в труде, увы, без пользы он.

Когда ужалила змея, нет смысла в заклинаньях,
бездумные уста глупца его же уморят,
и бесконечные слова без мудрости и знанья
не воскресение несут, а прибавляют яд.

Не знает он, что ждёт его, и кто ему расскажет? —
а труд, в котором пользы нет, лишь утомит глупца.
С утра до вечера глупец лишь слово к слову вяжет;
не вслушивайся — в тех речах ты не найдешь конца!

Ещё под солнцем понял я: стране, где царь неволен
и где князья с утра в пиру, — ей горе, той стране;
и благо той стране, где царь — мыслитель или воин
и где князья едят и пьют в вечерней тишине.

В упадок от ленивых рук приходит остов дома,
и крыша у того течёт, кто руки опустил;
когда ж уверенной рукой страна к добру ведома,
ей светят солнце и луна и тысяча светил.

Там ставят хлебы на столы для доброго застолья,
чтоб хоть иныe вечера казались нам легки.
Увеселяет жизнь вино — с него мечтаньям воля,
оно развязыает нам умы и языки.

Но не хули нигде царя и не хули богатых:
пусть даже люди промолчат, но птицы разнесут,
и будет поздно локти грызть и укорять пернатых,
когда над головой твоей мечом нависнет суд.

Краюху свою преломи и пусти по воде
и, долю с голодным деля, в справедливость уверуй:
воздастся за благо твоё семикратною мерой,
когда доведётся тебе оказаться в беде.

Под солнцем любое событие — ждём ли, не ждём, —
имеет последствия, нашим желаньям не внемля:
сосна, захирев, упадёт неизбежно на землю,
и туча, наполнившись влагой, прольётся дождём.



И всё-таки нужно решаться — и дело свершать,
и страх ошибиться уметь оставлять незаметным,
не то испугается сеять следящий за ветром,
а тот, кто на тучи глядит, испугается жать.

Неведомо как появляется мягкая плоть
и твёрдые кости младенца во мраке утробы;
и так же неведомо, царству добра или злобы
деяние служит, — а это решает Господь.

Так сей же зерно и руке не давай отдохнуть,
а будут ли всходы, не будут, — не думай об этом,
и радуйся каждому мигу под солнечным светом,
стараясь пройти до конца предназначенный путь.

И помни о том, что за гранью пути — темнота,
и помни о днях темноты, ибо их будет больше,
и радуйся свету, в котором явление Божье,
и радуйся дню, ибо всё, что наступит, — тщета.

Возрадуйся, юноша, зримым влеченьям своим,
под солнцем за ними иди с упоеньем по свету,
но помни, что Бог призовёт непременно к ответу!
                1978-1989

                FIN